Здоровое дело — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №52 (992) » Здоровое дело

Здоровое дело

Елена Хитрова: «концепция поддерживает идею автономии учреждений здравоохранения, то есть обязательную трансформацию всех больниц из бюджетных учреждений в коммунальные или государственные некоммерческие предприятия»

О концептуальных основах и сроках реализации ключевого звена реформы в сфере здравоохранения — изменении финансирования системы — «Юридической практике» рассказала Елена Хитрова, руководитель практики медицины и фармации ЮФ ILF.

 

— Есть ли прогресс в давно анонсированных реформах в сфере здравоохранения?

— Разные каденции правительства по-разному видели приоритеты медицинской реформы за последние два года. Но их объединяло то, что в нашей стране должны заработать такие принципы, как «свободный выбор врача» и «деньги идут за пациентом», «повышение эффективности», «доступность и полнота медицинской помощи». Отдельное внимание в рамках реформ уделялось фармацевтическому рынку и его дерегуляции, но здесь механизмы отличались в зависимости от позиции того или иного стейкхолдера рынка.

30 ноября с.г. правительство приняло пакет основополагающих нормативно-правовых актов, которые наконец-то дают старт медицинской реформе: изменению финансирования системы здравоохранения, развитию системы общественного здоровья и созданию механизмов для упрощенной регистрации лекарств, которые уже прошли регистрацию в США, Японии, Австралии, Швейцарии, Канаде и в странах Евросоюза.

Именно концепция реформы финансирования системы — центральный документ, который влечет за собой изменения всей системы здравоохранения.

 

— Каковы основные идеи этой концепции?

— Одна из основных идей — это определение того, какой все-таки объем бесплатной медицинской помощи входит в гарантированный государством пакет услуг. Сегодня государство как бы гарантирует, что вся медицинская помощь в коммунальных и государственных больницах бесплатная. Но фактически это остается только декларацией, и, по данным Всемирного банка, около 60 % стоимости медицинской помощи пациент оплачивает самостоятельно.

Утвержденная в ноябре концепция предусматривает, что первичная медицинская помощь и экстренная медицинская помощь войдут в гарантированный государством пакет в полном объеме. Любая помощь от семейного врача, в том числе проведение анализов и исследований, должна быть бесплатной. Что касается вторичной и третичной помощи, то государство может гарантировать только определенный их объем. Оставшуюся часть должен будет оплачивать пациент самостоятельно по единым официальным тарифам, действующим на всей территории Украины.

Концепция реформы предусматривает создание единого национального закупщика медицинских услуг по всей Украине — Национальной службы здоровья. Именно благодаря созданию единого центра заработает принцип «деньги идут за пациентом».

Также концепция поддерживает идею автономии учреждений здравоохранения, то есть обязательную трансформацию всех больниц из бюджетных учреждений в коммунальные или государственные некоммерческие предприятия.

 

— В чем концептуальная важность такой трансформации?

— Форма, в которой сейчас существуют больницы (бюджетное учреждение), создает много блоков для их деятельности как субъектов хозяйствования. У них нет свободы в распоряжении средствами и принятии решений относительно управления. Автономия дает возможность повысить эффективность использования средств и активов больницы, убрать пустующие койко-места. Освободившиеся площади могут быть переданы в аренду, и на их базе будет развиваться новый бизнес.

 

— Как изменится финансирование системы здравоохранения?

— Давайте представим вполне обыденную ситуацию. Рождается ребенок, счастливые родители забирают его из роддома, и на следующий день к ним приходит педиатр, чтобы осмотреть малыша и дать рекомендации по уходу. В большинстве случаев родители первый раз видят этого врача и ничего о нем не знают. Несмотря на действующую норму статьи 284 Гражданского кодекса Украины и статью 38 Основ законодательства Украины о здравоохранении, декларирующую свободный выбор врача, родителей малыша не спрашивают, хотят ли они получать помощь/консультацию именно у этого врача. Его назначают, руководствуясь только местом их регистрации. А если родители хотят, чтобы их ребенка наблюдал частнопрактикующий педиатр, то платить ему за предоставленные услуги они будут самостоятельно.

Это происходит, потому что деньги на медицину выделяются и распределяются по регионам, а дальше — по больницам в зависимости от количества зарегистрированных жителей. Сегодня нет законодательно закрепленных механизмов, как эти деньги передать из одной больницы в другую, если человек сменил регистрацию, например, в августе месяце. Более того, вообще отсутствует механизм, по которому государство может заплатить частнопрактикующему врачу за помощь, предоставляемую населению.

Реформа финансирования системы здравоохранения заключается в том, что Национальная служба здоровья будет аккумулировать все деньги, выделенные государством на медицину, и в последующем на основании договора перечислять их непосредственно больнице (и даже частнопрактикующему врачу или частной клинике), в которую обратился пациент. Так должен заработать принцип «свободного выбора врача».

 

— В статье 49 Конституции Украины речь идет, в частности, о бесплатной медицинской помощи. Как это соотносится с частичной госгарантией, о которой вы упоминали?

— Действительно, внедрение описанного механизма финансирования и возможность официальной оплаты (сооплаты) пациентом медицинской помощи предполагают законодательные изменения не только в сфере публичных закупок. Введение механизма оплаты пациентом за помощь, не входящую в гарантированный пакет, потребует обязательного изменения статьи 49 Конституции Украины.

 

— Когда будет создана Национальная служба здоровья и как будет происходить переход к новой системе финансирования?

— Создание Национальной службы здоровья планируется уже к марту, а начало ее работы ожидается с июля 2017 года.

Наша команда входит в рабочую группу Министерства здравоохранения Украины и как раз работает над пошаговым планом внедрения в жизнь и законодательство идей Концепции реформирования. Пока усилия сосредоточены на изменениях финансирования и организации первичной медицинской помощи, поскольку это должно заработать уже в 2017 году.

Концепция ре­фор­мы предусматривает поэтапное внедрение изменений. На подготовительном этапе, в течение 2017 года, — это создание национального закупщика и передача ему функций по закупке услуг первичной медицинской помощи (по подушному методу). Порядок финансирования медицинских учреждений вторичной и третичной медицинской помощи не изменится.

До конца 2017 года должна быть создана нормативная база для запуска механизма финансирования вторичной медицинской помощи и просчитан единый тариф для оплаты (сооплаты) пациентом, создан соответствующий механизм оплаты. Запланировано создание госпитальных округов, в которые войдут больницы вторичного и третичного уровня. Цель таких округов — убрать дублирующие функции в больницах и развить недостающие в округе.

В 2018–2019 годах предполагается внедрение гарантированного пакета при оказании специализированной медицинской помощи. Больницы, оказывающие помощь вторичного и третичного уровня, начнут финансироваться через Национальную службу здоровья с 2018 года при условии, что будет создана соответствующая нормативная база.

Третий этап запланирован на 2020 год. Это интеграция, так называемая наладка работы системы по всей стране и оценка ее работы.

 

— Что изменится на юридическом рынке в связи с реформированием системы здравоохранения?

— Любые трансформационные процессы невозможны без юридической поддержки. Ведь кардинально изменятся принципы отношений между Национальной службой здоровья, больницей, врачом и пациентом, и эти отношения необходимо урегулировать. Это будут договорные отношения с четко закрепленными правами и обязанностями, нарушение или неисполнение которых приведет к возникновению споров. А изменение финансирования системы здравоохранения фактически запустит рынок, на который будут выходить новые игроки, создавая или покупая медицинский бизнес, арендуя освободившиеся площади коммунальных и государственных больниц.

В процессе трансформации системы возникнут вопросы, на которые юристам необходимо будет искать ответы и оперативно реагировать на изменения рынка. Уже два года наша команда совместно с реформаторами работает над нормативными документами реформы, и действующее правовое поле содержит много подводных камней. Поэтому для реализации новой концепции финансирования и автономии больниц юристам необходимо будет лавировать между жесткими правовыми нормами, чтобы минимизировать риски возникновения трудовых споров, потери больницей финансирования, лицензии или аккредитации. Для реализации новой концепции реформы необходимо создать новое правовое поле, более гибкое, соответствующее реалиям бизнес-среды и специфике отрасли.

 

(Беседовала Марина БАХОЛДИНА,

«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA