Второй день VII Международного налогового форума начался с сессии, посвященной налоговому консалтингу. Модератором выступил советник, руководитель налоговой практики АО MORIS GROUP Василий Андрусяк.
Управляющий партнер Stron Legal Олег Дерлюк сосредоточил внимание на ключевых изменениях для международного бизнеса, а именно на правилах контролируемых иностранных компаний (КИК), которые своей сути направлены на борьбу с так называемыми карманными компаниями. Г-н Дерлюк поделился своим видением правил КИК, сосредоточившись на эффективности их применения, контроле налога на прибыль и обмене налоговой информацией между странами, ведь обмен информацией — это основной аспект этих правил. Спикер заметил, что если он откроет личный счет, скажем, в Польше, то информация автоматически в украинский налоговый орган не поступит. Но если он откроет счет в украинском банке, то банк, по законодательству, проинформирует налоговый орган.
Украинское правовое поле, по словам Олега Дерлюка, в контексте правил КИК очень отстает. Если бы Украина ввела их еще в 2012—2013 годах, возможно, удалось бы изменить локальную практику ведения бизнеса, предложить какие-то преференции и обеспечить безопасность.
Юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Нина Бец рассказала о внедрении критерия разумной экономической причины в украинское законодательство, международных стандартах и применении этого принципа в ЕС. Любая операция должна иметь разумную экономическую цель. Этот концепт не является новым ни для законодательства, ни для налоговых органов, ни для судебной практики. Если говорить об операциях с нерезидентами, то теперь Налоговый кодекс (НК) Украины указывает, что деловая цель отсутствует, если целью трансакции является неуплата налогов и/или уменьшение объема налогообложения; если в сопоставимых условиях лицо не было бы готово к аналогичной трансакции с несвязанными третьими лицами. «Нашим налогоплательщикам необходимо пересматривать все операции, которые осуществляются с нерезидентами, теперь практически любую операцию можно приравнять к той, целью которой является уменьшение объема налогообложения, и необходимо ориентироваться на рыночные цели», — подчеркнула г-жа Бец.
Что касается практики международных стран, то и там налоговые органы обращают внимание на деловую цель хозяйственной операции. Налогоплательщикам, по словам спикера, следует готовиться к тому, что нужно иметь бизнес-план, маркетинговую стратегию, план развития бизнеса, где будет показано, как те или иные расходы будут способствовать увеличению активов в будущем.
Василий Андрусяк поинтересовался у Нины Бец, двигается ли Украина в правильном направлении, декларируя такой концепт. Спикер ответила: да, безусловно, однако национальные налоговые органы могут этим злоупотреблять. «Это тот случай, когда законодательные нормы отвечают международным стандартам, а практика их применения — нет», — резюмировала Нина Бец.
Виталий Бодюк, адвокат АО MITRAX, остановился на процедуре выведения обществ из рисковых налогоплательщиков. Эта тема стала очень актуальной с начала 2020 года. Часто налоговая определяла операцию рисковой по причине недопонимания. К примеру, налоговому органу была непонятна характеристика или назначение того или иного товара; или общество заказывало стенды для выставки, а налоговый орган не понимал назначение такого стенда. Виталий Бодюк отметил, что зачастую клиенты, которые обращались с подобными запросами, не хотели инициировать судебное дело, пытались решить вопрос в порядке административного обжалования. После дачи пояснений, как правило, налоговый орган принимал решение об исключении налогоплательщика из категории рисковых. Эффективным инструментом в этом контексте также может быть привлечение Совета бизнес-омбудсмена.
Светлана Лебеденко, юридический советник Philip Morris Ukraine, рассказала о конкретном кейсе, судебный спор по которому продолжается, но он уже демонстрирует, как незаконченная история может выявить определенные достоинства и недостатки системы в целом и ТЦО в частности. По словам г-жи Лебеденко, это первый спор по ТЦО в табачной индустрии и один из немногих, где обжалуется не процедура, а экономический характер: оценка выборки сопоставимых компаний, бизнес-процессов, функций сторон в операции. Более двух лет осуществлялась проверка по ТЦО компании Philip Morris Ukraine, по результатам которой они оштрафованы на сумму 123,5 млн грн. Philip Morris Ukraine обжаловала такое решение в судебном порядке. В основе акта налоговой — операции по производству на заказ (этот момент является основанием для почти 90% доначислений). Примечательно, что в данном деле налоговый орган не признал ни одной компании из выборки Philip Morris Ukraine и сформировал собственную выборку, в которую включил даже компанию по производству электронных сигарет и компании с других рынков, с другим конкурентным положением. В суде Philip Morris Ukraine будут доказывать, что выборка является корректной, отвечает практике ОЭСР и НК Украины, а также подано заявление относительно процедуры взаимного согласования (Mutual Agreement Procedure).
В завершение сессии Василий Андрусяк попросил спикеров прокомментировать Закон Украины «О внесении изменений в НК Украины относительно усовершенствования административных налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» № 466. В целом позитивно его оценил Олег Дерлюк: Закон не совершенен, но это лучше, чем ничего. Несмотря на то что в результате появились дополнительные риски и ответственность для бизнеса, Закону нужно дать время и посмотреть на практику. Светлана Лебеденко согласилась с таким тезисом: «Не настолько важно, как закон написан, насколько важна практика правоприменения. И эта часть всецело зависит от юристов». Виталий Бодюк акцентировал на необходимости упрощения коммуникации с налоговым органом ввиду изменения законодательного ландшафта. «Хотелось бы не борьбы с налоговым органом, а конструктивного диалога», — резюмировал он.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…