Президент может ограничивать право на информацию - Большая Палата — PRAVO.UA Президент может ограничивать право на информацию - Большая Палата — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Президент может ограничивать право на информацию – Большая Палата

Президент может ограничивать право на информацию – Большая Палата

  • 04.02.2021 12:01

Президент может ограничить право на информацию, преследуя легитимную цель защиты национальных интересов. Большая Палата проанализировала правила применения санкций СНБО.

Ознакомившись с постановлением Большой Палаты от 4 ноября 2020 года по делу № 9901/138/20, можно прийти к выводу, что закрытие ряда каналов не нарушает право на информацию, поскольку имеет легитимную цель – защиту национальных интересов.

Спор возник в связи с майским Указом № 184/2020 Президента Зеленского, который ввел в действие решение СНБО о закрытии в Украине сервиса mail.ru, соцсетей “ВКонтакте” и “Одноклассники”.

Истец просил признать указ незаконным и отменить его, так как, по его мнению, Президент нарушил:

  • конституционное право на свободный сбор информации;
  • статьи 8 (право на уважении к частной жизни), 10 (свобода выражения взглядов) Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.

Истец считал, что полный запрет доступа к интернет-ресурсам не является пропорциональным вмешательством в соответствии с легитимной целью:

  • государственные органы не рассмотрели возможность избрания других методов блокирования информации, угрожающей национальной безопасности;
  • в Украине нет четких и прозрачных критериев, которым должна соответствовать международная площадка для хранения и распространения информации в Интернете;
  • непонятно, как избежать блокировки.

Большая Палата оставила в силе решение Кассационного административного суда, который в иске отказал.

Так, издавая указ о санкциях, Президент Украины действовал пропорционально:

  • реализовал свои конституционные полномочия;
  • действовал в порядке и на основании законодательства Украины;
  • соблюдал необходимый баланс между любыми неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов лица и целями, на достижение которых направлено решение СНБО о санкциях.

Президент обязан защищать национальные интересы и может ограничивать право на информацию.

  1. Согласно статье 6 Закона об информации право на информацию может быть ограничено в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка.
  2. Свобода выражения взглядов, гарантированная Конвенцией, может поддаваться санкциям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка.
  3. Государство вправе закрывать доступ к информационном ресурсам, если преследует легитимную цель – необходимость неотложного и эффективного реагирования на угрозы национальной безопасности Украины.
  4. Санкции, введенные Президентом, соответствуют критерию «необходимость в демократическом обществе», поскольку в их внедрении и дальнейшем продлении, учитывая признанные факты агрессии против Украины, была насущная необходимость.

Таким образом, Большая Палата проанализировала законность и пропорциональность вмешательства в гражданские права согласно Закону «О санкциях». Очередной указ Президента, которым введены санкции против ряда каналов, должен быть проанализирован в этом же ключе.

Дополнительно можно ознакомиться с судебными решениями о защите публичного порядка. В этой категории дел также имеют значение примененные государством санкции в отношении юр- и физлиц.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA