Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Новости » Юрбизнес во время кризиса: клиенты рассказали, чего ждут от своих юристов (итоги исследования)

Юрбизнес во время кризиса: клиенты рассказали, чего ждут от своих юристов (итоги исследования)

  • 30.04.2020 15:42

Качество услуг, стоимость и опыт — основные критерии, которыми руководствуется бизнес при выборе внешних юридических советников. Причем за время действия карантина значение ценового фактора возросло. Такие данные были получены при опросе клиентов юридических фирм в рамках ON LAW МАРАФОНА «Юридической практики» — онлайн-площадки, которая объединяет юридический рынок для поиска наиболее эффективных способов работы и поддержки юридического сообщества в кризисный период.

Итоги исследования были обнародованы 30 апреля с.г. на ON LAW МАРАФОНЕ «Бизнес vs юристы: точки соприкосновения».

Один из ключевых вопросов, во многом определяющий конфигурацию сотрудничества бизнеса с юридическим рынком, — масштаб потерь из-за карантина в разрезе отраслей экономики и отдельных компаний, а также сроки, необходимые для восстановления докризисных показателей.

Основной работодатель юрфирм — банковский сектор, по оценкам представителей банков, недополучит из-за кризиса от 20 до 40%, сфера недвижимости и строительства может потерять от 30 до 70%. Интересная ситуация в сфере транспорта и логистики: авиасектор готовится к 90% потерь, в то время как логистические операторы рассчитывают пройти этот период практически без потерь. В агросфере потери прогнозируются относительно небольшие, но именно в этой отрасли самый высокий уровень неопределенности в будущем. Ведь помимо карантина аграриям следует учитывать много других факторов, связанных с погодой, урожайностью, ситуацией на мировых рынках и так далее.

Что касается перспектив восстановления экономики, самый популярный ответ — потребуется около года. Сфера недвижимости рассчитывает на улучшение ситуации в отдельных сегментах в течение полугода. Дольше всего — до двух лет будут восстанавливаться банковский сектор и транспортная отрасль, особенно авиация.

Традиционно самое большее количество обращений крупного бизнеса к юрфирмам связано с разрешением споров — 2/3 компаний прибегают к помощи юристов в вопросах судебного представительства.

Практика уголовного права и защиты бизнеса потеснила со второго места корпоративную практику — 48% против 44%. Далее в порядке уменьшения спроса расположились налоговое право, интеллектуальная собственность, конкурентное право, банковское и финансовое право.

Отметим, что спрос на основные услуги достаточно стабилен — так, к примеру, в практике разрешения споров сокращение количества проектов в одной компании компенсируется сопоставимым увеличением спроса в другой. Суды, уголовное право, корпоративное право — достаточно стабилен. Но в то же время значительно увеличился спрос на консультации по трудовому праву, а также по вопросам налогообложения.

Максимальный показатель снижения количества проектов — в практике международного арбитража. Но здесь можно говорить об отложенном спросе — срыв контрактных обязательств из-за карантина, очевидно, трансформируется в судебные и арбитражные разбирательства.

Также достаточно интересная ситуация в практике банкротства — никто из респондентов не заявил о появлении новых дел. То есть никто из участников исследования банкротится не собирается, да и отношение к должникам пока что достаточно лояльное (это касается прежде всего банков). С другой стороны, юрфирмы уже сейчас фиксируют всплеск обращений именно по вопросам банкротства — пережить кризис смогут далеко не все компании. Да и практика банкротств физлиц получит хороший бэкграунд для развития.

Достаточно интересные ответы получены на вопрос о критериях выбора юридических советников.

Качество, стоимость и опыт юристов безусловно лидируют. Но во время карантина клиенты стали больше внимания обращать на цену, декларируя при этом готовность более лояльно относится и к качеству, и к опыту, и к рекомендациям. Снижение важности большинства критериев не превышает 10% — то есть ситуация еще не критичная, но такие итоги можно расценивать как достаточно тревожный сигнал, прежде всего для лидеров юридического рынка, традиционно ориентированных на качество и репутацию. В то же время перед молодыми и не столь именитыми юрфирмами открываются хорошие перспективы.

Тенденция более лояльного отношения клиентов к своим юристам прослеживается и в разрезе значимых факторов в процессе сотрудничества. Так, доля клиентов, для которых важно внимание к деталям уменьшилась на 21%, прикладной характер консультаций во время карантина потерял 10%. Возможно, это отражение «карантинного» спроса на общие консультации, позволяющие разобраться в происходящем и уже на этом фундаменте корректировать сотрудничество с внешними юристами.

Каких проявлений лояльности ожидают клиенты от своих юристов во время карантина?

Для почти половины респондентов важна информационная поддержка. Наиболее востребованными будут советы, которые юристы дают по своей инициативе, с учетом специфики бизнеса конкретной компании. Этот вариант ответа отметили 61,5% участников опроса.

Детальный анализ актуального законодательства без привязки к компании интересует 54% респондентов. Это в полтора раза больше, чем спрос на разного рода legal alerts и дайджесты законодательных изменений. Хотя и они должны быть в корзине информационных проявлений юрфирмы. 38,5% заинтересованы в такой информации, и это целевая аудитория, за которую стоит побороться.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Нуждается ли в упрощении процедура допуска к профессии судьи, адвоката, прокурора, нотариуса?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: