Юридический бизнес персонифицирован. Это проявляется в том числе и в наименованиях юридических фирм (адвокатских объединений) — даже ввиду отсутствия законодательных предписаний в названиях зачастую используются фамилии учредителей. А в случае организации адвокатской практики в форме адвокатского бюро законом четко установлено требование, что наименование такого бюро должно включать фамилию адвоката, который его создал. В Едином реестре адвокатов Украины содержатся сведения о более чем 26 тыс. действующих адвокатов, многие из которых являются однофамильцами. Соответственно, и совпадений наименований адвокатских бюро и объединений просто в силу закона, никоим образом не связанных с недобросовестной конкуренцией, потенциально много.
О практике взаимодействия двух юрфирм с похожими наименованиями, методах повышения идентификации бренда, репутационных рисках в связи со смешением названий и их минимизации «Юридической практике» рассказали адвокатыоднофамильцы Дмитрий Константинович Александров, управляющий партнер МЮК ALEXANDROV & PARTNERS, и Дмитрий Александрович Александров, учредитель Адвокатского бюро «Дмитрия Александрова».
— Насколько часто на практике возникают ситуации, подобные вашей?
Александров Дмитрий Константинович (А.Д.К.): В нашей практике это произошло впервые. На Украине на самом деле очень много адвокатов, и если взять самые распространенные фамилии, совпадения неизбежны. На рынке юридических услуг уже очень давно сложилась традиция, когда в названии юрфирмы (адвокатского объединения) используется фамилия или группа фамилий учредителей. Согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных объединений», совпадение наименований юрлиц невозможно, но достаточно изменить одну букву или добавить точку, дефис, чтобы новое «уникальное» название было зарегистрировано. Если же мы возьмем Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», то увидим, что в нем содержится четкое требование к адвокату указывать в названии адвокатского бюро свою фамилию. Так что я не исключаю возможности появления нескольких одноименных адвокатских бюро.
— Какие сложности в случае совпадения наименований возникают или могут возникнуть на практике?
Александров Дмитрий Александрович (А.Д.А.): При сходстве имен юркомпаний могут возникнуть следующие ситуации: потенциальный клиент ошибается насчет компании, в которую обращается, и перечня практик, на которых специализируется эта компания; потенциальный клиент воспринимает обе компании как единую компанию; клиент воспринимает одну компанию как основную, а вторую — как ее подразделение или дочернюю компанию.
А.Д.К.: То есть главная сложность связана с идентификацией в глазах клиента. Не могу сказать, что мы с Адвокатским бюро «Дмитрия Александрова» уже дошли до степени смешения, но в какойто момент это вполне возможно, что в свою очередь может повлечь за собой «ошибочные» обращения клиентов к нам либо в Бюро.
В нашем случае никакой проблемы не существует. Но если на рынке появятся адвокаты, практикующие в одной сфере и при этом активно занимающиеся своим продвижением (а это вполне возможно), то в такой ситуации, очевидно, возникнут риски смешения и подмены.
— Как юрфирмы с похожими наименованиями могут дополнительно идентифицировать себя, прежде всего в глазах клиентов?
А.Д.А.: Главное — правильное позиционирование юрфирмы в глазах потенциальных клиентов и ее сосредоточенность на конкретных отраслях практики.
Совместно с коллегами из ALEXANDROV & PARTNERS мы приняли решение о том, что необходимо сосредоточить свои усилия на экспертности, чтобы потенциальные клиенты, несмотря на совпадение имен и фамилий учредителей двух юридических лиц, занимающихся оказанием юридических услуг, воспринимали каждого из нас как отдельную компанию — профессионала в своей сфере.
Нам выпала возможность проявить не на словах, а на деле европейский, взвешенный, партнерский подход, подход по принципу winwin. Мы готовы показать пример того, как две компании могут не конкурировать на рынке, а качественно дополнять друг друга, усиливать друг друга, не мешать друг другу развиваться, а вести успешный бизнес.
— В каких отраслях практики вы специализируетесь?
А.Д.К.: Наши практики, так уж сложилось исторически, не пересекаются. Исходя из сложившейся ситуации, мы договорились разграничить сферы нашей деятельности. Наша фирма, ALEXANDROV & PARTNERS, специализируется на правовом сопровождении агросектора, а также проектов в сфере строительства и недвижимости, земельного права.
А.Д.А.: Мы специализируемся на представительстве интересов физических и юридических лиц в спорах с банками, факторинговыми, лизинговыми компаниями, которые возникают из кредитных договоров, договоров ипотеки, залога, поручительства; на ликвидации и банкротстве юридических лиц; на возврате вкладов (депозитов). Мы видим очевидный спрос на подобные услуги ввиду общего состояния банковского сектора.
Еще одно направление практики, которое мы успешно развиваем, связано с beautyиндустрией и медицинской практикой.
Ни аграрным правом, ни недвижимостью мы не занимаемся и заниматься не собираемся. И в случае обращения клиентов с подобными вопросами мы с удовольствием порекомендуем им обратиться к нашим коллегам из ALEXANDROV & PARTNERS.
— Помимо идентификации, совпадение наименований сопряжено с определенными репутационными рисками, которые могут проецироваться на обе фирмы. Как этого избежать или хотя бы минимизировать?
А.Д.К.: Нужно иметь больше отличительных признаков. И в любом случае избежать возможных рисков или скорее минимизировать их можно, лишь более эффективно работая над сохранением чистоты своего бренда и своей репутации.
А.Д.А.: Наш бонус — абсолютная открытость и готовность обсуждать сложившуюся ситуацию, информировать клиентов. Если нас будут четко идентифицировать, то и репутационные риски нивелируются.
— Как адвокат может защитить свой персональный бренд/бренд объединения?
А.Д.К.: Свой бренд можно зарегистрировать как торговую марку, что мы в свое время и сделали. Что же касается отношений с клиентами, то необходимо личное взаимодействие, донесение до них информации о своих отличительных чертах.
А.Д.А.: Хотелось бы акцентировать внимание на том, что, кроме имени и фамилии учредителей и упоминания фамилии в названии компании, у нас ничего больше не совпадает. У нас разные отчества, разные сайты по структуре, разные практики и стратегии продвижения компаний, разные адреса, разные логотипы.
Наше сходство лишь в том, что мы оба занимаемся юридической практикой. При детальном профессиональном подходе смешение невозможно. Другое дело, что клиенты не всегда обращают внимание на нюансы, поэтому наши усилия направлены на усиление экспертности в ключевых отраслях, что будет способствовать идентификации нас в глазах клиентов.
А.Д.К.: Сегодня ситуация на рынке такова, что нужно быть специализированной компанией. Даже юрфирмы, позиционирующие себя как универсальные, подчеркивают свою основную специализацию в той или иной практике. У нас же появилась потребность еще раз подчеркнуть специализацию в связи с совпадением имен. Это даст нам возможность еще более внимательно подойти к вопросам продвижения в своих отраслях практики. И клиенты будут нас идентифицировать как раз по практикам, в которых мы специализируемся. Специализация нас спасет!
— Что для вас более приоритетно: бренд фирмы или персональный бренд юриста?
А.Д.К.: В зависимости от того, на каком этапе развития находится бизнес. В нашем случае бренд фирмы сильнее, чем персональные бренды наших отдельных юристов. Это, в частности, заметно при проведении переговоров с потенциальными клиентами. Но мы, безусловно, развиваем и персональные бренды.
А.Д.А.: Наша стратегия — развивать бренд компании, а не личные бренды юристов, прежде всего меня. Это делается по одной простой причине: люди уходят, а компания остается, и я заинтересован, чтобы она стабильно работала. Безусловно, мне приятно презентовать юриста как эксперта в той или иной отрасли, но его продвижение должно способствовать усилению бренда бюро в целом.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…