Верховный Суд изложил правовую позицию относительно процедурных нарушений в ходе налоговой проверки в случае, если допуск к ней состоялся. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Недопуск должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки является правом, а не обязанностью налогоплательщика, а потому реализация права на судебную защиту своих прав и интересов не может находиться в зависимости от использования лицом своих прав на внесудебную защиту.
Верховный Суд в составе судебной палаты по рассмотрению дел относительно налогов, сборов и других обязательных платежей Кассационного административного суда пересмотрел в кассационном порядке дело по иску ООО к Главному управлению ГФС в г. Киеве о признании противоправными и отмене приказа и налоговых уведомлений-решений.
Оспаривая решение суда апелляционной инстанции, истец указал на отсутствие в нормах действующего законодательства положений, определяющих, что в случае, если допуск к налоговой проверке состоялся, то в дальнейшем предметом рассмотрения в суде может быть только суть выявленных нарушений налогового и другого законодательства.
Кроме того, истец отмечал, что ответчиком был направлен незаконный запрос, а потому не было правовых оснований для назначения проверки.
ВС сформулировал правовое заключение, согласно которому независимо от принятого налогоплательщиком решения о допуске (недопуске) должностных лиц к проверке, оспаривая в дальнейшем последствия проведенной контролирующим органом проверки в виде налоговых уведомлений-решений и других решений, налогоплательщик не лишен возможности ссылаться на нарушения контролирующим органом требований законодательства о проведении такой проверки, если считает, что они обусловливают противоправность таких налоговых уведомлений-решений.
При этом таким основаниям иска (при их наличии) суды должны предоставлять правовую оценку в первую очередь, а в случае, если они не признаны судом влекущими за собой противоправность принятых по результатам такой проверки решений, — переходить к проверке оснований иска о наличии нарушений налогового и/или иного законодательства.
Кроме того, судебная палата изложила правовую позицию относительно требования о признании противоправным и отмене приказа, который был заявлен как самостоятельный предмет иска.
Так, в случае, если контролирующим органом была проведена проверка на основании приказа о ее проведении и по результатам такой проверки принято налоговые уведомления-решения или иные решения, то этот приказ как акт индивидуального действия реализован его применением, а потому его обжалование после допуска налогоплательщиком должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки не является надлежащим способом защиты права налогоплательщика, поскольку дальнейшая отмена приказа не может привести к восстановлению нарушенного права.
Надлежащим способом защиты нарушенного права налогоплательщика в таком случае является именно обжалование решения, принятого по результатам проверки.
Детальный анализ позиции ВС читайте в материале «Допустимая погрешность»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…