Качество услуг, стоимость и опыт — основные критерии, которыми руководствуется бизнес при выборе внешних юридических советников. Причем за время действия карантина значение ценового фактора возросло. Такие данные были получены при опросе клиентов юридических фирм в рамках ON LAW МАРАФОНА «Юридической практики» — онлайн-площадки, которая объединяет юридический рынок для поиска наиболее эффективных способов работы и поддержки юридического сообщества в кризисный период.
Итоги исследования были обнародованы 30 апреля с.г. на ON LAW МАРАФОНЕ «Бизнес vs юристы: точки соприкосновения».
Один из ключевых вопросов, во многом определяющий конфигурацию сотрудничества бизнеса с юридическим рынком, — масштаб потерь из-за карантина в разрезе отраслей экономики и отдельных компаний, а также сроки, необходимые для восстановления докризисных показателей.
Основной работодатель юрфирм — банковский сектор, по оценкам представителей банков, недополучит из-за кризиса от 20 до 40%, сфера недвижимости и строительства может потерять от 30 до 70%. Интересная ситуация в сфере транспорта и логистики: авиасектор готовится к 90% потерь, в то время как логистические операторы рассчитывают пройти этот период практически без потерь. В агросфере потери прогнозируются относительно небольшие, но именно в этой отрасли самый высокий уровень неопределенности в будущем. Ведь помимо карантина аграриям следует учитывать много других факторов, связанных с погодой, урожайностью, ситуацией на мировых рынках и так далее.
Что касается перспектив восстановления экономики, самый популярный ответ — потребуется около года. Сфера недвижимости рассчитывает на улучшение ситуации в отдельных сегментах в течение полугода. Дольше всего — до двух лет будут восстанавливаться банковский сектор и транспортная отрасль, особенно авиация.
Традиционно самое большее количество обращений крупного бизнеса к юрфирмам связано с разрешением споров — 2/3 компаний прибегают к помощи юристов в вопросах судебного представительства.
Практика уголовного права и защиты бизнеса потеснила со второго места корпоративную практику — 48% против 44%. Далее в порядке уменьшения спроса расположились налоговое право, интеллектуальная собственность, конкурентное право, банковское и финансовое право.
Отметим, что спрос на основные услуги достаточно стабилен — так, к примеру, в практике разрешения споров сокращение количества проектов в одной компании компенсируется сопоставимым увеличением спроса в другой. Суды, уголовное право, корпоративное право — достаточно стабилен. Но в то же время значительно увеличился спрос на консультации по трудовому праву, а также по вопросам налогообложения.
Максимальный показатель снижения количества проектов — в практике международного арбитража. Но здесь можно говорить об отложенном спросе — срыв контрактных обязательств из-за карантина, очевидно, трансформируется в судебные и арбитражные разбирательства.
Также достаточно интересная ситуация в практике банкротства — никто из респондентов не заявил о появлении новых дел. То есть никто из участников исследования банкротится не собирается, да и отношение к должникам пока что достаточно лояльное (это касается прежде всего банков). С другой стороны, юрфирмы уже сейчас фиксируют всплеск обращений именно по вопросам банкротства — пережить кризис смогут далеко не все компании. Да и практика банкротств физлиц получит хороший бэкграунд для развития.
Достаточно интересные ответы получены на вопрос о критериях выбора юридических советников.
Качество, стоимость и опыт юристов безусловно лидируют. Но во время карантина клиенты стали больше внимания обращать на цену, декларируя при этом готовность более лояльно относится и к качеству, и к опыту, и к рекомендациям. Снижение важности большинства критериев не превышает 10% — то есть ситуация еще не критичная, но такие итоги можно расценивать как достаточно тревожный сигнал, прежде всего для лидеров юридического рынка, традиционно ориентированных на качество и репутацию. В то же время перед молодыми и не столь именитыми юрфирмами открываются хорошие перспективы.
Тенденция более лояльного отношения клиентов к своим юристам прослеживается и в разрезе значимых факторов в процессе сотрудничества. Так, доля клиентов, для которых важно внимание к деталям уменьшилась на 21%, прикладной характер консультаций во время карантина потерял 10%. Возможно, это отражение «карантинного» спроса на общие консультации, позволяющие разобраться в происходящем и уже на этом фундаменте корректировать сотрудничество с внешними юристами.
Каких проявлений лояльности ожидают клиенты от своих юристов во время карантина?
Для почти половины респондентов важна информационная поддержка. Наиболее востребованными будут советы, которые юристы дают по своей инициативе, с учетом специфики бизнеса конкретной компании. Этот вариант ответа отметили 61,5% участников опроса.
Детальный анализ актуального законодательства без привязки к компании интересует 54% респондентов. Это в полтора раза больше, чем спрос на разного рода legal alerts и дайджесты законодательных изменений. Хотя и они должны быть в корзине информационных проявлений юрфирмы. 38,5% заинтересованы в такой информации, и это целевая аудитория, за которую стоит побороться.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…