Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Семена мнения

  • 18.06.2019 10:05

Мнение о необходимости легализации использования конопли в медицинских целях нашло поддержку 101 народного депутата Украины, которые предложили установить государственный контроль над посевом растений конопли

 

Алина Назарчук «Юридическая практика»

В распоряжении Кабинета Министров Украины «Об утверждении Стратегии государственной политики относительно наркотиков на период до 2020 года» от 28 августа 2013 года № 735-р указано, что для обеспечения использования наркотических лекарственных средств в медицинских и научных целях необходимо разработать с учетом мирового опыта и внедрить стандартные схемы их применения. Однако реализация Стратегии требует разрешения вопроса относительно оборота растений рода конопли, которые не содержат наркотических веществ в опасных количествах. За применение конопли в медицинских целях выступил 101 народный депутат Украины, зарегистрировав в парламенте 20 мая 2019 года проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения фундаментального права лица на жизнь» (законопроект № 10313).

Научное обоснование

В пояснительной записке авторы законопроекта, ссылаясь на научные исследования, разъясняют, почему растение конопли далеко не всегда может служить сырьем для изготовления наркотиков.

Дело в том, что растение конопли состоит из более чем 200 разных химических соединений, которые отличаются по своему воздействию на организм человека. При этом тетрагидроканнабинол (ТГК) — единственное вещество, выявленное сегодня в конопле, которое при условии регулярного употребления в виде отдельного вещества и в высокой концентрации может иметь негативное психоактивное воздействие на организм человека. Вместе с тем в комплексе с канабидиолом (КБД) психоактивное действие ТГК нивелируется. КБД не только обезвреживает негативное влияние ТГК, но и позволяет возобновить нормальное функционирование мозга, говорится в пояснительной записке.

Авторы законопроекта подчеркивают, что предлагается разрешить использование именно содержащих КБД растений с минимальным количеством ТГК и только в медицинских и научных целях, тогда как оборот сортов с высокой концентрацией ТГК останется запрещенным, как того требуют международные конвенции, ратифицированные Украиной.

Как сообщается в пояснительной записке, в 2007 и 2016 годах Институтом лубяных культур Национальной академии аграрных наук Украины выведено два сорта конопли, которые не имеют аналогов в мире и вообще не содержат ТГК, следовательно, не представляют опасности для человека и не несут риск использования такой конопли для изготовления наркотических веществ.

Таким образом, законопроектом № 10313 предлагается установить требования и определить особенности легального выращивания и использования в промышленных, научных и медицинских целях конопли, которая не содержит ТГК в опасных количествах. Комплексное достижение этой задачи возможно посредством внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов, таких как Закон Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья», Закон Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», Закон Украины «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими», Закон Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности», Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины».

«Законопроект № 10313 предусматривает ряд условий, которые должны выполнить граждане, которые хотят осуществлять легальную деятельность в сфере оборота конопли и продуктов их переработки. Например, сообщить органам государственной власти о намерении заниматься указанной деятельностью, иметь соответствующие помещения, придерживаться объемов производства, установленных законом, получить соответствующую лицензию и т.д. При условии соблюдения установленных правил гражданин ответственности нести не будет, и это логично», — комментирует Андрей Поддымай, адвокат ЮФ ILF.

Незначительное количество

По данным Государственной судебной администрации Украины, на которые ссылаются авторы законопроекта № 10313, в 2017 году за сбыт наркотиков осуждены 562 лица, а за хранение без цели сбыта — 8997 человек, из них 6686 (62 %) осуждены по части 1 статьи 309 Уголовного кодекса (УК) Украины за хранение наркотиков в количестве, за которое в большинстве стран Европейского Союза не предусмотрена даже административная ответственность. Преступники, которые отбывают наказание за хранение наркотиков в небольшом количестве без цели сбыта, содержатся за счет плательщиков налогов, а их опасность для общества весьма сомнительна, отмечают авторы законопроекта.

В связи с этим авторы законопроекта № 10313 предлагают отменить уголовную ответственность за легальную деятельность в сфере оборота конопли.

Так, статью 305 УК Украины намерены дополнить частью 4, в которой будет предусмотрено освобождение от уголовной ответственности лица, которое осуществило перемещение через таможенную границу Украины наркотических средств и психотропных веществ, приобретенных по рецепту врача для личного употребления в медицинских целях в количестве, указанном в таком рецепте. Внесение этих изменений позволит устранить коррупционную составляющую, исключив безосновательное привлечение лица к ответственности за владение легально приобретенными наркотическими средствами, считают инициаторы законопроекта № 10313.

И все же норму об освобождении от уголовной ответственности не стоит толковать так, что с принятием законопроекта № 10313 граждане будут свободно перевозить через границу наркотические средства, имея рецепт от врача, обращает внимание Андрей Поддымай: «В случае если лицо будет перемещать через границу наркотические средства, его задержат и откроют уголовное производство. И если в дальнейшем будет установлено, что лицо перевозило наркотические вещества в количестве, разрешенном законом, и имеет рецепт от врача, то исключительно суд сможет принять решение об освобождении такого лица от уголовной ответственности».

Кроме того, ответственность за незаконный посев или незаконное выращивание снотворного мака или конопли, которая предусмотрена статьей 310 УК Украины, согласно изменениям, будет наступать исключительно в случае содержания в таких растениях наркотических веществ в опасных количествах. Аналогичное уточнение хотят внести и в статью 320 УК Украины относительно ответственности за нарушение установленных правил посева или выращивания снотворного мака или конопли.

Выездная проверка

Наряду с этим предлагается внести изменения в Закон Украины «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими», уточнив процедуру осмотра транспортных средств, грузов и личных вещей граждан. Так, часть 2 статьи 8 указанного закона намерены изложить в следующей редакции: «В случае выявления веществ, которые вызывают подозрение в принадлежности к наркотическим средствам, психотропным веществам или прекурсорам и в отношении содержания, происхождения и законности использования которых есть необходимость в дальнейшем исследовании (кроме наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, растений, включенных в таблицу I Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 6 мая 2000 № 770 с соответствующими изменениями и дополнениями, или лекарственных средств, произведенных (изготовленных) из таких растений, перемещение которых осуществляется с соблюдением требований законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах), такие вещества могут быть изъяты в установленном законодательством порядке для проведения исследования». Здесь следует отметить, что, согласно предложенным изменениям к Закону Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», к растениям, включенным в список 3 таблицы I Перечня, которые не содержат наркотических веществ в опасных количествах, принадлежат сорта растений рода конопли, содержание тетрагидроканнабинола в высушенной соломе которых не превышает 0,08 %. Законопроектом № 10313 предусматривается, что водитель и пассажиры могут быть доставлены в органы Национальной полиции только при наличии признаков наркотического опьянения.

Кроме того, в случае если безосновательные действия (перечисленные выше) привели к угрозе жизни или здоровью лица, работники правоохранительного органа, которые их осуществили, будут привлечены к ответственности за превышение власти или служебных полномочий в установленном законодательством порядке.

Впрочем, возможность возмещения вреда и так предусмотрена Гражданским кодексом Украины, подчеркивает Андрей Поддымай. «Законопроект № 10313 конкретизировал право на получение компенсации и определил условия, при которых может взыскаться компенсация с органов полиции. Каким образом будет доказываться факт нанесения вреда и факт незаконного задержания — это уже работа адвоката», — резюмировал Андрей Поддымай.

Материал опубликован в газете «Юридическая практика» №24 от 11.06.2019

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Где молодому юристу лучше начинать свою профессиональную карьеру?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Юридическая Практика

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: