Парламент восстановил полномочия НАПК и установил особенности проверки деклараций судей — PRAVO.UA Парламент восстановил полномочия НАПК и установил особенности проверки деклараций судей — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Парламент восстановил полномочия НАПК и установил особенности проверки деклараций судей

Парламент восстановил полномочия НАПК и установил особенности проверки деклараций судей

  • 15.12.2020 12:06

Сегодня, 15 декабря, парламент принял Закон “О внесении изменений в Закон Украины “О предотвращении коррупции” относительно восстановления институционального механизма предотвращения коррупции” (законопроект № 4470 ).

Закон предусматривает возобновление полномочий НАПК, которые были отменены решением КСУ.

Напомним, Конституционный Суд решением от 27.10.2020 № 13-р/2020 лишил НАПК  права проводить проверки организации работы по предотвращению и выявлению коррупции, проверять декларации, иметь доступ к реестрам.

НАПК возвращаются функции:

  • осуществления мониторинга и контроля за выполнением актов законодательства по вопросам этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненных к ним лиц;
  • контроля и проверки деклараций субъектов декларирования, хранения и обнародования таких деклараций, проведения мониторинга образа жизни субъектов декларирования;
  • получать в установленном законом порядке по письменным запросам от государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и их должностных лиц, граждан и их объединений информацию, в том числе с ограниченным доступом, необходимую для выполнения возложенных на него задач;
  • иметь непосредственный автоматизированный доступ к информационно-телекоммуникационным и справочным системам, реестрам, банкам данных;
  • проводить проверки организации работы по предупреждению и выявлению коррупции;
  • вносить предписания о нарушении требований законодательства относительно этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, других требований и ограничений, предусмотренных настоящим законом, защиты обличителей.

Предписание не вносится в случае выявления нарушения требований этого закона относительно этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности судьи, судьи Конституционного Суда Украины. О выявлении таких нарушений Агентство информирует соответственно Высший совет правосудия или Конституционный Суд Украины. Высший совет правосудия, Конституционный Суд Украины в соответствии с предоставленными законом полномочиями решают вопрос о привлечении судьи, судьи Конституционного Суда Украины к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

Предписание Национального агентства не вносится по вопросам, непосредственно касающимся правосудия, а также осуществления судьей Конституционного Суда Украины конституционного производства.

  • в случае установления им доказательств того, что лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, приобрело необоснованные активы, – поднимать вопрос об обращении в суд с иском о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях.

Уполномоченные лица Национального агентства имеют право:

  • беспрепятственно входить в помещения государственных органов, органов власти АРК, органов местного самоуправления, юрлиц по служебному удостоверению и иметь доступ к документам и другим материалам, необходимым для проведения проверки;
  • требовать необходимые документы и другую информацию, в том числе с ограниченным доступом, в связи с реализацией своих полномочий;
  • получать в пределах своей компетенции письменные объяснения от должностных лиц;
  • в соответствии с распределением обязанностей составлять протоколы об административных правонарушениях по делам, относящимся к компетенции Национального агентства,
    представлять Национальное агентство в судах в порядке, установленном законом;
  • проводить проверки по вопросам, которые этим законом отнесены к полномочиям Национального агентства.

Проверка деклараций судей и составление админпротоколов:

Новая статья 52-2 Закона “О предотвращении коррупции” устанавливает особенности осуществления полной проверки деклараций, мониторинга образа жизни судей, судей Конституционного Суда Украины.

Полная проверка декларации, мониторинг образа жизни судей будут осуществляться по согласованию соответственно с Высшим советом правосудия или Собранием судей Конституционного Суда Украины.

Справку по результатам проверки или мониторинга согласовывает глава НАПК или его заместитель.

В случае наличия признаков незаконного влияния, давления или вмешательства в деятельность судьи, судьи Конституционного Суда Украины во время полной проверки декларации, мониторинга образа жизни судья, судья КСУ безотлагательно, но не позднее следующего рабочего дня со дня, когда судье стало известно о наличии таких признаков, сообщает об этом соответственно ВСП или Собранию судей КСУ.

ВСП, Собрание судей КСУ рассматривают такое сообщение в течение 10 рабочих дней со дня его получения и подают главе НАПК обязательное для рассмотрения представления об устранении нарушений, выявлении и привлечении к установленной законом ответственности.

Глава Национального агентства обеспечивает рассмотрение такого представления, устранение нарушений в течение десяти рабочих дней со дня получения представления.

Также парламент принял закон, устанавливающий особенности составления протокола об административных правонарушениях в отношении судьи и судей КСУ (законопроект № 4471).

Законопроектом предложено, чтобы протокол об административных правонарушениях, предусмотренных статьями:

  • 172-4–172-9 (административные нарушения, связанные с коррупцией);
  • 188-46 (неисполнение законных требований (предписаний) НАПК);
  • 212-15 (нарушение порядка внесения или получения взноса в поддержку политической партии),

в отношении судьи, судьи Конституционного Суда Украины составлялся главой Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции или его заместителем по правилам, определенным новой статьей.

Протокол о таких административных правонарушениях будет составляться в трех экземплярах, два из которых направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении судье, судье КСУ для ознакомления, дачи пояснений, замечаний и подписаний.

Один экземпляр подписанного или не подписанного протокола вместе с пояснениями, замечаниями по содержанию протокола, мотивами своего отказа от его подписания в течение семи рабочих дней со дня его получения судья отправляет в НАПК заказным почтовым отправлением.

О составлении протокола об административном правонарушении в отношении судьи, судьи Конституционного Суда Украины Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции сообщает, соответственно, в Высший совет правосудия или Председателю КСУ.

Судья, судья Конституционного Суда Украины имеет право в течение семи рабочих дней с даты получения протокола вернуть экземпляр протокола об административном правонарушении и дать пояснения относительно обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении административного правонарушения, уполномоченному лицу НАПК лично или в присутствии инспектора Высшего совета правосудия или Председателя Конституционного Суда Украины либо его заместителя.

Протокол о таком административном правонарушении вместе с другими материалами направляется в местный общий суд по месту совершения правонарушения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA