Мы часто говорим о незаконных действиях прокуратуры, следователей, о том, что эти органы нужно реформировать, сотрудников увольнять, менять! Однако верным ли будет такой тезис?! Думаю, он будет ошибочным! Ведь сколько бы не принимали незаконных решений либо совершали незаконных действий следователи, прокуроры, при наличии реального, законного судебного контроля все эти незаконные решения и действия пресекались бы на корню судом! При таких обстоятельствах правоохранительную систему реформировала бы практика, суд. Проблема нашей правоохранительной системы в поощрении незаконных действий и решений судом (в большинстве случаев)!
Почему суд зависим? Как это изменить? Вот главные вопросы. Основные проблемы таковы:
1) отсутствие экономики, а следовательно, надлежащей оплаты труда судей, да и вообще финансирования этого органа, который зачастую находится в зданиях, больше похожих на сарай, чем на суд;
2) давление на суд через дисциплинарные палаты и уголовные дела;
3) отсутствие социальных гарантий судей;
4) отсутствие судей в судах – суды перегружены, что не дает желания вникать в дела, изучать проблемы права, обучаться;
5) выработанная привычка изложенными выше проблемами!
Есть ли возможность это изменить?! Думаю, ДА!
Пригласить иностранцев-судей? Ликвидировать и создать суды? Уволить всех судей и взять новых? Создать еще 100 антикоррупционных? – НЕТ! Не в этом выход!
Необходимо минимизировать влияние политики на суд, а точнее исключить его. Все должны точно понимать, что ни Верховная Рада Украины, ни Президент Украины не являются носителями верховной власти в стране, а помнить, что в соответствии с положением ст. 6 Конституции Украины органы власти делятся на законодательную, судебную и исполнительную, и эти органы власти равны – такова система сдержек и противовесов.
Как этого достичь? Достаточно просто: установить и конституционно закрепить невозможность понижать социальные гарантии судей, однако предусматривать возможность их повышать!
Создать реальное самоуправление судей по аналогу самоуправления адвокатов:
1) дать возможность судьям самостоятельно выбирать себе членов дисциплинарно-квалификационной комисси судей;
2) сделать такие комиссии на местах и высшую комиссию, членов которых выбирают местными и всеукраинскими собраниями судьей. Пусть сами судьи, члены комиссий решают, достоин ли кандидат быть судьей или он совершил дисциплинарное нарушение. Сможет ли это работать? Думаю и даже убежден, что да! Не привлекают ли адвокатов к дисциплинарной ответственности? Не отсеивают ли кандидатов на экзамене? ПРИВЛЕКАЮТ! ОТСЕИВАЮТ!
3) ПОСТРОЙТЕ судебные здания, чтобы при взгляде на него было понятно – это Суд! Введите суд присяжных! И я уверен, что мы при этих условиях получим Суд независимый, настоящий, мы получим действительно ПРАВОохранительную систему и сильную адвокатуру!
Вот с чего нужно, на мой скромный взгляд, начинать судебную реформу!
Автор: Денис Пономаренко, партнер АО Barristers
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…