Знать talk — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Знать talk

Совсем скоро начнется одна из наиболее интересных частей избирательных кампаний — агитация. В отношении этого процесса высказывается и немало критики — «грязная агитация» стала классикой избирательных кампаний. Какие же предохранители в плане предвыборной агитации предусматривает новый Закон Украины «О местных выборах» (Закон)?

Имя и слоган

Избирательные комиссии, средства массовой информации и информационные агентства, органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, их должностные лица, объединения граждан и другие лица при распространении информации о выборах, не являющейся предвыборной агитацией в соответствии со статьей 54 настоящего Закона, обязаны соблюдать принципы объективности, непредвзятости, сбалансированности, достоверности, полноты и точности информации (статья 49).

Предвыборная агитация осуществляется за счет и в пределах средств собственных избирательных фондов кандидатов в депутаты в одномандатном избирательном округе, кандидатов на должность сельского, поселкового председателя, городского головы, старосты, местных организаций партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в многомандатном избирательном округе.

В части 6 статьи 54 предусматривается новация: финансирование агитации, реализуемой совместно партией и выдвинутым от нее кандидатом. Финансирование предвыборной агитации, которая реализуется совместно местной организацией партии и кандидатом, выдвинутым этой местной организацией партии в депутаты в одномандатном избирательном округе, кандидатом на должность сельского, поселкового председателя, городского головы, старосты, может осуществляться за счет и в пределах средств избирательного фонда местной организации партии, которая выдвинула кандидата на соответствующих местных выборах.

Согласно части 6 статьи 55 Закона, распространители наружной рекламы должны обеспечить равный доступ и равные условия для местных организаций партий — субъектов избирательного процесса, кандидатов относительно размещения агитационных материалов (политической рекламы) с использованием носителей наружной рекламы.

Расширено понимание политической рекламы. В соответствии с частью 5 статьи 57 Закона к политической рекламе относятся: использование символики (гимна, флага, опознавательного знака, девиза) или логотипов политической партии, местная организация которой является субъектом соответствующего избирательного процесса, местной организации партии — субъекта избирательного процесса, использование предвыборных слоганов, лозунгов кандидатов, политической партии, ее местных организаций, сообщения о проведении зрелищных или других публичных мероприятий в поддержку местной организации партии, кандидата или о поддержке указанных мероприятий местными организациями партий, кандидатами, политическими партиями, местные организации которых являются субъектами соответствующего избирательного процесса, а также привлечение внимания к участию в таких мероприятиях местных организаций партий или определенных лиц как кандидатов. Как видим, только в новом Законе о местных выборах политический брендинг касается в том числе девизов и слоганов партий.

Участие в предвыборной агитации запрещается «гражданам Украины через иностранные средства массовой информации, транслируемые на территорию Украины» (статья 60).

Соцопрос

Одной из наиболее важных статей, появившихся в Законе, можно назвать статью 53 «Особенности распространения информации о результатах опроса общественного мнения, связанного с выборами». Статья 50 предыдущего закона раскрывала этот аспект только в одном абзаце: «Средства массовой информации в случае обнародования результатов опроса общественного мнения, связанного с местными выборами, обязаны указать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности». Важно, что эта статья в новом Законе изложена в разделе VII «Информационное обеспечение выборов», хотя и связана она с вопросом агитации.

Согласно действующему Закону, организации, которые проводят опросы, имеют право обнародовать его результаты с обязательным указанием времени проведения, территории, где проводился опрос, размера и способа формирования социологической выборки опрошенных, метода опроса, точной формулировки вопросов, возможной статистической погрешности (часть 1 статьи 53 Закона). СМИ в случае распространения результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами, обязаны указывать полное название организации, проводившей опрос, заказчиков опроса, а также другие сведения, указанные в части 1 этой статьи.

Способы проведения опросов избирателей относительно их волеизъявления во время голосования должны обеспечивать сохранение тайны голосования опрашиваемого избирателя. Обнародование в день голосования результатов такого опроса до окончания голосования запрещается.

В случае обнародования телерадиоорганизацией результатов интерактивного опроса аудитории, проводимого в ходе передачи, связанной с выборами или с участием кандидатов, участникам передачи запрещается комментировать результаты таких опросов или иным образом ссылаться на них. Во время трансляции обнародование результатов интерактивного опроса аудитории должно сопровождаться текстовым сообщением: «Этот опрос отражает мнение только этой аудитории», демонстрироваться на экране (для телепередач) в форме, приемлемой для зрителя, озвучиваться (для радиопередач) четким текстом диктора или ведущего передачи непосредственно перед и после обнародования указанных результатов.

Агитация на ток-шоу

Нововведением является и статья 52 Закона, регулирующая основы участия СМИ и информационных агентств в информационном обеспечении выборов.

Во время избирательного процесса СМИ размещают информационные материалы по заказу территориальных избирательных комиссий на основании соответствующих договоров, заключенных с указанными комиссиями.

Телерадиоорганизации самостоятельно определяют количество эфирного времени, посвященного освещению фактов и событий, связанных с избирательным процессом. В указанных материалах телерадиоорганизациям запрещено предоставлять  привилегии определенным субъектам избирательного процесса.

Телерадиоорганизации имеют право создавать и распространять в прямом эфире передачи с участием кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных лиц местных организаций партий — субъектов соответствующего избирательного процесса местных выборов в форме предвыборных дебатов или дискуссий. Такие передачи должны быть объединены в цикл передач одинакового формата с целью соблюдения принципа равных условий и равного доступа.

Телерадиоорганизация, намеренная распространять указанные передачи, публикует соответствующее предложение с указанием формата передачи, срока, в течение которого необходимо предоставить согласие на участие в передаче, и стоимости участия в такой передаче.

Формат передачи (цикла передач) включает: порядок определения участников передачи с участием представителей двух или более кандидатов или местных организаций партий по соглашению участников, по жребию и т.п.; продолжительность передачи и объем эфирного времени, предоставляемого для выступлений каждому из участников; наличие других присутствующих в студии во время передачи (эксперты, журналисты, аудитория в студии и т.п.), их роль и порядок их избрания или определения; регламент и правила поведения участников передачи; тему обсуждения или порядок ее определения; условия распространения во время передачи другой информации (результатов опросов мнения граждан, интерактивного голосования, статистических сведений, образовательной и справочной информации, концертных выступлений и т.д.); другие условия создания передачи.

Стоимость участия в передаче одинакова для всех субъектов избирательного процесса и определяется в соответствии с объемом эфирного времени, предоставляемого каждому из участников передач, и стоимости единицы эфирного времени, определенной в соответствии с частью 3 статьи 57 Закона.

Объем эфирного времени, предоставляемого участникам передач для участия в дискуссии или для ответа на вопрос, должен определяться по одинаковым правилам.

Насколько добросовестно будут исполняться эти нормы, сказать сложно, но уже сейчас можно говорить о рецидиве предыдущей эпохи, когда агитация в различной латентной форме возникала еще до объявления избирательного процесса. Поэтому приходится констатировать, что Закон пока не сможет поспевать за изобретательностью тех, кто стремится к власти.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

В суть жалоб

Акцент

Принцип невмешательства

Государство и юристы

Шкала выживания

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предaлагается нормировать «особую» спецконфискацию

Урегулирована передача госимущества в коммунальную собственность

Участников АТО освободили от уплаты судебного сбора

Государство и юристы

Вернуть частное имя

Накал статей

Сила содействия

Знать talk

Книжная полка

Нотариальный уговор

Неделя права

Отчет в студию!

Неделя права

Новости из-за рубежа

Суд обязал Volkswagen продать долю в Suzuki

Неделя права

Вознаграждение суда

Сроки прошли

Готовность в ожидании

Неделя права

Новости из-за рубежа

Правозащитники назвали средний размер взятки в России

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд встал на сторону «1+1» в деле о телепередаче «Инспектор Фреймут»

Суд избрал меры пресечения всем подозреваемым по делу относительно событий у здания парламента 31 августа

Новости юридических фирм

Частная практика

Киевский офис CMS Cameron McKenna одержал ключевую победу в сложном деле о международном мошенничестве в сфере страхования жизни

Interlegal добилась отмены ареста груза иностранной компании в украинском порту

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник Укрэксимбанка в реструктуризации долга, соответствующей требованиям МВФ

Отрасли практики

Упражнения для юрисдикции

Арбитражный зуд

Акционное продолжение

Рабочий график

Эффективное правосудие

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Объективная разумность

Призыв законен

Взгляд в будущее

Самое важное

Верховные делегаты

Смена деклараций

Концептуальный запрос

Компьютерные программы

Отстранение за дело

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы продления лицензии в сфере телекоммуникаций

Судебная практика

Прокуратуре срок не писан

Борьба с агрессором?

Судебная практика

Судебные решения

Лица, оспаривающие отказ в принятии заявления о признании беженцем, освобождены от уплаты судебного сбора

Исполнение обязательства за должника другим лицом

Судебная практика

Online-ритейл

Дефект юрисдикции

Судебная практика

Судебные решения

О подведомственности споров с участием управления труда и социальной защиты

О полномочиях органов местного самоуправления по передаче земельных участков лесохозяйственного назначения

Судебная практика

Спорная аллергия

Тема номера

Оставить за портом

Морской бой

Частная практика

Бизнес в центр

Исполнительная дружба

Інші новини

PRAVO.UA