Какие аргументы озвучили нардепы в пользу сохранения земельного моратория — PRAVO.UA Какие аргументы озвучили нардепы в пользу сохранения земельного моратория — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Статті » Какие аргументы озвучили нардепы в пользу сохранения земельного моратория

Какие аргументы озвучили нардепы в пользу сохранения земельного моратория

  • 24.12.2018 17:47

Который год подряд народные депутаты Украины решают вопрос о том, продлевать или отменять мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, так как все еще не принято не принято законодательство регулирующее оборот земель сельскохозяйственного назначения, целью которого является сформировать рынок земель, соответствующее правовое регулирование эффективного использования земель и создать прозрачный механизм их оборота.

 

Есть из чего выбрать

 

Напомним, что в пунктах 14 и 15 раздела 10 «Переходные положения» Земельного кодекса (ЗК) Украины определено следующее: до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2019 года запрещается вносить право на земельную долю (пай) в уставные капиталы хозяйственных обществ. Запрещены и купля-продажа земельных участков сельхозназначения государственной и коммунальной собственности (за исключением изъятия (выкупа) их для общественных нужд), отчуждение и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, пребывающих в собственности физических и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства или личного сельского хозяйства (за исключением передачи их в наследство, обмена, изъятия (выкупа) для общественных нужд, а также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью предоставления их инвесторам — участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по таким соглашениям).

В конце 2018 года народные депутаты Украины разных фракций и внефракционные предложили 16 инициатив (один основной законопроект и 15 альтернативных), касающихся отсрочки даты отмены моратория на отчуждение сельскохозяйственных земель Украины. Стоит упомянуть, что в Украине мораторий на продажу земли продлевали уже семь раз.

В данной статье осветим самые содержательные позиции некоторых из предложенных законопроектов, представим экспертные мнения по данной теме, а также изложим финальное решение Верховной Рады Украины.

 

Дело не одного года

 

Основной законопроект под названием «О внесении изменений в раздел 10 «Переходные положения» Земельного кодекса Украины относительно продления запрета отчуждения земель сельскохозяйственного назначения» (№ 9355) был предложен 30 ноября с.г. народным депутатом Украины Олегом Барной. В соответствии с документом предлагалось продлить действие моратория на отчуждение сельхозземель на шесть лет (до 2024 года). По мнению парламентария, именно этот срок даст возможность найти эффективный путь к решению проблемы использования сельскохозяйственных земель. Правда, в тексте проекта закона не представлены конкретные шаги для решения давно назревших вопросов надлежащего регулирования отчуждения земель сельскохозяйственного назначения.

Адвокат, управляющий советник ALEXANDROV & PARTNERS Олег Шевцов считает, что, исходя из опыта работы с системой согласования нормативно-правовых актов, подготовить и принять необходимый пакет документов вполне можно за один год. Г-н Шевцов уверен, что нужно работать над открытием рынка земли, чтобы обеспечить ему прозрачность. «Многих иностранных инвесторов пугают схемы получения контроля над земельными активами, а всем понятные правила игры на аграрном рынке — это реальный шанс для нашей страны получить хорошие инвестиционный вливания и усилить конкуренцию на аграрном рынке», — сказал адвокат.

Обратим внимание на один из альтернативных законопроектов — № 9355-3, авторы которого в отличие от тех, кто разрабатывал проект закона № 9355, представили обоснованные, по их мнению, причины, почему мораторий стоит продлить на более длительное время — до 1 января 2023 года. Так, в законопроекте, поданном народными депутатами Александром Вилкулом и Вадимом Новинским сказано, что необходимыми предпосылками для введения рынка земель должно стать завершение работ по созданию земельного кадастра, которым будут установлены четкие границы земельных участков и их законные собственники по всей территории Украины. Также необходимо подготовить методику определения минимальной цены земли с учетом ее плодородия, размещения и других характеристик для каждого региона Украины. Почему нужны ли такие изменения? Авторы законодательной инициативы считают, что указанные нововведения важны, поскольку на протяжении многих лет существует теневой рынок земель, цены на котором существенно занижены. Кроме того, большие земельные массивы нелегально перешли от законных собственников земельных паев под управление крупных аграрных компаний или частных собственников.

Впрочем, советник АО «Коннов и Созановский» Виталий Правдюк считает иначе, поскольку неясно, о каких завершающих работах по созданию земельного кадастра идет речь — Закон Украины «О Государственном земельном кадастре» действует с 1 января 2013 года. «Трудно сказать, насколько выполнимой окажется заявленная авторами задача по созданию методики определения минимальной цены земли с учетом ее плодородия и в чем жизненная необходимость разработки такой методики», — комментирует эксперт. К тому же в украинском законодательстве уже существуют положения о бонитировке земель (статья 199 ЗК Украины) как сравнительной оценке качества почв. Зачем нужно создавать что-то альтернативное, если стоимость необходимых затрат очевидно будет превышать десятизначную сумму?

Авторы законопроекта № 9355-3 также видят необходимость в обеспечении развития семейного фермерства (в принятии соответствующих законов о поддержке развития семейного фермерства с введением упрощенной системы налогообложения и предоставлением доступа к внешним рынкам сбыта). Для свободного оборота сельхозземель также необходимо проведение их инвентаризации с внесением полученных данных в Государственный земельный кадастр (на протяжении пяти лет — до 1 января 2023 года).

«Открытие рынка земли вследствие принятия закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения — это не обыденное событие, а полноценная земельная реформа национального значения», — считает ассоциированный партнер Lavrynovych & Partners Law Firm Дмитрий Савчук. По его словам, если в основу реформы будет положена идея стимулирования и развития мелкого и среднего фермерства (с помощью дотаций, льготных кредитов, налоговых преференций, обеспечения доступа к рынкам сбыта), это будет неоспоримым позитивом, так как позволит не монополизировать рынок земли и вернуть трудоспособное население в сельскую местность.

Главной инициативой проекта закона № 9355-3 можно считать то, что депутаты предлагают привлечь к процессу граждан нашей страны и путем проведения всеукраинского референдума принять решение относительно свободной купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. Но отметим, что в выводе Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады Украины сказано следующее: поддержать предложенный законопроект в части проведения всеукраинского референдума Главное управление не может. Мотивируется такое решение тем, что сегодня отсутствует надлежащее регулирование проведения референдумов (Закон Украины «О всеукраинским референдуме» признан неконституционным в соответствии с решением Конституционного Суда Украины № 4-р/2018 от 26 апреля с.г.). Вопрос, является ли такая инициатива авторов проекта закона предвыборным популистским ходом без реального намерения достичь заявленного результата, остается без ответа.

Как считает старший юрист SDM Partners Law Firm Анна Кулиш, проводить референдум по вопросам, связанным с рынком земель сельскохозяйственного назначения, Конституцией Украины не запрещено. А тот факт, что специальный закон был признан неконституционным, не лишает граждан Украины их конституционного права на свое волеизъявление, однако порождает вопросы организации такого референдума, порядка его проведения и, как следствие, легитимности его результатов, поскольку отсутствуют нормы, регулирующие все вышеупомянутые аспекты. Таким образом, в Украине может быть инициирован всеукраинский референдум по вопросам введения свободной купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения, однако его проведение в силу отсутствия специального закона представляется проблематичным.

 

Пилотный проект

 

Если вам вдруг показалось, что предложения продлить мораторий на пять и шесть лет — это много, то предлагаем ознакомиться с законодательной инициативой № 9355-6. Народный депутат Украины Михаил Головко предложил урегулировать механизм купли-продажи земли и принципы социальной защиты продавцов земель сельхозназначения путем выбора пилотных регионов Украины для проведения эксперимента по купле-продаже таких земель, а также продлить действие моратория до 1 января 2030 года. По мнению разработчиков законопроекта, за это время будет разработан действенный механизм продажи и контроля над продажей земельных участков и принят закон о рынке земель. Авторы убеждены, что Украина не имеет опыта продажи сельхозземель. Именно поэтому функционирование рынка земель на определенной территории одной или нескольких областей даст возможность проверить разработанные законодателем механизмы функционирования рынка земель сельскохозяйственного назначения на практике.

«Но почему один регион будет иметь преимущество перед другим?» — задает вопрос г-н Правдюк. Эксперт считает, что регионы Украины не одинаковы по уровню экстенсивности сельского хозяйства, типам почв, видам культур, поэтому результаты не будут соответствовать всей территории Украины. Вместе с тем предоставление «свободы оборота земель», к примеру, в одном регионе создаст нездоровый спекулятивный спрос на 1/25 территории Украины и не будет презентабельным для всей страны.

 

Парламентское решение

 

Как стало известно, 18 декабря с.г. парламентский комитет по вопросам аграрной политики и земельным отношениям рекомендовал Верховной Раде Украины принять законопроект № 9355-5 от 4 декабря с.г., предусматривающие продление действия моратория на один год (до 1 января 2020 года), и уже 20 декабря с.г. на пленарном заседании парламента вышеуказанный проект закона был принят народными депутатами Украины.

 

Судебная практика

 

Виталий Правдюк уверен, что в связи с решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Зеленчук и Цицюра против Украины» (жалобы № 846/16 и № 1075/16), в соответствии с которым мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения признан нарушающим права человека, реальным решением проблемы, связанной с невозможностью отчуждать свои земли, может стать данная судебная практика, поскольку суды уже сейчас могут удовлетворять иски собственников, например, к нотариусам, отказавшимся удостоверить договоры купли-продажи земель, попадающих под мораторий, руководствуясь обязательным для Украины решением ЕСПЧ. Вместе с тем, по словам управляющего партнер OSTIN Law Firm Евгения Порады, в данном решении ЕСПЧ обязал Украину предпринять законодательные шаги, которые бы обеспечили справедливость для всех собственников земли. Вместо этого депутаты снова обсуждают продление моратория. «К сожалению, активная работа по подготовке запуска рынка земли не проводится, но, думаю, никто не будет отрицать, что реально работающий рынок земли смог бы стать драйвером экономического роста, увеличения инвестиций и налоговых поступлений», — отметил эксперт.

Юлия КАРНАУХ,
Юридическая практика»

Материал изначально опубликован в «ЮП» №52 под названием «Отмене не подлежит».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA