Пленум ВС утвердил и направил в парламент свои заключения относительно законопроектов о «процессуальных кассационных фильтрах» и привлечении судей к ответственности за принятые ими решения — PRAVO.UA Пленум ВС утвердил и направил в парламент свои заключения относительно законопроектов о «процессуальных кассационных фильтрах» и привлечении судей к ответственности за принятые ими решения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Пленум ВС утвердил и направил в парламент свои заключения относительно законопроектов о «процессуальных кассационных фильтрах» и привлечении судей к ответственности за принятые ими решения

Пленум ВС утвердил и направил в парламент свои заключения относительно законопроектов о «процессуальных кассационных фильтрах» и привлечении судей к ответственности за принятые ими решения

  • 15.11.2019 16:30

Пленум Верховного Суда на сегодняшнем заседании предоставил свои заключения по двум законопроектам, зарегистрированным в Верховной Раде Украины, а именно: по проекту Закона Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины относительно усовершенствования пересмотра судебных решений в апелляционном и кассационном порядке» (законопроект о процессуальных фильтрах) № 2314 от 25 октября 2019 года и проекту Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно усовершенствования порядка привлечения к дисциплинарной ответственности судей» № 2271 от 16 октября 2019 года.

Первый законопроект, как отметил секретарь Пленума ВС Дмитрий Луспеник, в основном касается реформирования, а по сути — реконструкции основ кассационного судопроизводства, доступа к Верховному Суду, но документ в ВС, к сожалению, не был направлен, соответственно, у ВС не было возможности предоставить свои предложения и замечания.

«Какой-либо новый подход к системе пересмотра судебных решений, который должен быть унифицирован по мере возможности во всех процессуальных кодексах и в основу которого должна быть положена идея повышения эффективности судопроизводства, обеспечения реализации принципа правовой определенности, а также усиления авторитета Верховного Суда как наивысшего судебного органа, является важным для нас, поскольку касается соответствия международным стандартам системы пересмотра судебных решений», — подчеркнул Дмитрий Луспеник.

По его словам, действующее нормативно-правовое регулирование кассационного обжалования содержит модель ограниченной кассации. «Введение процессуальных фильтров кассационного обжалования сыграет позитивную роль в обеспечении эффективности кассационного производства, а также будет способствовать повышению его авторитета как наивысшего судебного органа», — отметил секретарь Пленума ВС. Вместе с тем в рассматриваемом законопроекте предлагается ограничить Верховный Суд в праве передавать дела на новое рассмотрение. Но такое право суда кассационной инстанции является объективной необходимостью, подчеркнул докладчик. «Исключение такого полномочия Верховного Суда означало бы необходимость при кассационном пересмотре дела рассматривать его повторно, решая вопросы факта, и по сути дублирование судом кассационной инстанции функций судов апелляционной инстанции и нивелирование статуса Верховного Суда», — акцентировал внимание Дмитрий Луспеник.

«Мы согласны, что такие фильтры должны существовать, и в этом законопроекте есть рациональное зерно, но сегодня не заполнены суды первой и апелляционной инстанций и регулярно изменяется национальное законодательство, практики применения которого не существует, к тому же его качество нередко вызывает беспокойство. Я считаю, что такие кассационные фильтры должны существовать, но не сегодня», — резюмировал Дмитрий Луспеник.

После обсуждения Пленум ВС утвердил заключение и принял решение о его направлении в Верховную Раду Украины.

Также Пленум ВС раскритиковал законопроект № 2271 от 16 октября 2019 года, который, по словам председателя Кассационного административного суда в составе ВС Михаила Смоковича, предусматривает привлечение судьи за отмененное или измененное судебное решение. В частности, предлагается определенная схема ответственности: в случае принятия такого решения Европейским судом по правам человека против Украины можно внести представление об увольнении всех судей всех инстанций, которые принимали участие в принятии такого решения; в случае принятия такого решения Верховным Судом — представление об увольнении всех судей судов апелляционной и первой инстанций, принимавших участие в его принятии; в случае принятия такого решения судом апелляционной инстанции — вынесение предупреждения судьям суда первой инстанции, принимавшим участие в его принятии.

Как подчеркнул Михаил Смокович, такие предложения прямо противоречат положениям статьи 126 Конституции Украины, которые указывают, что судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершенного им преступления или дисциплинарного проступка, и это является непосредственным влиянием на независимость судьи. Такие запреты предусмотрены и международными стандартами, и непосредственно практикой Европейского суда по правам человека.

Пленум ВС также направил свое заключение в Верховную Раду Украины, в котором указал, что принятие такого законопроекта приведет к нарушению принципа судейской независимости.

Поділитися
Теги ВС, пленум

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA