Будущее юридического образования обсуждали на дебатах Ассоциации юристов Украины — PRAVO.UA Будущее юридического образования обсуждали на дебатах Ассоциации юристов Украины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Будущее юридического образования обсуждали на дебатах Ассоциации юристов Украины

Будущее юридического образования обсуждали на дебатах Ассоциации юристов Украины

  • 03.02.2021 18:12

Никто не поспорит, что будущее юридической профессии зависит от того, каким будет юридическое образование. В сообществе активно обсуждают проект Концепции развития юридического образования, отдельные положения которого являются темой жарких дискуссий.

3 февраля 2021 года состоялись дебаты «Концепция развития юридического образования: за и против», организатором которых выступила Ассоциация юристов Украины. Позицию Pro представлял доктор юридических наук, профессор Андрей Бойко, а его оппонентом стал кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины Владимир Сущенко, который высказывался с позиции Contra. Модератором дискуссии стал Максим Шевердин, кандидат юридических наук, координатор Комиссии Ассоциации юристов Украины по усовершенствованию юридического образования.

В рамках дебатов обсуждались вопросы:

  • внедрения «сквозной» магистерской программы подготовки юристов;,
  • отказа от заочной формы подготовки юристов;
  • подготовки юристов в учебных заведениях со специфическими условиями обучения;
  • формата единого государственного квалификационного экзамена;
  • гармонизации перечня отраслей знаний и специальностей в части соотношения отраслей знаний «право» и «международные отношения» и специальностей «право» и «международное право».

Андрей Бойко отметил, что страны, практикующие сквозную магистратуру, являются примером того, как можно помимо профессиональной подготовки обеспечить также международное сотрудничество для расширения коммуникаций и обмена соответствующим опытом. В свою очередь, спикер считает, что современному студенту необходимо формировать компетентность для активной социализации, обретать навык быть активным в профессии и, безусловно, иметь должную профессиональную подготовку.

Пожалуй, самыми дискуссионными и горячими темами стали темы, которые уже давно волнуют все академическое сообщество, а именно – вопросы об отмене заочной формы образования для юристов и внедрения единого квалификационного экзамена.

Как отметил Максим Шевердин, по состоянию на 1 января 2021 года 93402 человека получают юридическое образование, из них около 38 тыс. (36%) обучаются на заочной форме, которая на 97% состоит из студентов на контрактной форме обучения. Отмена заочной формы юридического образования стала причиной многих дискуссий. Андрей Бойко подчеркнул:

“В процессе создания Концепции юридического образования мы были противниками реализации той формы «заочки», которая есть сейчас, она себя исчерпала. Большинство студентов попросту не смогли подтвердить необходимый объем знаний и компетентностей, что говорит о низком качестве обеспечения учебного процесса. Сейчас начинают работать так называемые смешанные формы обучения, однако любая из таких форм должна обеспечивать надлежащее качество подготовки юриста.  Для этого нужно изменить подходы к «заочке», но на данном этапе все говорит о том, что она не может обеспечить полноценного обучения”.

Г-н Бойко утверждает, что в Европе необходимое условие такого образования – как минимум 50% контактного времени с преподавателями, в некоторых случаях участие преподавателя обязательно, так как он должен растолковать и проверить качество усвоения студентом материала.

Спикер уверен, что ограничение формы образования само по себе не ограничивает доступа к образованию.

«Необходимо, чтобы разрыв между очной и заочной формами не был ощутимым. Вузы ответственны перед студентами, их родителями  и государством за качество предоставляемых образовательных услуг, качество образовательных программ – на совести вузов», – отметил г-н Бойко.

В свою очередь, Владимир Сущенко придерживается мнения, что «заочка» имеет право на жизнь, кроме того, необходимо развивать дистанционную форму обучения для доступа к образования людей с ограниченными возможностями.

«Если человек хочет учиться, форма не имеет значения. Другое дело, что такое образование задумывалось для людей, которые уже работают в сфере, близкой к их специальности. Абсолютной альтернативы «заочке» я не вижу. Я считаю, что отмена заочной формы образования – это ограничение права человека на образование”.

Максим Шевердин напомнил, что 2021-й – это первый год, когда будет проводиться единый государственный квалификационный экзамен. Андрей Бойко считает, что сдача такого экзамена заставит в рамках общих дисциплин сформировать необходимые параметры качества знаний, единые для всей специальности. Это не вмешательство в университетскую автономию.

«Контроль «на выходе» есть во многих европейских странах. Безусловно, процедура должна осуществляться с механизмами контроля, чтобы полностью убрать даже малейшие намеки на коррупцию», – уверен он.

Владимир Сущенко же считает, что единый государственный квалификационный экзамен – это попытка «сравнять всех», и он не является должным показателем качества знаний.

«Это просто механизм, который позволит готовить одинаковых специалистов», – считает он.

В завершение встречи Максим Шевердин  сказал, что такой формат дискуссии, как дебаты, позволяет поставить прямые и четкие вопросы и получить такие же ответы, что очень ценно. «Всем небезразлично будущее юридической профессии, это факт, конструктивный диалог – путь к усовершенствованию, и будущее у профессии юриста однозначно есть», – подытожил он.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA