Комплаенс, хотим мы этого или нет, — это вопрос выживания банка, убежден Семен Ханин, управляющий партнер ЮК «АМБЕР» — PRAVO.UA Комплаенс, хотим мы этого или нет, — это вопрос выживания банка, убежден Семен Ханин, управляющий партнер ЮК «АМБЕР» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Комплаенс, хотим мы этого или нет, — это вопрос выживания банка, убежден Семен Ханин, управляющий партнер ЮК «АМБЕР»

Комплаенс, хотим мы этого или нет, — это вопрос выживания банка, убежден Семен Ханин, управляющий партнер ЮК «АМБЕР»

  • 05.11.2019 13:32

Сегодня в Киеве проходит конференция «Банковский сектор: зоны риска». Организаторы мероприятия — ЮК «АМБЕР» и «Финансовый клуб», генеральный медиапартнер — газета «Юридическая практика».

«Сделать комплаенс в банковской сфере профессиональной наукой и отойти от шаманства и популизма» — именно такой целью задались участники первой части конференции — открытого диалога «Финансовый мониторинг и комплаенс: риск уместен». Модератором диалога выступил управляющий партнер «Финансового клуба» Руслан Черный, участниками — директор департамента финансового мониторинга АБ «Укргазбанк» Алексей Бережной, директор по комплаенс-контролю и финансовому мониторингу ПАО «Альфа-банк» Полина Харченко, директор департамента комплаенса и финансового мониторинга АО «Райффайзен Банк Аваль» Людмила Слободяник, главный комплаенс-офицер ПАО «Ощадбанк» Ирина Мудрая, руководитель направления сompliance АО КБ «ПриватБанк» Дмитрий Лучанинов, управляющий партнер ЮК «АМБЕР» Семен Ханин и директор ЮК «АМБЕР» Андрей Сегал.

«В стране должна создаваться и культивироваться культура комплаенса», — убеждена Полина Харченко. В ходе своего выступления она ответила на вопрос, что нужно поменять в системе финмониторинга, чтобы она стала действительно полезной для банков? Г-жа Харченко считает, что бизнес и финансовый сектор должны быть открытыми друг для друга. Также в изменениях нуждается регуляторная сфера, а именно — система оценки банка: необходимо отказываться от трансакционного контроля. Спикер отметила, что регулятор слышит рынок, однако изменения происходят не так быстро, как хотелось бы. Она считает, что комплаенс для бизнеса может быть советчиком. Так, в их банке, например, предоставляют клиентам рекомендации относительно ведения страновой политики, советуют прислушиваться к процедурам по изучению контрагента.

Когда регулятор начал внедрять международные стандарты, правила европейских директив, вспоминает Людмила Слободяник, банки стали более аккуратно подходить к выполнению требования законодательства и минимизации рисков. Цель комплаенса спикер усматривает в минимизации рисков и сохранении клиента. По этому вопросу идет постоянная коммуникация между правлением и наблюдательным советом — они должны иметь реальную картину бизнес-деятельности клиентов.

Особенности национальной охоты за РЕР в коммерческом банке осветил Алексей Бережной. РЕР — это политически значимые персоны, однако г-н Бережной более приемлемым определением считает «политически уязвимые лица». Он проанализировал разные категории РЕР и отношение к ним банков: иностранные РЕР, национальные РЕР и лица, которые исполняли серьезные функции в международной организации. Иностранный РЕР автоматически предполагает высокий риск, и банку нужна очень серьезная система управления рисками, чтобы выявлять таких клиентов еще «на входе». Банк должен понимать, каким образом иностранный РЕР получил свое благосостояние и каким образом он собирается им оперировать. Что касается других двух категорий, то, согласно стандартам, банки должны применять разумные меры.

