Процедурные нарушения в ходе налоговой проверки: позиция ВС — PRAVO.UA Процедурные нарушения в ходе налоговой проверки: позиция ВС — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Процедурные нарушения в ходе налоговой проверки: позиция ВС

Процедурные нарушения в ходе налоговой проверки: позиция ВС

  • 16.03.2020 10:35

Верховный Суд изложил правовую позицию относительно процедурных нарушений в ходе налоговой проверки в случае, если допуск к ней состоялся. Об этом сообщает пресс-служба ВС.

Недопуск должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки является правом, а не обязанностью налогоплательщика, а потому реализация права на судебную защиту своих прав и интересов не может находиться в зависимости от использования лицом своих прав на внесудебную защиту.

Верховный Суд в составе судебной палаты по рассмотрению дел относительно налогов, сборов и других обязательных платежей Кассационного административного суда пересмотрел в кассационном порядке дело по иску ООО к Главному управлению ГФС в г. Киеве о признании противоправными и отмене приказа и налоговых уведомлений-решений.

Оспаривая решение суда апелляционной инстанции, истец указал на отсутствие в нормах действующего законодательства положений, определяющих, что в случае, если допуск к налоговой проверке состоялся, то в дальнейшем предметом рассмотрения в суде может быть только суть выявленных нарушений налогового и другого законодательства.

Кроме того, истец отмечал, что ответчиком был направлен незаконный запрос, а потому не было правовых оснований для назначения проверки.

ВС сформулировал правовое заключение, согласно которому независимо от принятого налогоплательщиком решения о допуске (недопуске) должностных лиц к проверке, оспаривая в дальнейшем последствия проведенной контролирующим органом проверки в виде налоговых уведомлений-решений и других решений, налогоплательщик не лишен возможности ссылаться на нарушения контролирующим органом требований законодательства о проведении такой проверки, если считает, что они обусловливают противоправность таких налоговых уведомлений-решений.

При этом таким основаниям иска (при их наличии) суды должны предоставлять правовую оценку в первую очередь, а в случае, если они не признаны судом влекущими за собой противоправность принятых по результатам такой проверки решений, — переходить к проверке оснований иска о наличии нарушений налогового и/или иного законодательства.

Кроме того, судебная палата изложила правовую позицию относительно требования о признании противоправным и отмене приказа, который был заявлен ​​как самостоятельный предмет иска.

Так, в случае, если контролирующим органом была проведена проверка на основании приказа о ее проведении и по результатам такой проверки принято налоговые уведомления-решения или иные решения, то этот приказ как акт индивидуального действия реализован его применением, а потому его обжалование после допуска налогоплательщиком должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки не является надлежащим способом защиты права налогоплательщика, поскольку дальнейшая отмена приказа не может привести к восстановлению нарушенного права.

Надлежащим способом защиты нарушенного права налогоплательщика в таком случае является именно обжалование решения, принятого по результатам проверки.

Детальный анализ позиции ВС читайте в материале «Допустимая погрешность»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA