Правопреемство «Укрзализныци»: суды должны установить основания для взыскания стоимости электроэнергии, поставленной на оккупированную территорию — PRAVO.UA Правопреемство «Укрзализныци»: суды должны установить основания для взыскания стоимости электроэнергии, поставленной на оккупированную территорию — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Правопреемство «Укрзализныци»: суды должны установить основания для взыскания стоимости электроэнергии, поставленной на оккупированную территорию

Правопреемство «Укрзализныци»: суды должны установить основания для взыскания стоимости электроэнергии, поставленной на оккупированную территорию

  • 09.07.2020 11:55
Верховний Суд

Обнародован полный текст принятого 16 июня 2020 года решения Большой Палаты Верховного Суда (постановление от 16 июня 2020 года по делу № 910/5953/17), в котором она решила проблему правопреемства АО «Укрзализныця». Об этом сообщает пресс-служба ВС.

БП ВС отмечает, что в этой проблеме сложилась неодинаковая судебная практика: в одних решениях ВСУ и ВС признавали «Укрзализныцю» правопреемником, а в других — нет. По-разному суды определяли и момент правопреемства.

Напомним, ранее мы писали, что Верховный Суд признал предприятие «Укрзализныця» правопреемником по долгам государственных предприятий железнодорожной отрасли (в частности, ГП «Донецкая железная дорога»).

Суть спора

ПАО «Донбассэнерго» просило взыскать с АО «Укрзализныця» стоимость электрической энергии, отпущенной в период с мая 2016 по февраль 2017 года, на сумму 70 274 ​​946,74 грн. Истец утверждал, что 1 декабря 2015 года ГП «Донецкая железная дорога» было прекращено, все активы (имущество) этого ГП переданы АО «Укрзализныця» в хозяйственное ведение, а на базе имущества указанного ГП создано обособленное подразделение АО «Укрзализныця» — региональный филиал «Донецкая железная дорога», которая осуществляла перевозки на временно неконтролируемой территории с использованием электроэнергии, полученной от истца.

Суды предыдущих инстанций отказали в удовлетворении иска со ссылкой на то, что правопреемство между ГП «Донецкая железная дорога» и АО «Укрзализныця» не произошло.

Вывод БП ВС

БП ВС обратила внимание, что при реорганизации правопреемство всегда является универсальным: все имущество, права и обязанности переходят к правопреемнику. При реорганизации государство не имеет права изъять какую-то часть имущества, в том числе ту, что находится на неконтролируемой территории, и не передать ее правопреемнику. Поэтому БП ВС определила, что АО «Укрзализныця» является правопреемником ГП «Донецкая железная дорога» с 21 октября 2015 года.

В то же время БП ВС отправила дело на новое рассмотрение, выяснив, что суды не установили фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. В частности, не выяснили относительно АО «Укрзализныця» следующего:

  • осуществляло ли предприятие хозяйственную деятельность на временно неконтролируемой территории в течение спорного периода;
  • имело ли возможность в течение этого периода владеть и пользоваться своим имуществом, перешедшим от ГП «Донецкая железная дорога» и находившимся на временно неконтролируемой территории;
  • предоставляло ли ежедневный суточный прогноз потребления электроэнергии в порядке, предусмотренном соответствующим договором;
  • получало ли электроэнергию для осуществления перевозок по неконтролируемой территории в соответствии с условиями договора, заключенного между участниками рынка электрической энергии, и договора купли-продажи электрической энергии, заключенного с истцом. Если так, то потреблялась ли эта электроэнергия для собственных нужд или передавалась конечным потребителям;
  • составляло и направляло ли предприятие производителю ежемесячные акты приема-передачи потребленной электроэнергии;
  • принимало ли участие в работе координационного центра и подписывало ли ежемесячные протоколы координационного центра о согласовании тарифа на электроэнергию.

БП ВС отметила:

«Если же определенные действия по выполнению хозяйственных договоров совершались руководителем или представителями ГП «Донецкая железная дорога» после государственной регистрации АО «Укрзализныця», то суды должны определить правовые последствия таких действий, то есть обусловили ли они возникновения прав и обязанностей у АО «Укрзализныця» … как совершенные лицом или лицами, не уполномоченными на представительство ответчика».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA