Железная дорога в долговую яму — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (507) » Железная дорога в долговую яму

Железная дорога в долговую яму

23—31 июля 1900 года в Московском окружном суде с участием присяжных заседателей слушалось сенсационное дело Саввы Мамонтова, известнейшего промышленного магната, главного акционера железнодорожной и двух заводских компаний, мецената, которого называли не иначе как «московский Медичи» и «Савва Великолепный». По уровню общественного внимания и резонанса это полузабытое дело сопоставимо с российскими «олигархическими» процессами недавнего времени.

Процесс по делу Мамонтова вел председатель Московского окружного суда Николай Давыдов. Обвинял товарищ прокурора Московской судебной палаты Петр Курлов (будущий командир Отдельного корпуса жандармов). Защищать Савву Мамонтова пригласили известного присяжного поверенного Федора Плевако. Других обвиняемых защищали еще три корифея присяжной адвокатуры: Николай Карабчевский, Василий Маклаков и Николай Шубинский.

Кто вы, промышленник Савва?

Родился Cавва Мамонтов в 1841 году в сибирском городке в семье потомственного купца Ивана Мамонтова, занимавшегося откупным промыслом. Вскоре семья перебирается в Москву. Деловые интересы Ивана Мамонтова не ограничивались только откупным промыслом. Накопив значительный капитал, он вкладывает деньги в самые различные сферы — в торговлю шелком, городскую недвижимость, железнодорожное строительство — дело «бесполезное», по мнению многих купцов.

Летом 1863 года была запущена Троицкая железная дорога. Иван Федорович был избран членом правления этой дороги. В 1868 году учреждается главное предприятие Мамонтовых — «Общество Московско-Ярославской железной дороги». Затем, с разрешением строительства до Вологды и Архангельска, предприятие преобразуется в «Общество Московско-Ярославо-Архангельской железной дороги». После смерти отца главную роль в Обществе играл Савва Иванович Мамонтов. С 1872 года он занимал пост директора, а с 1878-го, после смерти своего наставника в железнодорожном деле Федора Чижова, до конца июля 1899 года был бессменным председателем правления.

В 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.

В начале 90-х правление Московско-Ярославской железной дороги приняло решение продлить дорогу до Архангельска, что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил ее практически без финансовой заинтересованности.

Савва-меценат

Савва Мамонтов, с юных лет увлекавшийся искусством, разбогатев на строительстве железных дорог, стал щедро тратить свое состояние на поддержку людей искусства. Он сделал свое подмосковное имение Абрамцево центром русской культурной жизни конца XIX века. Построил там мастерские, где подолгу жили и работали крупнейшие русские художники того времени (Илья Репин, Марк Антокольский, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров, Константин Коровин). Он стал одним из основателей Музея изящных искусств в Москве. Он издавал знаменитый журнал «Мир искусства». В любительском театре в Абрамцево делал первые шаги в искусстве юный Костя Алексеев, будущий Константин Сергеевич Станиславский. В созданной Мамонтовым Московской частной опере пел Шаляпин.

Государственный и частный интерес министров

В 1890-х годах Савва решил создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Были куплены и арендованы несколько заводов, однако они нуждались в модернизации и требовали огромных капиталовложений. Уследить за их использованием было очень трудно, и часть средств разворовывалась.

Средств становилось все меньше. В августе 1898 года Мамонтов продал 1 650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Это был очень рискованный шаг, который увенчался полным крахом Саввы Мамонтова. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий, что было уже нарушением закона.

Мамонтов не просто банально влез в долги и не смог с ними рассчитаться. Он получил — при активнейшей поддержке тогдашнего министра финансов Сергея Витте — богатый «госзаказ» на строительство еще одной железной дороги, от Петербурга до Вятки, и под залог акций взял огромные банковские кредиты.

Но неожиданно, как гром среди ясного неба, тот же самый Витте без особых объяснений забирает заказ обратно. Бумаги мамонтовской компании мгновенно резко падают в цене, банк же требует вернуть кредит и компенсировать падение курса акций. Мамонтов не в силах расплатиться. В 1899 году по указанию все того же Витте против Мамонтова возбуждают уголовное дело по обвинению в растрате средств акционеров Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

Министерство финансов назначило ревизию. По некоторым источникам, ревизия была плодом интриг директора Международного банка А.Ю. Ротштей­на и министра юстиции Российской империи Николая Муравьева. В любом случае государство было заинтересовано в получении дороги.

Савва еще мог распродать имущество и погасить задолженности, но дело было доведено до суда: сам Мамонтов был арестован и посажен в тюрьму, его имущество описано. В газетах циркулировали слухи об огромных хищениях средств. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, Савва несколько месяцев просидел в тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать о том, что освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовали. Муравьев сознательно искал сведения о злоупотреблениях против Мамонтова, найти ничего не смог.

Слово защите

Центральным событием процесса стала защитительная речь Плевако, который сразу определил слабость главного пункта обвинения. «Ведь хищение и присвоение, — говорил он, — оставляют следы: или прошлое Саввы Ивановича полно безумной роскоши, или настоящее — неправедной корысти. А мы знаем, что никто не указал на это». Защитник показал, сколь грандиозен и патриотичен был замысел обвиняемого проложить железную дорогу от Ярославля до Вятки, чтобы «оживить забытый Север», и как трагично, из-за «неудачного выбора» исполнителей замысла обернулась убытками и обвалом щедро финансированная операция. Сам Мамонтов разорился. «Но рассудите, что же тут было? — вопрошал Плевако. — Преступление хищника иди ошибка расчета? Грабеж или промах? Намерение вредить Ярославской дороге или страстное желание спасти ее интересы?».

Суд признал факт растраты. Но все подсудимые были оправданы.

Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям. Все долги были погашены.

Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. Умер Савва Мамонтов 24 марта 1918 года в Абрамцево.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

О налоговом залоге

Государственная практика

Амнистировал — поставь... «галочку»

Деловая практика

Льготы по налогообложению

Законодательная практика

Не исполнил — к ответу

Зарубежная практика

«Малышей» не обижают

Историческая практика

Железная дорога в долговую яму

Неделя права

Периферия нуждается в нотариусах

АМКУ занялся транспортом

Регистрация адвокатских объединений

Не видать ФГИ пакета акций

ГСА исполнилось 5 лет

Реестр событий

Мороз в начале сентября

А ты опять сегодня не пришла...

«Охота на министров» по-новому

Судебная практика

Включать ли НДС в тарифы СЭС?

Судебные решения

О необязательности регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость

О зачислении бюджетной задолженности по НДС в счет платежей по налогу на прибыль

О преимущественном применении норм права

Тема номера

Непоглощаемые налоговые обязательства

Реальные полномочия налоговиков

Трибуна

Даешь семейный подряд?!

Частная практика

Кому шамана вызывали?

Юридический форум

Вперед к обучению профессии юриста!

Навстречу будущим читателям

Інші новини

PRAVO.UA