Либерализация оптового рынка электрической энергии Украины и создание эффективной конкурентной среды с учетом основных требований законодательства ЕС являются основными направлениями реформирования данной сферы.
Актуальность этого вопроса подтверждается постоянным обсуждением не только в кругу специалистов по энергетике, но и в правовом поле. В частности, с каждым годом все больше набирает обороты «зеленая» энергетика, требующая решения ряда юридических вопросов.
Кроме того, следует напомнить, что в конце прошлого года Верховный Совет Украины в первом чтении принял проект закона Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». Отметим, что данный законопроект разработан во исполнение требований международных обязательств Украины по приведению национального законодательства в соответствие с Директивами ЕС, согласно Договору об основании энергетического сообщества, который вступил в силу для Украины в 2011 году.
Именно эти темы обсуждались 6 марта с.г. в стенах Дипломатической академии Министерства иностранных дел Украины в рамках круглого стола «Реформирование рынка электроэнергетики Украины», организованного Общественным советом при МИД Украины и Украинским национальным комитетом Международной торговой палаты (ICC Ukraine) в рамках проекта GREENERGY initiative при поддержке МИД Украины.
Со вступительным словом выступили заместитель министра иностранных дел Руслан Демченко и президент ICC Ukraine, председатель общественного совета при МИД Украины Владимир Щелкунов.
Так, г-н Демченко отметил, что при реформировании энергетического рынка Украины необходимо учитывать три основных направления. В первую очередь, вполне естественно, что последовательное увеличение экспорта электроэнергии определено одной из основных целей энергетических перспектив Украины на период до 2030 года.
Второе направление — адаптация законодательства в этой сфере к нормам и правилам Европейского Союза.
И последним аспектом является интеграция энергетического рынка Украины в энергетический рынок ЕС.
Также он отметил, что в ходе реформирования внимания заслуживают все предложения, в том числе касающиеся «зеленой» энергетики.
В свою очередь, г-н Щелкунов уверен, что для эффективной работы в этом направлении необходимо тесное сотрудничество со всеми участниками процесса реформирования, а в большей степени — с парламентом и правительством. Более того, он озвучил предложение создать общественный совет при профильном комитете Верховного Совета Украины для более результативного сотрудничества в этом вопросе.
На основных положениях законопроекта в аспекте перехода к новой модели рынка электроэнергетики с учетом директив ЕС остановился юрист CMS Cameron McKenna Владимир Кольвах.
В ходе обсуждения вопроса «зеленой» энергетики Дарья Ревина, вице-президент IСС Ukraine по вопросам «зеленой» экономики, председатель Комиссии по «зеленой» экономике и экологическим инвестициям, отметила, что стимулирование развития этой сферы является очень важным для достижения того объема в энергобалансе Украины, который заявлен до 2020 года.
Более подробно о различных аспектах функционирования рынка «зеленой» энергетики после принятия проекта закона рассказал юрист ЮФ «Астерс» Ярослав Петров.
Как отметил г-н Петров, одним из недостатков законопроекта является то, что сроки исполнения финансовых обязательств относительно оплаты «зеленого» тарифа как определенной гарантии государства диктует не закон, а правила рынка. «На данном этапе, когда рынок только формируется, очень тяжело точно сказать, каким образом будет происходить процесс компенсации. И, видимо, именно по этой причине предусмотрели, что такие сроки и условия будут определяться правилами рынка», — отметил г-н Петров.
Кроме того, по его мнению, еще один недостаток заключается в том, что Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса накладывает определенные обязательства на производителей атомной и гидроэнергии. Также нет пояснения понятия, что является услугами выравнивания условий конкуренции.
Первый заместитель председателя Комитета Верховного Совета Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Олег Зарубинский рассказал участникам мероприятия о положительных и негативных моментах обсуждаемого законопроекта. В частности, к позитивам относится поэтапный переход от государственного регулирования и монополизма к конкурентному рынку. Кроме того, порядок реформирования, прописанный в документе, отвечает обязательствам и адаптации к Европейским нормам.
Среди положительных моментов г-н Зарубинский называет предусмотренную законопроектом возможность свободного выбора поставщика квалифицированными потребителями, тем более что с учетом переходных положений к 2015 году все потребители станут квалифицированными.
Еще один несомненный плюс законопроекта — предложенная модель рынка позволит постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование.
Один из существенных минусов документа, по мнению г-на Зарубинского, — отсутствие этапов перехода к абсолютно новой модели рынка. Кроме того, законопроект лишает Национальную комиссию, осуществляющую регулирование в сфере энергетики, права устанавливать максимальные цены на рынке. Также документом не урегулирован вопрос ответственности системного оператора. Сомнение вызывает и компетенция Кабинета Министров Украины принимать окончательное решение относительно введения полномасштабного рынка электрической энергии.
В то же время Олег Зарубинский подчеркнул, что реальных альтернатив «зеленой» энергетике в будущем не существует.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…