Совсем скоро начнется одна из наиболее интересных частей избирательных кампаний — агитация. В отношении этого процесса высказывается и немало критики — «грязная агитация» стала классикой избирательных кампаний. Какие же предохранители в плане предвыборной агитации предусматривает новый Закон Украины «О местных выборах» (Закон)?
Имя и слоган
Избирательные комиссии, средства массовой информации и информационные агентства, органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, их должностные лица, объединения граждан и другие лица при распространении информации о выборах, не являющейся предвыборной агитацией в соответствии со статьей 54 настоящего Закона, обязаны соблюдать принципы объективности, непредвзятости, сбалансированности, достоверности, полноты и точности информации (статья 49).
Предвыборная агитация осуществляется за счет и в пределах средств собственных избирательных фондов кандидатов в депутаты в одномандатном избирательном округе, кандидатов на должность сельского, поселкового председателя, городского головы, старосты, местных организаций партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в многомандатном избирательном округе.
В части 6 статьи 54 предусматривается новация: финансирование агитации, реализуемой совместно партией и выдвинутым от нее кандидатом. Финансирование предвыборной агитации, которая реализуется совместно местной организацией партии и кандидатом, выдвинутым этой местной организацией партии в депутаты в одномандатном избирательном округе, кандидатом на должность сельского, поселкового председателя, городского головы, старосты, может осуществляться за счет и в пределах средств избирательного фонда местной организации партии, которая выдвинула кандидата на соответствующих местных выборах.
Согласно части 6 статьи 55 Закона, распространители наружной рекламы должны обеспечить равный доступ и равные условия для местных организаций партий — субъектов избирательного процесса, кандидатов относительно размещения агитационных материалов (политической рекламы) с использованием носителей наружной рекламы.
Расширено понимание политической рекламы. В соответствии с частью 5 статьи 57 Закона к политической рекламе относятся: использование символики (гимна, флага, опознавательного знака, девиза) или логотипов политической партии, местная организация которой является субъектом соответствующего избирательного процесса, местной организации партии — субъекта избирательного процесса, использование предвыборных слоганов, лозунгов кандидатов, политической партии, ее местных организаций, сообщения о проведении зрелищных или других публичных мероприятий в поддержку местной организации партии, кандидата или о поддержке указанных мероприятий местными организациями партий, кандидатами, политическими партиями, местные организации которых являются субъектами соответствующего избирательного процесса, а также привлечение внимания к участию в таких мероприятиях местных организаций партий или определенных лиц как кандидатов. Как видим, только в новом Законе о местных выборах политический брендинг касается в том числе девизов и слоганов партий.
Участие в предвыборной агитации запрещается «гражданам Украины через иностранные средства массовой информации, транслируемые на территорию Украины» (статья 60).
Соцопрос
Одной из наиболее важных статей, появившихся в Законе, можно назвать статью 53 «Особенности распространения информации о результатах опроса общественного мнения, связанного с выборами». Статья 50 предыдущего закона раскрывала этот аспект только в одном абзаце: «Средства массовой информации в случае обнародования результатов опроса общественного мнения, связанного с местными выборами, обязаны указать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности». Важно, что эта статья в новом Законе изложена в разделе VII «Информационное обеспечение выборов», хотя и связана она с вопросом агитации.
Согласно действующему Закону, организации, которые проводят опросы, имеют право обнародовать его результаты с обязательным указанием времени проведения, территории, где проводился опрос, размера и способа формирования социологической выборки опрошенных, метода опроса, точной формулировки вопросов, возможной статистической погрешности (часть 1 статьи 53 Закона). СМИ в случае распространения результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами, обязаны указывать полное название организации, проводившей опрос, заказчиков опроса, а также другие сведения, указанные в части 1 этой статьи.
Способы проведения опросов избирателей относительно их волеизъявления во время голосования должны обеспечивать сохранение тайны голосования опрашиваемого избирателя. Обнародование в день голосования результатов такого опроса до окончания голосования запрещается.
В случае обнародования телерадиоорганизацией результатов интерактивного опроса аудитории, проводимого в ходе передачи, связанной с выборами или с участием кандидатов, участникам передачи запрещается комментировать результаты таких опросов или иным образом ссылаться на них. Во время трансляции обнародование результатов интерактивного опроса аудитории должно сопровождаться текстовым сообщением: «Этот опрос отражает мнение только этой аудитории», демонстрироваться на экране (для телепередач) в форме, приемлемой для зрителя, озвучиваться (для радиопередач) четким текстом диктора или ведущего передачи непосредственно перед и после обнародования указанных результатов.
Агитация на ток-шоу
Нововведением является и статья 52 Закона, регулирующая основы участия СМИ и информационных агентств в информационном обеспечении выборов.
Во время избирательного процесса СМИ размещают информационные материалы по заказу территориальных избирательных комиссий на основании соответствующих договоров, заключенных с указанными комиссиями.
Телерадиоорганизации самостоятельно определяют количество эфирного времени, посвященного освещению фактов и событий, связанных с избирательным процессом. В указанных материалах телерадиоорганизациям запрещено предоставлять привилегии определенным субъектам избирательного процесса.
Телерадиоорганизации имеют право создавать и распространять в прямом эфире передачи с участием кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных лиц местных организаций партий — субъектов соответствующего избирательного процесса местных выборов в форме предвыборных дебатов или дискуссий. Такие передачи должны быть объединены в цикл передач одинакового формата с целью соблюдения принципа равных условий и равного доступа.
Телерадиоорганизация, намеренная распространять указанные передачи, публикует соответствующее предложение с указанием формата передачи, срока, в течение которого необходимо предоставить согласие на участие в передаче, и стоимости участия в такой передаче.
Формат передачи (цикла передач) включает: порядок определения участников передачи с участием представителей двух или более кандидатов или местных организаций партий по соглашению участников, по жребию и т.п.; продолжительность передачи и объем эфирного времени, предоставляемого для выступлений каждому из участников; наличие других присутствующих в студии во время передачи (эксперты, журналисты, аудитория в студии и т.п.), их роль и порядок их избрания или определения; регламент и правила поведения участников передачи; тему обсуждения или порядок ее определения; условия распространения во время передачи другой информации (результатов опросов мнения граждан, интерактивного голосования, статистических сведений, образовательной и справочной информации, концертных выступлений и т.д.); другие условия создания передачи.
Стоимость участия в передаче одинакова для всех субъектов избирательного процесса и определяется в соответствии с объемом эфирного времени, предоставляемого каждому из участников передач, и стоимости единицы эфирного времени, определенной в соответствии с частью 3 статьи 57 Закона.
Объем эфирного времени, предоставляемого участникам передач для участия в дискуссии или для ответа на вопрос, должен определяться по одинаковым правилам.
Насколько добросовестно будут исполняться эти нормы, сказать сложно, но уже сейчас можно говорить о рецидиве предыдущей эпохи, когда агитация в различной латентной форме возникала еще до объявления избирательного процесса. Поэтому приходится констатировать, что Закон пока не сможет поспевать за изобретательностью тех, кто стремится к власти.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…