«Так обстоят дела в Украине?» — задал вопрос Алексей Бережной. У нас есть такие же разновидности РЕР, однако государство приняло решение вместо банков и отнесло к РЕР всех руководителей государственных предприятий, юридических лиц, в которых государству принадлежит более 50 % уставного капитала, руководителей политических партий… Г-н Бережной сообщил, что в пятницу парламент принял в первом чтении законопроект № 2179, который исключает эту ситуацию: иностранный РЕР подразумевает высокий риск, а национальные РЕР «отдаются на откуп банку» — банк может самостоятельно установить уровень риска. Что важно добавить в законодательство? Банкам при работе с РЕР хотелось бы понимать, что наличие электронной декларации на сайте НАПК является подтверждением со стороны государства, что активы и средства этого клиента не вызывают подозрений в плане законности.

«Комплаенс нельзя рассматривать изолированно от корпоративного управления и оценки рисков», — считает Ирина Мудрая. Комплаенс-менеджмент позволяет эффективно управлять персоналом и ресурсами. В его основе лежит комплаенс-культура — и это то, что нужно развивать в банке, особенно государственном. И эту культуру, по мнению г-жи Мудрой, должен культивировать топ менеджмент. Комплаенс-контроль является гарантией защиты репутации банка, залогом роста имиджа, надежности банка перед международными регуляторами, инвестиционными инвесторами и партнерами. Спикер прогнозирует, что функция комплаенса будет играть все большую роль как внутри компании, так и в отношениях с клиентами.

Нюансы введения правил KYC: требование или необходимость стратегии банка? На этом вопросе остановился Дмитрий Лучанинов. Банку нужно знать своего клиента, причем при мониторинге не следует прибегать к методам «тотальной слежки» или контроля, важно «попасть в яблочко» — в тех клиентов, которые хотят ввести банк в заблуждение, обмануть. Банку, по словам спикера, нужно не просто знать своего клиента, а знать клиента своего клиента. Г-н Лучанинов согласился с мнением коллег, что комплаенс — это не подразделение, а функция, культура, которая должна быть в  каждой бизнес-среде.

Возможности проведения финансового мониторинга на условиях аутсорсинга проанализировал Андрей Сегал. Самые основоположные риски: риск неуплаты (уплаты не в полной мере) налогов; реальная независимость в принятии решений (в этом контексте г-н Сегал рассказал о методе «Китайской стены»); риск РЕР (если у банка есть возможность, лучше с политически значимыми персонами не работать, рекомендует спикер); риск собственного персонала (к примеру, сотрудники могут продать базу клиентов конкурентам); риск отмывания средств, связанных с терроризмом, торговлей оружием и людьми; риски, связанные с активами банка, его кредитной политикой.

Работа с любой из этих категорий рисков, по словам Андрея Сегала, предполагает большие кадровые и ресурсные затраты. «Часть такой работы можно отдавать на аутсорсинг, который может предоставить аналитику, выводы, однако окончательное решение необходимо будет принимать вам», — резюмировал спикер.

«Комплаенс, хотим мы этого или нет, — это вопрос выживания… И если мы не можем изменить мир, мы вынуждены под него подстраиваться, — считает Семен Ханин. — Однако хотелось бы подстраиваться под него не шаманскими способами, не игрой на бубнах и гаданием на картах. А сегодня комплаенс представляет собой именно такую часть науки». Чтобы использовать какие-то научные методы и отойти от шаманства, сделать действительно эффективным финансовый мониторинг, спикер предлагает рассмотреть опыт Швейцарии — там на уровне каждой институции вырабатывают внутренние, базовые принципы «что такое хорошо, а что такое плохо».

«Банку необходимо разработать собственную бизнес-модель и уже в рамках этой модели настраивать онлайн-мониторинг с той или иной периодичностью, чтобы контролировать в автоматическом порядке действия клиентов», — резюмировал г-н Ханин.

Подводя итоги диалога, Руслан Черный отметил: «Комплаенс важен. Без него банки не смогут существовать. Правильное определение рисков позволит банкам существовать, выстраивать правильную модель и строить свое будущее. Следовательно, будущее за комплаенсом».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA