Представьте себе ситуацию: перед вами два судьи, претендующих на перевод в другой суд, — оба профессионально исполняют свои должностные обязанности, имеют одинаковый стаж работы и т.п., но один вынужден ежедневно добираться до места работы, проводя в дороге по несколько часов, а другой — проезжать блокпост «ДНР», подвергая свою жизнь опасности.
Решая вопрос о предоставлении кому-то из них рекомендации для перевода в другой суд, кого вы предпочтете? Если второго, то первый вас спросит: «Неужели я человек второго сорта»? Если первого, то возразит второй: «Донецкие суды оставались последним плацдармом украинской власти, когда за украинский язык убивали — мы отправляли правосудие именем Украины». Так кого вы выберете? Согласитесь, сложный вопрос.
Но Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС), к полномочиям которой относится предоставление рекомендаций судьям, пришлось на него отвечать.
Предусмотрев упрощенный порядок перевода судей судов, находящихся в зоне проведения АТО, Комиссия оказалась меж двух огней, нет, между трех — ведь есть еще тысячный резерв кандидатов, которые также имеют право на занятие вакансий судей.
Чрезвычайная ситуация, в которой оказалось наше государство в целом и судьи в восточных регионах и в Автономной Республике Крым в частности, требовала нестандартных и быстрых решений, желательно в рамках законодательства….
Судьи из зоны АТО — это первое, чем обеспокоилась ВККС в декабре прошлого года, как только приступила к работе. Тогда был оглашен первый конкурс для судей из оккупированных территорий по упрощенной процедуре и с преференциями. Так, если на одну должность претендовало несколько судей, предпочтение отдавалось судье из зоны АТО, имеющему наибольший стаж работы. В марте 2015-го состоялся повторный конкурс. По данным Комиссии, при проведении этих конкурсов было принято 189 решений о переводе судей и 104 решения об отказе в переводе в другой суд. Таким образом, рассмотрены по сути обращения 293 судей из зоны АТО и мирных территорий.
В этот процесс вмешался и законодатель, предусмотрев в заключительных и переходных положениях Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» норму, согласно которой в случае, если суд прекращает работу в связи со стихийным бедствием, военными действиями, проведением антитеррористической операции или другими чрезвычайными обстоятельствами, судья, занимающий должность в таком суде, по решению ВККС может быть прикреплен на срок, не превышающий шести месяцев, к другому суду того же уровня в другой местности с сохранением за ним должностного оклада, но без соответствующих доплат.
Комиссией принято девять решений о прикреплении на шесть месяцев 230 судей судов общей юрисдикции Донецкой и Луганской областей к другим судам. Но так как эта норма находится не в «теле» Закона, а в заключительных и переходных положениях, то продлить срок прикрепления или прикрепить повторно невозможно.
Тем временем срок прикрепления некоторых судей истек. Это привело к невозможности получения ими денежного обеспечения. В Государственной судебной администрации Украины без решения о прикреплении платить заработную плату не могут, а в ВККС не могут прикрепить судей повторно.
Если эти органы оказались в законодательном коллапсе, то другие — ограничены исключительно своим бездействием. Как было сказано выше, ВККС предоставила ряд рекомендаций судьям для перевода в другие суды, расположенные на мирных территориях. Несмотря на позитивные рекомендации Комиссии, Президент Украины принимал решения об их переводе больше полугода. К примеру, мартовские рекомендации ВККС были «одобрены» Указом Президента Украины о переводе судей 26 сентября с.г. К тому же у некоторых судей истек срок пятилетнего назначения, и они не могут перевестись без бессрочного избрания, а с этим медлит уже Верховный Совет Украины.
Положение без конкурса
В связи с ситуацией, в которой судьи оказались в подвешенном состоянии, ВККС разработала Положение о порядке перевода судьи в другой суд того же уровня в случае реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда (Положение), которое было утверждено 23 октября с.г.
Положение определяет организационные основы перевода судьи в другой суд того же уровня без конкурса. Документ разрабатывался при консультировании с Советом судей Украины, Государственной судебной администрацией, Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Администрацией Президента Украины.
