С целью проинформировать общественность о том, как защищать свои права и куда для этого обращаться газета «Юридическая практика» провела «круглый стол». В мероприятии приняли участие представители государственных органов, судьи и практикующие юристы.
Юрист юридической фирмы «Шевченко, Дидковский и партнеры» Николай Орлов посвятил доклад анализу основного закона в сфере защиты прав потребителей. Докладчик отметил, что законодательство о защите прав потребителей включает в себя не только специальный Закон «О защите прав потребителей», но и другие нормативно-правовые акты, прямо или косвенно регулирующие отношения продавцов и потребителей. «Многие забывают о том, что можно требовать привлечения к ответственности по другим нормативным актам, минуя специальный Закон. Так, ответственность продавца за реализацию некачественной продукции наступает согласно Гражданскому кодексу, Кодексу законов о труде, Кодексу об административных правонарушениях и даже Уголовному кодексу», — отмечает докладчик.
Николай Орлов обратил внимание на то, что право на проверку качества, комплектности, безопасности товара и соответствующей документации возникает до совершения гражданско-правовой сделки по купле-продаже, а также выделил четыре основных этапа осуществления защиты прав потребителя: оперативный (своими силами), претензионный (подача устной или письменной претензии продавцу), в судебном порядке и стадии исполнения судебного решения.
Как сообщил представитель Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики Украины Иван Кожура наибольшее количество жалоб поступает на некачественно предоставленные услуги в жилищно-коммунальной сфере, второе место занимают услуги теплообеспечения, далее следуют услуги связи и бытовые.
О защите прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере говорили и представители Антимонопольного комитета Украины. Остро стоит вопрос об осуществлении перерасчетов за предоставление некачественных или несвоевременное предоставление жилищно-коммунальных услуг. При этом такие перерасчеты должны проводиться автоматически, а не по заявлению потребителей.
С анализом судебной практики в сфере защиты прав потребителей выступила судья Апелляционного суда Киевской области Галина Юровская. Она отметила, что согласно Закону Украины «О защите прав потребителей» ответчиком может быть производитель, исполнитель, продавец, то есть только юридическое или физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности. Если же услуга предоставлялась физическим лицом, то применяются нормы Гражданского кодекса.
Галина Юровская обратила внимание на важные процессуальные моменты, которые нужно знать при подаче заявления в суд. Истец не должен предоставлять доказательства некачественно оказанной услуги. Он может сделать ссылку на доказательство или попросить суд содействовать в истребовании определенных доказательств. В случае отсутствия в исковом заявлении ссылки на доказательства суд выносит определение об устранении недостатков и возвращает исковое заявление на доработку.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…