Системные изменения налогового законодательства обсудили участники дискуссии «Налоговые вызовы для мира и Украины» — PRAVO.UA Системные изменения налогового законодательства обсудили участники дискуссии «Налоговые вызовы для мира и Украины» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Системные изменения налогового законодательства обсудили участники дискуссии «Налоговые вызовы для мира и Украины»

Системные изменения налогового законодательства обсудили участники дискуссии «Налоговые вызовы для мира и Украины»

  • 23.06.2020 14:46

Первая сессия VII Международного налогового форума открылась дискуссией «Налоговые вызовы для мира и Украины», модератором которой выступил Ярослав Романчук, управляющий партнер Юридической группы EUCON. В ходе обсуждения участники попытались найти баланс интересов между государством и налогоплательщиком, обсудили назревшие вопросы легализации доходов и ликвидации налоговой милиции и создания Бюро финансовых расследований.

О планах законодателей рассказал Даниил Гетманцев, председатель Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Он отметил, что сейчас комитет разрабатывает целый блок законопроектов относительно детенизации работы крупного бизнеса и присоединения Украины к соглашению FATCA и МСА, что позволит осуществлять автоматический обмен информацией, в том числе об активах наших резидентов за рубежом.

Самым главным достижением он считает принятие закона № 466-ІХ, который внес системные изменения в налоговое законодательство, направленные на предотвращение уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. Учитывая критическое восприятие некоторых его норм бизнес-сообществом, в ходе дискуссий были наработаны изменения в этот закон, которые предусматривают отсрочку введения института контролируемых иностранных компаний (КИК) на год, таким образом первым отчетным периодом по КИК будет 2022-й.

Даниил Гетманцев обратил внимание, что весной 2019 года было ратифицировано соглашение МLI, согласно которому вносятся изменения во все договоры об избежании двойного налогообложения. И именно в этом соглашении институт деловой цели уже реализован, поэтому он регулируется не только Налоговым кодексом, но и международными договорами.

Спикер заявил, что сейчас уже есть концепт «нулевого декларирования», согласованный с Президентом, и, скорее всего, это декларирование будет введено с 1 апреля 2021 года. При этом Даниил Гетманцев подчеркнул, что декларации, поданные в ходе налоговой амнистии, не могут быть доказательствами в гражданских, уголовных, административных и др. делах.

Анализируя преимущества и недостатки закона № 466-ІХ, Светлана Мусиенко, партнер Sayenko Kharenko, отметила, что внедрение международной практики в украинское законодательство является неизбежным, иначе бы нашу страну внесли в черные списки ЕС, что поставило бы под удар сотрудничество с иностранными донорами, такими как МВФ.

На ее взгляд, претензии бизнеса к изменениям налоговых правил можно разделить на две группы: первая – это непринятие новой действительности, налоговой прозрачности и необходимости перестраивать свою деятельность. Вторая группа претензий вполне оправдана, так как относится к дискреции полномочий налоговых органов, перегруженности судебной системы, сохранности конфиденциальной бизнес-информации, которая будет сообщаться налоговым органам. Она советовала бизнесу и адвокатам использовать время отсрочки введения в действие норм закона № 466-ІХ для подготовки и приведения бизнеса в  соответствие с формулой, которая действует в ЕС. Государство тоже должно проделать большую работу в области правоприменения, а администрирование вопросов, связанных с КИК, стоит поручить отдельному специальному подразделению в рамках Государственной налоговой службы. Также необходимо массовое повышение квалификации как сотрудников налоговых органов, так и представителей судебной системы и адвокатов.

Семен Ханин, управляющий партнер ЮК «АМБЕР», сделал небольшой экскурс в историю создания Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСР), в которую сегодня входят 37 стран, дающих в сумме 60% ВВП и объединяющих 17,7% населения планеты. Спикер напомнил о модельной Конвенции об устранении двойного налогообложения 1977 года и Конвенции об устранении вредоносной налоговой практики 1988 года, Руководстве по трансфертному ценообразованию 1995 года. При этом г-н Ханин подчеркнул, что все перечисленные конвенции не смогли кардинально улучшить состояния дел с уклонением от уплаты налогов, и ХХІ век 20 наиболее развитых стран мира встретили с 250 млрд долларов недополученных налогов в год. Именно это привело к разработке плана BEPS и стандарта CRS, опубликованного в 2015 году.

Семен Ханин отметил, что в данном случае речь идет о легальной минимизации налогов, которой занимались крупнейшие компании мира, размещая филиалы в других странах и используя разночтения налогового законодательства. По его мнению, проблема Украины совсем в другом – в нелегальном уходе от налогов, с которым нужно бороться.

Спикер отметил, что в вопросе легальной минимизации налогов Украина и страны «большой двадцатки» находятся по разные стороны баррикад, поскольку то, что выгодно им, не выгодно нам. Г-н Ханин проанализировал принципиальную разницу между налоговыми системами Украины и других стран, указав на недостатки ведения бизнеса в нашей стране.