Идея заключалась в том, чтобы перевести судей, у которых истек шестимесячный срок прикрепления и которые не принимали участия в конкурсе на перевод в другие суды или участвовали в нем, но не победили, в суды, максимально приближенные к их предыдущему месту работы — на мирных территориях в Донецкой, Луганской и соседних областях (соседние области указываются потому, что вакансий на прифронтовых территориях недостаточно).
Обнародование Положения повлекло недовольство судей судов, находящихся в зоне проведения АТО. Они перевезли свои семьи на другие территории, обосновались там и не желают возвращаться на восток. Некоторые желают получить должность в районном суде, скажем, Ровенской области, то есть не претендуют на суды в городах-миллионниках, но тоже не хотят на восток.
В данной ситуации понять можно обе стороны. В частности, в ходе первых конкурсов, которые проводились по особому порядку, некоторые судьи из зоны АТО попытались использовать ситуацию в свою пользу и подали документы для назначения на должность, которую не заняли бы по общему порядку. К слову, тогда в отдельных судах (как правило, Киева, Одессы, Харькова, Львова, Днепропетровска) был большой конкурс на одну вакансию. Предложения Комиссии переписать заявление в суд, к примеру, в Закарпатской области (где судей и их семьи могли обеспечить жильем) судьи (не все, конечно) отклоняли, мол, «мы в ваши камыши не поедем».
Вместе с тем судьи утверждают, что не знали о большом конкурсе на одну вакансию, не владели информацией о стаже других претендентов и о том, есть ли другие претенденты вообще. А в крупных городах, привлекательных своим рынком труда, могут найти работу и члены семьи судьи, ведь, как известно, судья не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, а обеспечивать семью кому-то же нужно. Есть еще одна причина, почему судьи не хотят перевода. Отправление правосудия на «прифронтовых» территориях чревато рассмотрением дел о сепаратизме, что может негативно отразиться на безопасности близких родственников судей, оставшихся на не подконтрольных Украине территориях. Все это обсуждалось на встрече представителей Комиссии с судьями судов, находящихся в зоне АТО, 28 октября с.г.
Тогда был поднят вопрос о критериях перевода. В их числе — территориальная приближенность нового места работы к предыдущему, семейные обстоятельства, наличие жилья, стаж работы. В ВККС очень осторожно говорят об этих критериях, ведь в каждом конкретном случае они будут применяться индивидуально. Более того, такие критерии нельзя формализовать в Положении, чтобы не подставить его под «удар» — в виде отмены в судебном порядке. Однако судьи намерены обращаться в Совет судей Украины с целью определения критериев перевода (в частности, чтобы при переводе учитывались потребности отдельно взятого судьи из зоны АТО) и для решения вопросов относительно временного прикрепления судей, то есть законодательного урегулирования соответствующих норм, и относительно выплаты им денежного обеспечения.
К слову, соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте. Так, народный депутат Украины Леонид Емец в законопроекте от 15 октября с.г. № 3328 предлагает исключить шестимесячные ограничения из соответствующей нормы Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд».
В ВККС обращают внимание, что участие судей в процедуре перевода в суды на востоке Украины не лишает их права участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей в соответствии с общим порядком. Кроме того, как только будут утверждены документы, устанавливающие критерии квалификационного оценивания, Комиссия сможет проводить не только горизонтальные, но и вертикальные переводы — в суды вышестоящих инстанций.
Также в середине ноября с.г. состоится ХIII съезд судей Украины, на котором, видимо, будет поднят вопрос о направлении обращения в парламент по поводу его бездействия в вопросе избрания судей из зоны АТО на должности бессрочно.
Как видим, для решения ситуации, в которой оказались луганские и донецкие судьи, не изменившие присяге, задействовано много органов, но одни связаны законодательством, а другие… просто не хотят искать пути выхода. Очевидно только одно — судьи из зоны АТО руки опускать не намерены.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…