С 1 января 2020 года в Украине запускают новую систему поддержки проектов ВИЭ, основанную на аукционах. Как рынок реагирует на эти изменения, готовы ли его участники продолжать развивать «зеленую» энергетику, не остановятся ли «солнечные» проекты, а также почему необходимо пересмотреть Энергетическую стратегию Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность» (Энергостратегия до 2035 года) в сторону увеличения прогнозируемой доли электроэнергии, производимой из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), и что необходимо для стимулирования инвестирования в аккумулирующие технологии, рассказал в интервью «Юридической практике» Артем Семенишин, исполнительный директор Ассоциации солнечной энергетики Украины.
— Как вы охарактеризуете рынок солнечной генерации в Украине? Сохраняет ли он свою привлекательность для инвесторов, в том числе иностранных?
— Сегодня солнечная энергетика в Украине развивается очень активно. Ожидается, что установленная мощность введенных в эксплуатацию солнечных электростанций в 2019 году составит более 2 ГВт. За последние пять лет в Украине было дополнительно вложено более 4 млрд евро «зеленых» инвестиций. Этому способствовало эффективное государственное стимулирование отрасли в виде «зеленого» тарифа. Если несколько лет назад этот рынок развивали в основном украинские инвесторы, поскольку лучше понимали местные риски, то сейчас в Украину заходят крупные иностранные инвесторы. Например, норвежские инвесторы вложили более 800 млн долларов в проекты в сфере возобновляемой энергетики в Украине. Одним из них, к мнению которого прислушиваются, является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Большой плюс иностранных компаний в том, что они самостоятельно привлекают средства, но они и более консервативны, дольше принимают решения. К тому же в мире постепенно снижаются цены на основные комплектующие для солнечных станций — солнечные панели, что, конечно же, положительно влияет на развитие рынка и в нашей стране. В то же время хотел бы отметить, что на украинском рынке все еще остаются вопросы к качеству проектов, поэтому в каждом проекте важно не пренебрегать проведением основательного due diligence, то есть оценкой инвестиционных проектов. Это как раз один из популярных запросов, адресованных консалтинговым и юридическим компаниям.
— В недавнем отчете Международного энергетического агентства (МЭА) Renewables 2019 о рынке ВИЭ говорится о том, что возобновляемые источники энергии являются вторым по величине рынком электроэнергии в мире, который все еще нуждается в ускорении, если мы хотим достичь долгосрочных целей в области борьбы с изменениями климата. Какие проблемы нужно решить в Украине, чтобы следовать мировым трендам этого рынка?
— Сегодня ряд европейских стран поставили перед собой цель перейти на «чистые» источники энергии, заботясь об окружающей среде и здоровье своих жителей. Такие страны, как Албания, Норвегия, Исландия, уже сегодня на 100 % обеспечивают свои потребности за счет возобновляемых источников энергии. Украина с ее 5 ГВт ожидаемой мощности солнечных электростанций до конца 2019 года еще только в начале пути этих мировых трендов и целей. Однако, даже несмотря на это, украинские чиновники и парламентарии начали широкую дискуссию относительно уменьшения государственного стимулирования возобновляемой энергетики, упуская тот факт, что дружественные для климата ВИЭ постепенно во всех странах мира становятся самым дешевым источником энергии.
В Украине субсидируются угольная и атомная генерации. Поэтому, чтобы дать верный ответ на то, какие отрасли нужно субсидировать, а какие нет, мы должны прежде всего обозначить четкие ориентиры в Энергетической стратегии до 2035 года, которую необходимо пересмотреть с учетом мировых трендов перехода на 100 % ВИЭ, сохранения климата, охраны окружающей среды и т.д. Например, недавно были опубликованы исследования, которые показывали четкую корреляцию между долей возобновляемых источников энергии и средней продолжительностью жизни в соответствующих странах. Повышение доли ВИЭ однозначно улучшило ситуацию с выбросами, экологией в тех местностях.
Конечно же, параллельно мы должны развивать балансирующие мощности и внедрять механизмы аккумулирования, но для этого нужно правовое обеспечение.
— Как быстро Украина сможет применять подобные аккумулирующие технологии? Насколько это перспективный сегмент бизнеса?
— Недавно о своих намерениях строить пилотные проекты систем хранения энергии заявило руководство компании «ДТЭК». Компания начнет реализацию пилотных проектов по хранению энергии уже в этом году. НЭК «Укрэнерго» и ЕБРР подписали соглашение об установке на протяжении 1,5 года накопителя мощностью 200 МВт.
Применение аккумулирующих технологий требует в первую очередь разработки «с нуля» соответствующего законодательства. Минэкоэнерго уже подготовило законопроект, который еще будет обсуждаться с участниками рынка, относительно ориентиров развития energy storage в Украине. Но сегодня это все еще очень дорогие проекты, и, по нашим расчетам, инвестировать в них экономически невыгодно. Но даже если будет принято необходимое регулирование, для запуска рынка аккумулирования нужно будет субсидирование всего лишь примерно на 30–40 %. Стимулировать развитие в Украине energy storage можно посредством компенсаций, налоговых преференций, создания специальных фондов и т.д., но пока это еще предмет для дискуссии.
— Согласно Энергостратегии до 2035 года доля ВИЭ в Украине должна составить около 25 %. Это реально?
— Сейчас в общем энергобалансе страны генерация с ВИЭ составляет около 5 % без учета крупных гидроэлектростанций (ГЭС). В 2020 году, согласно Энергостратегии, будет 11 % ВИЭ с учетом крупных ГЭС. Этих показателей удастся достичь исключительно за счет эффективного механизма стимулирования рынка. Если мы сохраним существующую динамику в строительстве новых объектов возобновляемой энергетики, наша страна как раз и сможет достичь 25 % к 2035 году. Впрочем, 25 % ВИЭ фактически означает сохранение в Украине существующей атомно-углеродной модели энергетики.
В этой связи Ассоциация солнечной энергетики Украины выступает за скорейший пересмотр целей Энергетической стратегии до 2035 года и увеличение запланированной доли генерации из возобновляемых источников энергии с учетом уже фактически достигнутых в Украине до 50 % в энергобалансе. Мы всячески готовы оказывать содействие, разрабатывая нормативное обеспечение для отрасли.
— К каким законодательным изменениям готовится бизнес в ближайшей перспективе 2020 года?
— С 1 января 2020 года, согласно Закону № 2712-VIII от 25 апреля 2019 года Украина запускает новую систему поддержки проектов ВИЭ, основанную на аукционах. «Зеленый» тариф так же будет действовать до 2030 года согласно этому Закону. Аукционы для ВИЭ будут проводиться посредством электронной торговой системы ProZorro дважды в год, осенью и весной. Участие в торгах будет обязательным для проектов солнечной энергетики мощностью более 1 МВт и ветряных электростанций мощностью более 5 МВт.
Также Закон предусматривает, что компании, которые подпишут контракты в 2019 году (pre-PPA), будут иметь возможность фактически завершить строительство своих объектов и получить текущие «зеленые» тарифы для солнечных проектов на два года и для ветровых — на три.
Это справедливая норма, обеспечивающая возможность для бизнеса более плавно перестроиться на новую аукционную модель, принятую в 2019 году.
В то же время изменение правил работы на рынке сегодня активно обсуждается. Однако все еще непонятная процедура проведения аукционов, их непредсказуемые ни для кого результаты и недавно обнародованные очень скромные аукционные квоты для солнца уже отпугивают крупных инвесторов. По всей видимости, в 2020 году мы будем наблюдать повышенный спрос инвесторов к началу строительства только маленьких объектов, на которые не распространяются требования аукционов.
— То есть вы прогнозируете в 2020 году расширение рынка распределенной генерации? Какие еще новые тенденции могут появиться?
— Конечно, с введением аукционов на рынке солнечной энергетики будет происходить сегментация по объемам мощностей проектов. Увеличится доля распределенной генерации: количество домашних малых и средних фотоэлектрических станций (ФЭС) до 1 МВт и количество кровельных ФЭС. В сегменте строительства больших промышленных проектов возможно замедление, связанное, как я уже говорил, с законодательством.
Что касается тенденций. Сегодня в Украине успешно функционирует первый завод по производству солнечных панелей Kness Group. Очень бы хотелось увидеть увеличение производственных мощностей на внутреннем рынке. Кроме того, уже появляются новые проекты солнечной генерации для обеспечения потребностей небольших городов и ОТО, а также активизируется сегмент агровольтаики.
Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…