Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Земельный рывок

Мораторий на продажу сельхозземли отменен

Сам факт завершения многолетней мораторной эпопеи даже с учетом многочисленных ограничений, которыми сопровождается разрешение на продажу сельскохозяйственных земель, уже является достижением
Закон создает хоть какое-то стабильное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения

28 апреля Президент подписал принятый Верховной Радой Украины 31 марта 2020 года Закон Украины № 552-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения» (Закон № 552).

«Слегка» задержали

Закон является не просто своевременным, но даже в некотором роде просроченным. В 2017 году Украина отметила печальный юбилей — столетие полной отмены свободного оборота земель сельскохозяйственного назначения, ведь подобные ограничения были введены после принятия 9 ноября (27 октября) 1917 года большевистского Декрета о земле, который, в частности, гласил: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема».

После этого, по сути, не было ни одного дня, когда существовал свободный оборот земель, во всяком случае сельскохозяйственных, в Украине.

Негативную характеристику моратория на оборот земель сельскохозяйственного назначения дал ­Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 22 мая 2018 года в решении по делу «Зеленчук и Цыцюра против Украины» (жалобы № 846/16 и № 1075/16): «…Номинально ограничения по обороту сельскохозяйственных земель были введены временно до создания надлежащей инфраструктуры рынка земель в Украине, при этом подобная инфраструктура рынка земель так и не была введена, а действие запрета на оборот земель неоднократно продлевалось. […] Это свидетельствует об отсутствии последовательности в действиях органов власти».

Ключевой проблемой моратория является не сам запрет оборота земли как таковой, а неопределенность ситуации, псевдовременный запрет в формате «немного подождите, вот-вот». Действие мораторного пункта 15 Переходных положений Земельного кодекса (ЗК) Украины в течение 15 лет, с 2004 по 2019 год, продлевалось одиннадцать раз и чаще всего на год.

Поэтому, независимо от наличия дефектов правового регулирования в Законе № 552, его можно назвать важным и своевременным, поскольку он создает хоть какое-то стабильное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Компромиссный вариант

По наполнению Закон № 552 является плохим компромиссом, он недостаточен для сторонников либерализации и чрезмерен для популистских групп. Сам по себе принятый законопроект № 2178-10 был альтернативой поданному в сентябре 2019 года правительственному законопроекту № 2178, который выглядел более либерально, чем проект № 2178-10. И сам законопроект № 2178-10 с момента принятия его в первом чтении очень сильно уменьшился в объемах реформирования.

Если осенью разрешенная концентрация земли в собственности одного лица была определена на уровне 15 % земель сельскохозяйственного назначения области и 0,5 % — страны, а в январе было заявлено о 8 % земель сельскохозяйственного назначения области, то, наконец, из окончательного текста Закона № 552 проценты исчезли вообще, а количественное ограничение выглядит так: общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности гражданина не может превышать десять тысяч гектаров. Но, как и прежде, все впечатление портит норма о как бы «временном» запрете любому гражданину Украины владеть земельными участками сельскохозяйственного назначения общей площадью более 100 гектаров.

Вместо одного моратория, по сути, были введены три новых:

1) временный запрет на концентрацию земель сельхозназначения площадью более 100 гектаров. Этот запрет касается земель, которые исторически никогда не были «мораторными», например земли для садоводства или фермерского хозяйства. Милостивое нераспространение запрета на участки, приобретенные до 1 июля 2021 года, не очень меняет суть;

2) временный запрет приобретения земель юридическими лицами. Явно популистский запрет. Автор со здоровой долей иронии относится к фразам о проведении референдума о продаже сельскохозяйственных земель иностранцам и юридическим лицам, особенно с учетом отсутствия нормативных актов, которые бы проведение такого референдума регулировали;

3) запрет продажи государственных и коммунальных сельскохозяйственных земель. Ни в первом правительственном законопроекте № 2178, ни в принятом в первом чтении законопроекте № 2178-10 ни одного упоминания о пункте 141 не было.

Крупный агробизнес

По сути, если для граждан земельный мораторий заканчивается, то для бизнеса он начинается. Запрет продажи сельскохозяйственных земель юридическим лицам является сугубо популистской уступкой критикам и не имеет в своей основе экономической или юридической логики.

Особое внимание обращают на себя жесткие нормы о конфискации земли. Концепция сделок, «нарушающих общественный порядок», существовала в украинском законодательстве и активно применялась представителями прокуратуры в 90-х и нулевых годах, была подвергнута справедливой критике и отменена.

В целом автор при всех высказанных выше критических замечаниях оценивает принятие Закона № 522 положительно, ведь сам факт завершения многолетней мораторной эпопеи уже является достижением. Даже с учетом многочисленных ограничений, которыми сопровождается разрешение на продажу сельскохозяйственных земель, вступление закона в силу способно существенно повлиять на новое развитие аграрных отношений в Украине. Но за время до 1 июля 2021 года может измениться еще очень многое.<...

ДОСТУП К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ ПЛАТНЫЙ

Уважаемый читатель!

Доступ к свежим аналитическим материалам сайта PRAVO.UA осуществляется только на условиях платной подписки (регистрации).

Если Вы впервые посетили наш сайт и желаете стать нашим подписчиком, ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки, перейдя по этой ссылке.

Если же Вы хотите оформить подписку на печатную и/или онлайн-версию газеты «Юридическая практика» - перейдите по ссылке.

Для оформления подписки на другие издания ЧАО «Юридическая практика» перейдите сюда.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Уместное время

Акцент

Самозанятые лица смогут платить ЕСВ только один раз: как ФОП или как независимые профессионалы

Государство и юристы

Зона конфликта

Как внедрение автоматизации повлияет на сферу исполнения судебных решений

Дайджест

Адвокатские взносы (не) платить

Новости

Карта событий

Новости законодательства

Новости юрфирм

Новости из зала суда

Новости Евросуда

Отрасли практики

Открыты для предложений

Земельный рывок

Суд не обязан отстранять арбитражного управляющего по ходатайству комитета кредиторов

Самое важное

Блок о бок

Налоговые инициативы

Судебная практика

Расходы на правовую помощь: новая практика ВС

Статья 290 УПК не требует от защиты раскрывать устные показания свидетеля

«Забытые» в 2016 году Президентом кандидаты в судьи пытаются добиться справедливости в суде

Судебные решения

Обязанность доказывания, что инкриминируемое преступление связано с домашним насилием, лежит на стороне обвинения

Тема номера

Образец проведения

Вывести на монитор

Получить подавлением

Неприятные упоминания

Возвратный механизм

Пресечь на корню

Частная практика

Михаил Ластовский рассказал о финансовых расследованиях

Решительные меры

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: