Кассационный административный суд в составе Верховного Суда разъяснил, что принятие горсоветом приказа об установлении платы за предоставление услуг в учреждениях дошкольного образования для родителей, дети которых не зарегистрированы в соответствующем городе, противоречит конституционной гарантии относительно бесплатности образования для детей.
Лицо подало иск к Управлению образования и науки Тернопольского городского совета, в котором просило признать противоправным приказ Тернопольского горсовета об установлении платы за предоставление услуг в учреждениях дошкольного образования для родителей, дети которых не зарегистрированы в Тернополе.
Тернопольский окружной административный суд отказал в удовлетворении заявления. Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и приостановил действие приказа.
Управление образования и науки Тернопольского горсовета обжаловал решение в Верховном Суде.
Оценивая правомерность обжалуемого приказа Тернопольского городского совета об установлении платы, суды пришли к выводу, что он является противоправным. Верховный Суд с этим согласился.
Частью 2 статьи 28 Закона Украины «О дошкольном образовании» предусмотрено, что ребенок имеет гарантированное государством право на бесплатное дошкольное образование в государственных и коммунальных учебных заведениях.
Содержание обжалуемого приказа свидетельствует о том, что Тернопольский городской совет самостоятельно на своей территории урегулировал вопрос финансирования права на получение дошкольного образования, установив плату за посещение учебного заведения именно детьми, которые не зарегистрированы в Тернополе. Следовательно, в данном случае речь идет о принадлежности обеспечения органом местного самоуправления права на бесплатность дошкольного образования.
Конституционный Суд Украины в деле об официальном толковании положений части 3 статьи 53 Конституции Украины (дело о доступности и бесплатности образования, решение 5-рп/2004 от 04.03.2004) разъяснил, что следует понимать под этими понятием:
Суд приходит к выводу, что приказ Тернопольского городского совета противоречит конституционной гарантии бесплатности образования, поскольку вводит его доступность на платной основе.
Суд отклоняет доводы органа местного самоуправления о том, что бесплатность дошкольного образования должен обеспечивать тот орган местного самоуправления, на территории которого зарегистрирован ребенок или родители, на которых также возлагается обязанность обеспечить ребенку получение дошкольного образования.
Безосновательным является перекладывание обязанности обеспечить бесплатность дошкольного образования одним органом местного самоуправления на другой орган местного самоуправления в связи с местом регистрации ребенка.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…