Почему законопроект № 3711 — не панацея, но спасет судебную власть от обескровливания — PRAVO.UA Почему законопроект № 3711 — не панацея, но спасет судебную власть от обескровливания — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Аналітика » Почему законопроект № 3711 — не панацея, но спасет судебную власть от обескровливания

Почему законопроект № 3711 — не панацея, но спасет судебную власть от обескровливания

  • 01.12.2020 10:00
Олег Прудивус, член Высшего совета правосудия

Один из «законов Мерфи» гласит, что любую проблему можно сделать неразрешимой, если провести достаточное количество совещаний по ее обсуждению. Он актуален не только для совещаний в рамках корпоративного управления, но и для управления государством. И решение вопроса кадрового наполнения судов это только подтверждает.

ПРОБЛЕМА

Итак, осенью 2019 года из-за необдуманного решения обострилась проблема наполнения судов кадрами. Этот процесс и так был не очень динамичным после судебной реформы 2016 года: шло переформатирование системы судов, судьи проходили квалификационное оценивание и проверки на добропорядочность, формировался новый Верховный Суд. Одни судьи сами уходили из системы, других выводили вследствие таких процедур, а на замещение сотен образовавшихся вакансий требовались годы. Сколько бы критики в адрес Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) не звучало, она в целом выполняла функции по проверке уровня знаний и подбору судейских кадров, проводила доборы и оценивания, направляла судей на обучение, и хоть с грандиозной задержкой, но процесс обновления судейских кадров шел. Однако 7 ноября 2019 года он остановился — вступил в силу Закон № 193-IX от 16 октября 2019 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления», более известный как «проект № 1008». Это был один из первых законов, поданных нынешним Президентом Украины в парламент действующего созыва. Его идея состояла в том, чтобы помимо проверки судей, стартовавшей в 2016 году, проверить на добропорядочность персональный состав органов, отвечающих за обеспечение судебной власти судейскими кадрами, — ВККС и Высшего совета правосудия (ВСП). И если для проверки действующих членов ВСП придумали создание специальной этической комиссии, то вопрос с ВККС был решен кардинально — все ее члены утратили полномочия в один момент.

О рисках такого поспешного решения предупреждали все: и судьи, и адвокаты, и даже международные эксперты, но законопроект № 1008 был поддержан без единой поправки, несмотря на видимость дискуссии, созданной парламентом накануне его принятия.

Расчет на то, что сформировать ВККС снова удастся буквально за пару месяцев, не оправдался. Уже пошел второй год, как в Украине нет ВККС, а значит, ряды кандидатов в судьи не пополняются, в то время как количество вакансий в судах растет ежедневно. При общей нехватке трети судей от предусмотренных законом 7895 должностей в отдельных судах такая нехватка составляет 85–100 %. То есть правосудие буквально остановилось.

ДИСКУССИЯ

Когда в 2016 году подняли вопрос «А судьи кто?», инициировав тотальную перепроверку соответствия судей занимаемым ими же должностям в виде первичного квалификационного оценивания, уже было очевидно, что рано или поздно встанет вопрос «А кто судьи над судьями?» Поэтому отнюдь не удивительно, что вскоре заговорили о том, что составы ВККС и ВСП также надо пересмотреть. При этом многие забыли, что члены этих двух органов были избраны или назначены уже после проведенной в 2014 году люстрации, проходили публичные конкурсы и проверки добропорядочности, прежде чем их кандидатуры были вынесены на голосование или предложены для назначения тем или иным органом формирования состава указанных совета или комиссии. Проверялись и соответствие их материального состояния задекларированным заработкам, и профессиональные качества.

Поэтому объективных оснований для пересмотра составов ВККС и ВСП не было. Был некий спровоцированный общественными активистами и отдельными политиками дискурс, создавший иллюзию наличия запроса общества на такой пересмотр. Ответом на него и стал проект № 1008, принятый впоследствии как Закон № 193.

Однако принятие закона большинством голосов народных депутатов Украины не делает все его нормы легитимными. Судебная власть, изначально предупреждавшая, что этот закон приведет в тупик, оказалась права. 11 марта 2020 года Конституционный Суд Украины решением № 4-р/2020 признал неконституционными целый ряд норм этого и других законов в редакции после 16 октября 2019 года.

В частности, КСУ указал на неконституционность изменений части 1 статьи 94 Закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно количественного состава и субъектов назначения членов ВККС. Они без установления некоего переходного периода повлекли остановку выполнения конституционных функций по добору и оцениванию судей, невозможность осуществления ВСП его отдельных конституционных полномочий и создали существенные препятствия для функционирования эффективного судопроизводства, а в отдельных случаях сделали невозможной реализацию права каждого на доступ к правосудию.

Также КСУ отметил неконституционность статуса Комиссии по вопросам добропорядочности и этики (Комиссия), которая задумывалась как коллегиальный орган при ВСП, действующий для обеспечения прозрачности и подотчетности членов ВСП и ВККС. КСУ указал, что создание органа контроля для конституционного органа, которым является ВСП, не предусмотрено Основным Законом Украины. Тем более что полномочия этой Комиссии также распространялись на судей Верховного Суда (ВС). Такие полномочия не имеют конституционного основания.

Для разрешения проблемы наполнения судов кадрами предлагалось немало вариантов. Говорили о временной передаче всех полномочий ВККС Высшему совету правосудия, предлагали отозвать судей в отставке, не достигших предельного возраста для занятия судейской должности, и использовать их опыт. Однако все это временные решения, которые не решали основной задачи — возобновления работы органа, который бы обеспечивал постоянное обновление судейских кадров, осуществлял их подбор, направлял на обучение, а главное — завершил бы процесс квалификационного оценивания действующих судей, чтобы подтвердить их право осуществлять правосудие уже в обновленной судебной системе.

ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Исходя из этих задач и действуя во исполнение решения КСУ № 4-р/2020, Президент Украины Владимир Зеленский в июне текущего года внес в парламент законопроект № 3711 «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины относительно деятельности Верховного Суда и органов судейского управления». Им предлагался новый подход к формированию состава ВККС. Несмотря на статус этого проекта как безотлагательного, его фактическое рассмотрение парламентом состоялось только лишь 5 ноября 2020 года, когда проект был направлен на повторное второе чтение. При этом альтернативные к нему депутатские законопроекты № 3711-1 и № 3711-2 были заслушаны в тот же день и сняты с рассмотрения. Таким образом, в парламенте есть проект, который может уже сейчас снять проблему кадрового голода в судах.

Законопроектом № 3711 предлагается установить, что ВККС состоит из 16 членов, назначаемых ВСП по итогам конкурса. Им же детализируется вся процедура конкурса (обновленная статья 95 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»). Для начала ВСП должна будет сформировать конкурсную комиссию, которая будет проводить конкурс для отбора лучших кандидатов в члены ВККС из всех претендентов, изъявивших желание.

Членами конкурсной комиссии, согласно проекту, могут быть лица с безупречной деловой репутацией, высокими профессиональными и моральными качествами, имеющие общественный авторитет и соответствующие критериям добропорядочности и профессиональной этики. Безусловно, они должны быть юристами с признанным уровнем компетенции.

В частности, это должны быть три члена из числа судей или судей в отставке, предложенных Советом судей Украины, и столько же из числа международных экспертов. Их определять будет ВСП из предложенных международными и иностранными организациями, оказывающими Украине техническую помощь или осуществляющими деятельность в сфере юстиции, судебной власти или противодействия коррупции. Отметим расширение состава организаций, которые смогут предлагать экспертов в состав комиссии. В законе № 193 он был ограничен организациями, которые принимали участие в подборе судей Высшего антикоррупционного суда и еще весной этого года не проявили готовности предложить своих экспертов в состав комиссии, в связи с чем она и не была сформирована. Время на предложение кандидатов ограничено 20 днями с момента публикации объявления о начале конкурса, после чего право предложить членов комиссии переходит к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека. Этим правилом нивелируется возможность заблокировать формирование комиссии. Единственный недостаток в этой части проекта — участие международных экспертов. Если сейчас оно хоть как-то оправдывается значительной поддержкой Украины в условиях кризиса и проведения судебной реформы, а также тем, что формируется полностью новый состав ВККС, то целесообразность их участия в последующих отборах, через пять-десять лет, весьма сомнительна. Сегодня ведутся разговоры, чтобы комиссия формировалась в составе девяти членов — еще троих сможет предложить Общественный совет добропорядочности, который действовал при ВККС. Однако такое решение недопустимо, поскольку нарушится главный принцип судейского управления — не менее половины мест в составе органа должны занимать судьи или лица, определенные самими судьями. Это гарантия независимости судебной власти, которую неприемлемо нарушать.

Проектом предлагается и предохранитель от перебоев в работе ВККС в будущем. Так, поскольку полномочной сможет считаться только комиссия, в составе которой работают не менее 11 членов, то в случае риска неполномочности по причине истечения срока полномочий одиннадцатого члена комиссии они продлеваются до дня назначения на его должность другого лица, но не дольше чем на три месяца.

Учитывая все предусмотренные проектом сроки, при наличии воли к возобновлению работы ВККС как органа государственной власти сформировать ее персональный состав возможно в срок до двух месяцев. Конечно, если создание конкурсной комиссии и ее заседания не затянутся.

И если бы действительно было желание политиков решить эту проблему, запустить ВККС можно было бы уже к сентябрю. Но весь процесс «заговорили». Так, вместо того чтобы принять проект за основу еще до летнего перерыва в работе парламента, его под крики общественных активистов направили в Венецианскую комиссию. Хотя было очевидно, что проект № 3711 получит поддержку, ведь он учитывал все критические замечания, высказанные этой Комиссией в отношении проекта № 1008, ошибки которого был призван исправить. Указанный проект соответствует решению КСУ № 4-р/2020 от 11 марта 2020 года, а также его решению № 2-р/2020 от 18 февраля 2020 года, поскольку одновременно предлагает решение проблемы существования в Украине двух верховных судов. Любопытно, что альтернативные проекты, хоть это было бы правильно, не были направлены для одновременной оценки.

В октябре 2020 года проект № 3711 ожидаемо получил одобрение Венецианской комиссии. И хотя само заключение данной Комиссии относительно проекта № 3711 выходит за пределы его регулирования, в части, касающейся предложенных поправок, оно положительное.

Но сегодня вместо того чтобы принять закон и решить проблему острой нехватки судейских кадров, разворачивают дискуссию о том, что надо прежде проверить на добропорядочность членов ВСП, говорят о новой проверке квалификации судей, и это делается под лозунгами повышения доверия к судебной власти. При несомненной важности декларируемых целей, попытка в нынешних условиях написать идеальный законопроект может обернуться тем, что в судах не останется судей и судебная власть прекратит свое функционирование. Поэтому прежде чем проводить новую, очередную, самую лучшую реформу судебной власти, о которой заявляют и правительство, и Президент, надо позаботиться о дальнейшем существовании судебной власти в государстве как таковой. А для этого необходимо наполнить суды кадрами, а потом уже, если потребуется, проводить их переаттестацию.

СЛОВО ЗАКОНОДАТЕЛЮ

Таким образом, сегодня отсутствуют какие-либо объективные и формальные основания, чтобы не принять проект № 3711 в качестве закона. Мешает лишь решение парламента отправить проект на повторное первое чтение. Любопытно, что в сессионном зале не было высказано ни одного действительно важного аргумента против или замечания к проекту № 3711, то есть нет ничего, что мешало бы принять проект за основу и доработать его ко второму чтению, как это обычно делает парламент. Хотя такая опция, как повторное второе чтение, в Регламенте Верховной Рады имеется, сложно вспомнить хоть один проект, который бы возвращался в зал после такого решения. Это способ не сказать ни да, ни нет (ведь проект подал Президент и просил его рассмотреть безотлагательно), уклониться от решения.

Сегодня часто мы слышим о «недоверии к судам», о «проблемах в судебной системе», также наблюдаем другие выпады в сторону представителей этой ветви власти, однако начиная с марта 2020 года, а особенно после «паса» Президента Украины в июне в виде законопроекта № 3711, «мяч» все время находится на половине поля парламента. И только он сегодня должен нести ответственность за доступ к правосудию и качество реализации этой функции государства.

Олег Прудивус, член Высшего совета правосудия

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA