Зона конфликта — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Зона конфликта

Законодатель закрепил норму, обязывающую «новоиспеченного» чиновника в течение 30 дней после назначения, передать в управление другому лицу принадлежащие ему предприятия и корпоративные права

В парламенте зарегистрирован законопроект о передаче корпоративных прав в управление, призванный убрать законодательные коллизии в сфере исполнения антикоррупционного законодательства и устранения конфликта интересов

Несмотря на новые условия, продиктованные последними изменениями, связанными с пандемией, корпоративное право в Украине развивается. Более того, инициаторы законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно передачи корпоративных прав в управление» от 6 мая 2020 года № 3435 посчитали необходимым внести определенные изменения в корпоративное законодательство.

Что же послужило предпосылкой этих изменений? Известно, что согласно требованиям статьи 36 Закона Украины «О предотвращении коррупции» лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, а также должностные лица юридических лиц публичного права должны в течение 30 дней после избрания на должность передать в управление другому лицу (кроме членов своей семьи) принадлежащие им предприятия и корпоративные права, акции. Олег Мальский, партнер, руководитель практики корпоративного права и M&A МЮГ ETERNA LAW, обращает внимание на то, что согласно части 3 статьи 36 этого закона акции можно передать в управление либо путем заключения договора о создании венчурного паевого инвестиционного фонда для управления переданными корпоративными правами с компанией по управлению активами, либо путем заключения договора об управлении акциями с торговцем ценными бумагами, который имеет лицензию. Исходя же из части 5 статьи 17 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», лицензированному торговцу запрещается заключать договор об управлении ценными бумагами с одним клиентом — физическим лицом на сумму менее 100 минимальных заработных плат (472 300 грн), а согласно части 2 статьи 41 Закона Украины «Об институте совместного инвестирования» минимальный объем активов паевого фонда должен составлять 1250 минимальных заработных плат (5 903 750 грн), установленных законом на день регистрации фонда как института совместного инвестирования. Также предприниматель не должен передавать свои акции в управление, если в системе депозитарного учета установлены ограничения на осуществление операций с такими акциями согласно решению Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

Именно поэтому, продолжает Олег Мальский, возникают ситуации, когда лицо стремится выполнить антикоррупционные требования и передать свои акции в управление, но не может этого сделать, так как стоимость акций составляет менее 472 300 грн (меньше 100 минимальных заработных плат) или, соответственно, для таких акций установлены ограничения в системе депозитарного учета. Это неоднократно становилось причиной недоразумений между Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции, НКЦБФР и вновь назначенными должностными лицами.

Таким образом, речь идет о том, чтобы законодательным путем продлить срок передачи акций в управление при наличии ограничения по акциям в системе депозитарного учета (в течение 30 дней со дня его снятия), а также убрать ограничение в сто минимальных зарплат на договоры об управлении, заключаемые во исполнение требований статьи 36 Закона Украины «О предотвращении коррупции».

В свою очередь, Андрей Марциняк,младший юрист Юридической группы LCF,считает, что бизнес и политика — это две параллельные прямые, которые не должны пересекаться, когда речь идет о публичных интересах. Суть данной аксиомы сводится к тому, что недавний бизнесмен, придя в политику, должен ею и заниматься, избегая конфликта интересов.

Как утверждает юрист, именно поэтому законодатель и закрепил норму, обязывающую новоиспеченного чиновника в течение 30 дней после назначения передать в управление другому лицу принадлежащие ему предприятия и корпоративные права.

Г-н Марциняк уверен, что принятие законопроекта № 3435 будет способствовать фактической реализации положений статьи 36 Закона Украина «О предотвращении коррупции», и вот почему. «Представим ситуацию, когда должностное лицо желает передать свои акции в управление путем заключения договора об управлении ценными бумагами с лицензированным торговцем. Действующее законодательство запрещает таком торговцу заключать договор с клиентом на сумму менее 100 минимальных зарплат. Получается законодательное противоречие, которое не позволяет добросовестному госслужащему выполнить требования статьи 36 Закона Украины «О предотвращении коррупции», если стоимость его акций меньше суммы в 100 минимальных зарплат. Кроме того, должностное лицо также не может передать свои акции в управление, если на основании решения Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в системе депозитарного учета установлены ограничения на осуществление операций с такими ценными бумагами (например, остановки обращения акций). Тем не менее утверждать, что данный законопроект решит все проблемы, связанные с передачей корпоративных прав в управление, нельзя», — отмечает юрист.

Также Андрей Марциняк констатирует, что еще два года назад эксперты Антикоррупционной инициативы ЕС в Украине провели оценку эффективности и действенности управления конфликтом интересов в Украине, по результатам которой предоставили 62 рекомендации по улучшению данного процесса, большинство из которых до сих пор не имплементированы в национальное законодательство. В частности, без внимания законодателя остались рекомендации относительно того, чтобы статус члена семьи не связывался с его/ее общим или отдельным проживанием с госслужащим; относительно установления административной/уголовной ответственности за невыполнение требований статьи 36 Закона Украины «О предотвращении коррупции»; относительно разработки типового договора о передаче в управление корпоративных прав и закрепления обязательности его положений при выполнении требований статьи 36 Закона Украины «О предотвращении коррупции».

Как видим, хотя законопроект № 3435 и может ликвидировать определенные законодательные коллизии, количество серьезных недостатков в сфере выполнения антикоррупционного законодательства и устранения конфликта интересов существенно не уменьшится.

Удастся ли законопроекту достичь своих целей и получить должную поддержку правового сообщества? Судя по содержанию и предпосылкам, заложенным в документе, он, скорее всего, не сможет решить общую проблему и будет нуждаться в доработке.

Алена СТУЛИНА

«Юридическая практика»

______________________________________________________________

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Уместное время

Акцент

Самозанятые лица смогут платить ЕСВ только один раз: как ФОП или как независимые профессионалы

Государство и юристы

Зона конфликта

Как внедрение автоматизации повлияет на сферу исполнения судебных решений

Дайджест

Адвокатские взносы (не) платить

Новости

Карта событий

Новости законодательства

Новости юрфирм

Новости из зала суда

Новости Евросуда

Отрасли практики

Открыты для предложений

Земля по курсу

Суд не обязан отстранять арбитражного управляющего по ходатайству комитета кредиторов

Самое важное

Блок о бок

Налоговые инициативы

Судебная практика

Расходы на правовую помощь: новая практика ВС

Статья 290 УПК не требует от защиты раскрывать устные показания свидетеля

«Забытые» в 2016 году Президентом кандидаты в судьи пытаются добиться справедливости в суде

Судебные решения

Обязанность доказывания, что инкриминируемое преступление связано с домашним насилием, лежит на стороне обвинения

Тема номера

Образец проведения

Вывести на монитор

Получить подавлением

Неприятные упоминания

Возвратный механизм

Пресечь на корню

Частная практика

Михаил Ластовский рассказал о финансовых расследованиях

Решительные меры

Інші новини

PRAVO.UA