Вопросы защиты хорошо известного товарного знака всегда были проблемными в сфере интеллектуальной собственности. Чтобы признать знак хорошо известным, он должен быть таковым в определенных общественных кругах. Популярность и известность достигаются в результате рекламной кампании, у потребителя ассоциируются с определенным качеством и позволяют выделить его из изобилия товаров.
Непросто завоевать внимание потребителя, но, приобретя в результате упорной работы известность, важно защитить компанию и ее товары от недобросовестных конкурентов. Самый эффективный способ — признать товарный знак хорошо известным на Украине, в результате чего он получает более широкий комплекс правовой охраны.
Получить такой статус можно на основании признания его Апелляционной палатой Государственной службы интеллектуальной собственности Украины или судом. После прохождения необходимых процедур товарный знак вносится в реестр «Сведения о хорошо известных знаках на Украине».
По состоянию на 22 мая с.г., хорошо известными являются 58 товарных знаков. Среди них — знаки, маркирующие минеральную воду, фармацевтические препараты, алкогольные напитки, кондитерские изделия, печатную продукцию, микропроцессоры, одежду, автомобили, музыкальные инструменты, телекоммуникации и др.
Как же юристу компании добиться признания товарного знака хорошо известным, и какие доказательства ему необходимо собрать?
Наиболее привлекательным способом получения «известного» ярлыка является судебная площадка, поскольку, во-первых, решение Апелляционной палаты может быть обжаловано в судебном порядке, а во-вторых, должен существовать факт нарушения прав владельца оспариваемого товарного знака. Чтобы одним выстрелом убить двух зайцев, в исковых требованиях, например, можно указывать «признать знак хорошо известным и признать недействительной регистрацию конфликтующего знака». Однако, чтобы не ждать у моря погоды, то есть нарушения прав недобросовестными конкурентами, лучше заранее обеспечить правовую охрану.
Статья 25 Закона Украины «О защите прав на знаки для товаров и услуг» определяет несколько факторов, на основании которых знак может быть признан хорошо известным на Украине. Это — степень известности или признания знака в соответствующем секторе общества; продолжительность, объем и географический район любого использования знака; продолжительность, объем и географический район любого продвижения знака (включая рекламирование или обнародование и представление на ярмарках или выставках товаров и/или услуг, относительно которых знак применяется); продолжительность и географический район любых регистраций и/или заявок на регистрацию знака при условии, что знак используется или является признанным; свидетельства успешного отстаивания прав на знак, в частности, территория, на которой знак признан хорошо известным компетентными органами; ценность, которая ассоциируется со знаком.
Прописанные в национальном законодательстве критерии согласованы с международными актами. В частности, с Парижской конвенцией об охране примышленной собственности от 20 марта 1883 года и Совместными рекомендациями о положениях в отношении охраны общеизвестных знаков (приняты Ассамблеей Парижского союза по охране промышленной собственности и Генеральной Ассамблеей Всемирной организации интеллектуальной собственности в сентябре 1999 года).
Однако вышеуказанные факторы могут помочь компетентному органу сделать заключение о хорошей известности знака, но не предопределяют такое заключение. В каждой конкретной ситуации решение зависит от отдельных обстоятельств. В некоторых случаях актуальность может иметь совокупность всех факторов, а в других актуальными могут быть лишь некоторые из них. Чтобы добиться положительного результата, юристу необходимо собрать все возможные доказательства, подтверждающие популярность знака.
Министерством юстиции Украины утвержден Порядок признания знака хорошо известным на Украине Апелляционной палатой Госслужбы интеллектуальной собственности. Именно Порядком регулируется путь от подачи заявления до вынесения решения.
Итак, лицо, считающее знак хорошо известным, подает в Апелляционную палату заявление со всеми необходимыми реквизитами и дополнениями к нему. Так, на пяти экземплярах необходимо подать изображение знака определенного формата. Если знаком является этикетка, как доказательство необходимо предоставить ее. Если изображение объемное, необходимо предоставить изображения всех проекций. Также необходимо подать документ об уплате сбора за подачу заявки, уплаченного в соответствии с Порядком уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23 декабря 2004 года № 1716. За подачу заявки в Апелляционную палату о признании знака хорошо известным на Украине заявитель должен заплатить четыре тысячи гривен.
Использование или любое продвижение может быть подтверждено видами маркировки товаров и (или) применением знака при предоставлении услуг, экспонированием товаров, использованием знака в рекламе, коммерческим использованием знака в сети Интернет.
Интенсивность использования знака на территории Украины может быть подтверждена объемами реализации товаров, перечнем регионов, в которых осуществлялась реализация, средним числом потребителей, положением производителя на рынке в соответствующем секторе экономики, объемами экспорта (импорта), стоимостью знака (сведения годовых финансовых отчетов).
Длительность использования знака может подтверждаться сведениями о дате начала использования знака и его беспрерывности. Реклама знака подтверждается способами рекламирования маркированных товаров в разных средствах информации (в том числе в Интернете), количеством потребителей такой рекламы, расходами на рекламирование.
Вероятно, что наиболее трудоемкое и затратное доказательство известности — среди целевой аудитории. Является ли знак хорошо известным, опрашивают определенный круг респондентов исследовательские организации, специализирующиеся на проведении социологических или маркетинговых исследований.
Отметим, что опрос должен охватывать приблизительно шесть населенных пунктов разных географических регионов Украины с количеством населения не менее 500 тысяч человек. Преимуществом пользуется опрос в таких городах, как Киев, Харьков, Львов, Одесса, Днепропетровск, Луганск, Донецк, Севастополь. Количество опрашиваемых должно отвечать целям объективности опроса, в связи с чем их максимальное число не ограничивается, однако минимальная черта — 500 опрашиваемых в любых двух населенных пунктах и не менее чем 125 — в любом другом населенном пункте.
Заявители могут подать любые другие доказательства, которые, по их мнению, могут свидетельствовать о хорошей известности знака на Украине.
Некоторые юристы скептически относятся к реестру хорошо известных товарных знаков, мол, он содержит и совсем не известные знаки для большинства. Дело в том, что для того, чтобы получить данный статус, достаточно пользоваться популярностью в определенном круге. Другой момент, что законодателем не предусмотрен момент прекращения данного статуса. Достаточно продлевать действительность свидетельства (то есть платить сбор) — и знак будет защищен, даже когда фактически он не пребывает в рыночном обороте.
Другие юристы сетуют на «расплывчатость» критериев-факторов, определяющих хорошую известность знака, поскольку они фактически предоставляют возможность суду и Апелляционной палате использовать их по собственному усмотрению.
Стоит обратить внимание на еще один законодательный момент. Бытует мнение, что если знак признан хорошо известным, он защищен по всем классам Международной классификации товаров и услуг. Закон гласит: «правовая охрана распространяется также на товары и услуги, не родственные с теми, для которых знак признан хорошо известным на Украине, если использование этого знака другим лицом будет указывать на связь между ним и собственником хорошо известного знака и его интересами, вероятно, будет нанесен ущерб таким использованием». То есть между конфликтующими знаками должны быть связь и вероятность нанесения ущерба.
Поэтому, добившись признания знака хорошо известным, важно не сидеть сложа руки, а исследовать рынок на предмет появления нарушителей, которые желают нажить средства, используя репутацию хорошо известного конкурента.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…