По его мнению, создание в Украине равных условий с развитыми странами приведет, по примеру России, к бегству бизнеса и капиталов за рубеж, в более благополучные юрисдикции.

Имплементируя международные правила, Украина лишает свой бизнес последних преференций, в то время как другие страны стараются такие преференции сохранить, невзирая на внешнее давление, тем самым сохраняя свою инвестиционную привлекательность.

Позицию бизнеса в дискуссии представлял Александр Громыко, президент Украинской ассоциации производителей, который отметил, что он является сторонником всеобщей фискализации, при этом привел пример Болгарии, где такая практика успешно работает. Также в качестве недостатка украинской системы налогообложения он указал непрозрачность цепочки реализации продукции. Несмотря на позицию членов своей ассоциации, которые выразили много замечаний к законопроекту № 1210, г-н Громыко считает неизбежными процессы деофшоризации и детенизации экономики, однако резкие изменения тяжело воспринимаются бизнес-сообществом, поэтому он положительно относится к идее отложить на 2023 год внедрение некоторых норм закона № 466-ІХ.

Говоря об амнистии капиталов по ставке 5% и 9%, президент Украинской ассоциации производителей подчеркнул, что предыдущие попытки правительства реализовать такую амнистию не увенчались успехом, в качестве же успешного опыта привел пример Италии, где в 2001 году капиталы амнистировались по ставке 2,5%. По его мнению, амнистия капиталов – не способ для государства заработать деньги, а создание некоторой точки отсчета, с которой начинается честное декларирование и налогообложение доходов.

Александр Громыко положительно оценил в качестве меры по борьбе с последствиями коронавируса уменьшение налога на прибыль, а также, опираясь на опыт Польши, высказался за введение в Украине налога на выведенный капитал.

О влиянии налоговых инициатив на фармацевтическую отрасль говорил Дмитрий Таранчук, директор по правовому обеспечению АО «Фармак». Он заявил, что большой бизнес готов играть по правилам, но эти правила должны быть понятными, предсказуемыми и иметь экономический смысл. Если говорить о плане BEPS в общем, можно отметить положительные моменты, которые дала Украине его реализация, в частности, компания «Фармак», как один из крупнейших экспортеров, почувствовала положительные изменения в валютном регулировании. В качестве негативного момента спикер указал абсолютно нерелевантные сроки введения в действие норм закона № 466-ІХ, поэтому считает позитивной инициативу по его отсрочке, чтобы бизнес успел подготовиться к выполнению этих норм.

Дмитрий Таранчук отметил, что легальная налоговая оптимизация не всегда является определяющей для крупного бизнеса при создании корпоративной структуры. Одним из таких факторов, по его мнению, является уровень защиты бизнеса и прав интеллектуальной собственности в той или иной стране. Поскольку в Украине этот уровень пока недостаточен, компаниям приходится проводить свои исследования и разработки в тех юрисдикциях, где государство не только защищает интеллектуальную собственность, но и стимулирует инновационную деятельность.

Говоря о «нулевой декларации» для конечных бенефициаров КИК, Мирослав Гнидка, руководитель юридического департамента группы компаний Merx, руководитель проектов ГК Merx, адвокат, обратил внимание, что в случае ликвидации КИК до 31 декабря 2020 года доходы, полученные в результате ликвидации, подлежат налогообложению. Он видит риск такой ситуации в том, что депутаты могут исключить эту норму из Налогового кодекса и владельцы бизнеса, которые рассчитывали на определенные преференции, получат налогообложение по ставке 18%. По мнению г-на Гнидки, нестабильность украинского налогового законодательства ставит под сомнение необходимость для бизнеса осуществлять определенные действия относительно выхода из офшорных зон.

Анализируя нормы закона № 466-ІХ, спикер подчеркнул, что они не решают проблему неуплаты налогов полностью и не стимулируют к кардинальным переменам. По его мнению, не только низкие налоги заставляют украинский бизнес держать активы за рубежом, но и безопасность, судебная и правоохранительная системы. Ведь если в период карантина в Польше бизнес стимулировали финансовыми вливаниями, то украинский бизнес в это время «стимулировали» дополнительными безосновательными запросами налоговой.

Подводя итог дискуссии, Ярослав Романчук отметил, что имплементацией плана BEPS, ратификацией Конвенции MLI и принятием закона № 466-ІХ изменения налоговой систему не заканчиваются. На очереди – принятие закона и имплементация стандарта CRS, принятие закона о легализации доходов и Бюро экономических расследований. Он констатировал: участники дискуссии были единодушны во мнении, что государство пока не в состоянии обеспечить равные для всех правила игры и системную работу с бизнесом.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA