Законопроект №3275: основные меры по уменьшению негативных последствий карантина — PRAVO.UA Законопроект №3275: основные меры по уменьшению негативных последствий карантина — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Аналітика » Законопроект №3275: основные меры по уменьшению негативных последствий карантина

Законопроект №3275: основные меры по уменьшению негативных последствий карантина

  • 01.04.2020 18:27

30 марта 2020 года Верховная Рада Украины приняла закон (законопроект № 3275) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)».

Среди внесенных данным законом изменений с точки зрения бизнеса наиболее важными представляются следующие.

  • С момента установления карантина, введенного постановлением Кабинета Министров Украины от 11 марта 2020 года №211, и до его завершения в установленном законом порядке наниматель освобождается от платы за пользование имуществом в соответствии с частью шестой статьи 762 ГК Украины.

То, как данная норма прописана в законопроекте, вызывает ряд вопросов и при отсутствии изменений будет причиной многочисленных судебных споров.

При буквальном толковании данной нормы законодатель нивелирует обязанность арендатора доказывать невозможность использования имущества и автоматически освобождает от платы всех нанимателей, в том числе и использующих имущество, взятое в аренду.

На эту проблему обращало внимание и Главное научно-экспертное управление, которое указало, что в упомянутом пункте 14 предлагается освободить от платы всех нанимателей, в том числе и  использующих имущество, взятое в аренду, что не соответствует требованиям части шестой статьи 762 ГК  Украины и нарушает права арендодателя, поскольку позволяет неправомерное безвозмездное пользование его имуществом.

Альтернативное толкование данной нормы предусматривает возможность не платить только тем арендаторам, которые вследствие введения карантина объективно не могут использовать свое имущество, и это подлежит отдельному доказыванию стороной арендатора.

Также законом не установлен порядок компенсации расходов арендодателя на содержание объекта, которые, как правило, не включены в арендную плату.

  • Предоставлена отсрочка в проведении годовых  общих собраний акционерного общества, КИФ, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, которое является  эмитентом ценных бумаг, – в течение трех месяцев  с  даты окончания карантина.

Общее собрание может быть проведено дистанционно согласно порядку, который будет разработан НКЦБФР.

  • Временно, на период до 31 мая 2020 года (включительно), останавливается течение сроков, установленных статьей 56 Налогового кодекса  Украины (в части процедуры административного обжалования), по жалобам налогоплательщиков (кроме жалоб относительно законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или отрицательного значения налога на добавленную стоимость), которые поступили (либо поступят) до 31 мая 2020 года и/или которые не рассмотрены по состоянию на 18 марта 2020 года.

В связи с таким приостановлением не возникает каких-либо последствий, предусмотренных:

– статьей 56 Налогового кодекса Украины, то есть сдвигаются сроки административного обжалования;

– статьями 52-53 НК Украины о предоставлении контролирующими органами индивидуальных налоговых консультаций в письменной форме;

– статьями 73 и 78 НК Украины о предоставлении налогоплательщиками ответов на запросы контролирующих органов (кроме запросов контролирующих органов относительно законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или отрицательного значения налога на добавленную стоимость), которые поступили (поступят) налогоплательщикам до 31 мая 2020 года.

Следовательно, сдвигаются сроки предоставления  ответа на запрос контролирующего органа, который поступил (поступит) налогоплательщику до 31 мая 2020 года, а непредоставление ответа на такой запрос не должно быть основанием для назначения внеплановой проверки в данный период.  

С 1 июня 2020 года течение сроков, которые приостанавливались в соответствии с настоящим пунктом, продлевается с учетом времени, прошедшего до такого приостановления.

  • Увеличены лимиты для ФЛП всех групп:

I группа – с 300 тыс. до 1 млн грн;

II группа – с 1,5 млн  до 5 млн грн;

III группа – с 5 млн до 7 млн грн.

  • Органам местного самоуправления предоставлена  возможность  самостоятельного уменьшения ставок единого налога.
  • Возвращена обязанность оплатить земельный налог и налог на недвижимость в местные бюджеты за апрель 2020 года. Такие налоговые обязательства  за налоговый период – апрель 2020 года – оплачиваются в полном объеме в срок до 30 июня 2020 года. При этом при представлении до 30 апреля 2020 года  в связи с указанными изменениями уточненной налоговой декларации информации об соответствующих изменениях налогового обязательства за налоговые периоды март и апрель 2020 года к налогоплательщикам не применяются санкции согласно пункту 120.2 НК Украины.
  • Продлен мораторий на проверки – до 30 июня 2020 года (ранее в марте Законом был установлен мораторий до 31 мая 2020 года).
  • Из моратория на документальные и фактические проверки исключены проверки целевого использования топлива и спирта этилового.
  • Камеральная проверка налоговой декларации за отчетные (налоговые) периоды март – май 2020 года, которые были представлены налогоплательщиками в течение марта – мая 2020 года, может быть проведена только в течение 60 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления. Указанное не распространяется на налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость.
  • Продлена  отсрочка в начислении штрафных санкций при неуплате  ЕСВ – ранее было установлено  до 30 апреля, сейчас продлили до 31 мая 2020 года.
    • Приостановлено  рассмотрение уже поданных жалоб  по ЕСВ до 31 мая 2020 года
    • Срок подачи  жалоб за период  с 18 марта 2020 года по 31 мая 2020 года продлевается до  31 мая 2020 года.
  • Для бизнеса устанавливается льгота по уплате налога на прибыль при условии финансирования мероприятий по борьбе с коронавирусом.
  • Внесены изменения в Хозяйственный кодекс Украины. Во время карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, продлеваются следующие сроки:

– срок применения штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства (установленный частью шестой статьи 232 ХК  Украины шестимесячный срок, после которого прекращается начисление штрафных санкций);

– сроки предъявления поставщику претензий в связи с недостатками поставленных товаров, сроки  предъявления исков, следующих из поставки товаров ненадлежащего качества;

– сроки исковой давности для требований, следующих из ненадлежащего качества работ по договору подряда на капитальное строительство;

– сроки  предъявления иска о возмещении заказчику убытков, вызванных недостатками проекта.

  • Внесены изменения в Семейный кодекс Украины. Во время карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, продлеваются сроки исковой давности к требованиям:
  • о разделе имущества, являющегося объектом права общей совместной собственности супругов;
  • о признании отцовства (материнства).
  • Согласно изменениям в Гражданский кодекс Украины на время карантина 
    • Продлеваются следующие сроки:
  • срок общей и специальной исковой давности;
  • срок предъявления в суд иска сособственника о переводе на него прав и обязанностей покупателя;
  • срок предъявления в суд иска кредитора к поручителю;
  • срок исковой давности, применяемой к требованиям, связанным с недостатками проданного товара;
  • срок исковой давности, применяемой к требованиям о расторжении договора дарения;
  • срок исковой давности, применяемой к требованиям, следующим из договора найма;
  • срок исковой давности, применяемой к требованиям о признании неправомерными действий исполнителя завещания.
    • Запрещается повышение процентной  ставки по кредитному договору.
  • Разрешается участие в судебных заседаниях в режиме видеоконференции за пределами здания суда с использованием собственных технических средств. Процессуальные сроки продлеваются на срок действия карантина.
  • Для обеспечения возможности сотрудникам работать удаеённо внесены изменения в КЗоТ:
    • из определения трудового договора (ст. 21) удалено положение, что работник обязательно  подлежит правилам внутреннего трудового распорядка;
    • установлено, что может заключаться трудовой договор о дистанционной (надомной) работе обязательно в письменной форме;
    • введено понятие гибкого режима рабочего времени и дистанционной (надомной) работы, при этом общая продолжительность рабочего времени не может превышать норм, предусмотренных статьями 50 и 51 КЗоТ.

На время угрозы распространения эпидемии, пандемии и (или) на время угрозы военного, техногенного, природного или иного характера условие о дистанционной (надомной) работе и гибком режиме рабочего времени может устанавливаться в приказе (распоряжении) собственника или уполномоченного им органа без обязательного заключения в письменной форме трудового договора о дистанционной (надомной) работе.

    • Внесены изменения в статью 113 КЗоТ в части того, что  теперь в понятие  простой не по вине работника включается время карантина, установленное Кабинетом Министров Украины. 
    • Сроки, установленные статьй 233 КЗоТ, – обращения в суд за разрешением трудовых споров – продлеваются на время карантина.
  • Существенно повышаются штрафы за нарушение порядка формирования цен и тарифов на социальные товары, предельный уровень которых будет устанавливать Кабинет Министров Украины.
  • Внесены изменения в Закон Украины «О занятости населения», согласно которым:
    • вводится пособие по частичной безработице из-за приостановления работы предприятий на время карантина. Для получения пособия по частичной безработице работодатель вправе в течение 30 календарных дней со дня приостановления (сокращения) производства обратиться в территориальный орган занятости населения. Пособие по частичной безработице не предоставляется в случае наличия у работодателя задолженности по выплате заработной платы и уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, возникшей в течение пяти лет, предшествующих году приостановления производства.
    • Кабинет Министров Украины имеет право решать вопрос о временном приостановлении выдачи разрешений на применение труда иностранцев и лиц без гражданства.
  • Переносятся сроки представления отчетности из-за введения карантина.

В Закон Украины «О бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности» внесено изменение, согласно которому лица, ответственные за своевременное и в полном объеме представление и обнародования финансовой отчетности, освобождаются от ответственности за нарушение сроков обнародования финансовой отчетности за 2019 год или консолидированной финансовой отчетности за 2019 год вместе с аудиторским отчетом в случае, если такая отчетность будет обнародована в период действия карантина  или в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем ​​завершения такого карантина, но не позднее 31 декабря 2020 года.

При этом для предприятий, являющихся эмитентами ценных бумаг, установлены особые сроки.

  • На период установления Кабинетом Министров Украины карантина и ограничительных мероприятий по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), приватизация (продажа) объектов большой приватизации прекращается.
  • Предусмотрена возможность проводить сессии органов местного самоуправления в режиме аудио-, видеоконференции.

Как видим, законопроект № 3275 имеет базовый характер для юридических вопросов, возникающих в период карантина. На момент выхода данной статьи закон еще не опубликован и, соответственно, не вступил в силу. Поэтому ожидаем публикации финального текста закона. Очевидно, в данный закон будут вноситься изменения по мере развития ситуации в стране и в мире.

01 апреля 2020 г.

Авторы:

Максим Капелист, ассоциированный партнер АО “Юрлайн”

Нина Ризун, адвокат АО “Юрлайн”

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA