Как известно, 10 марта с.г. Верховный Совет Украины в очередной раз перенес вступление в законную силу трех антикоррупционных законов («Об основах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения»), принятых еще 11 июня 2009 года, — на 1 января 2011 года. Основная причина — их несовершенство и необходимость доработки для нормальной реализации положений. Тогда же, 10 марта, был принят за основу законопроект № 6130 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно предотвращения и противодействия коррупции» — продукт группы авторов (народные депутаты Игорь Калетник, Юрий Кармазин, Александр Рябека, Сергей Мищенко, Николай Томенко, Владимир Арьев и др.), обобщающий все рациональные предложения относительно борьбы с коррупцией, но если верить Главному научно-экспертному управлению — далеко не самый лучший. В ходе обсуждения этого законопроекта на пленарном рассмотрении парламента неоднократно акцентировалось внимание на необходимости его скорейшего принятия в целом как закона, однако, имея достаточный запас времени, борьбу с коррупцией отложили в долгий ящик, и до осени никто не будет рассматривать законопроект № 6130 во втором чтении. Причем критичный срок — ноябрь, когда Украина в очередной раз будет отчитываться об успехах борьбы с коррупцией перед международным сообществом.
О проблемах антикоррупционного пакета написано уже немало, остановимся на ключевых тезисах «парламентского ремонта». Прежде всего отметим, что в результате комитетской доработки его содержание существенно изменится, с учетом некоторых рациональных предложений альтернативных отклоненных законопроектов, но в любом случае создать закон, который устраивал бы всех, не получится, да и по большому счету цель такая не ставится, главное — убрать наиболее вопиющие «ляпы», согласно которым «привлечь за коррупцию» можно практически любого, и соблюсти определенный баланс.
Наиболее заметная и весомая норма законопроекта № 6130 — изменение субъектного состава коррупционных правонарушений. В частности, предложены изменения в статью 1 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», которыми исключаются из круга субъектов коррупционных деяний физические лица — предприниматели и лица рядового состава органов внутренних дел и других органов государственной власти, имеющие в своей структуре вооруженные формирования (изменения в статье 2 упомянутого Закона). В то же время в перечне субъектов ответственности за коррупционные правонарушения предполагается оставить народных заседателей и присяжных, членов окружной и участковой избирательной комиссий. Отметим, что распространение на членов избирательной комиссии ограничений, определенных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 4 Закона, является неоправданным, поскольку эти лица выполняют свою функцию в течение определенного, достаточно короткого периода времени один раз в несколько лет. Следовательно, если лицо является предпринимателем, работает по совместительству или является членом органа управления или наблюдательного совета предприятия, которое имеет целью получение прибыли, то в случае его вхождения в состав окружной или участковой избирательной комиссии было бы нелогичным требовать от него уволиться с работы по совместительству, выйти из состава наблюдательного совета, аннулировать свою регистрацию в качестве физического лица — предпринимателя на время, в течение которого он будет исполнять обязанность члена избирательной комиссии. Представляется, что сформировать состав избиркомов в таких условиях будет достаточно сложно. И в любом случае — это одно из возможных направлений доработки законопроекта № 6130.
Предлагается в примечании к статье 6 Закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» установить, что под непосредственным подчинением близким родственникам следует понимать отношения организационной и правовой зависимости подчиненного лица от его руководителя, в частности, через принятие на работу или увольнение с работы, применение поощрений или дисциплинарных взысканий, предоставление указаний или поручений и контроля за их выполнением. Кроме того, предлагается предоставить Кабинету Министров Украины устанавливать перечень случаев, на которые не распространяются нормы о подчинении близким родственникам.
Законопроектом № 6130 предусматривается, что производство по делам относительно юридических лиц осуществляется не только в соответствии с Законом Украины «Об ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения», но в части, которая не регулируется им, в соответствии с правилами Кодекса Украины об административных правонарушениях, если по своему содержанию они могут быть применены для целей данного Закона. Представляется, что применение аналогии закона в данном вопросе не совсем уместно, а вопросы ответственности юрлиц за коррупционные правонарушения — нового для Украины правового института, необходимо однозначно урегулировать в рамках одного базового Закона.
Законом «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» устанавливается запрет на осуществление субъектами коррупционных правонарушений других видов предпринимательской деятельности, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности и медицинской практики, но только в свободное от работы время. Законопроект № 6130 дополняет этот перечень инструкторской и судебной спортивной практикой, но не решает наиболее критикуемый вопрос ограничения подобной деятельности «внерабочим временем». К слову, отметим, что данное положение является предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины (в деле по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно неконституционности отдельных положений Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции»). ВСУ, среди прочего, просит признать неконституционным положение пункта 2 части 1 статьи 4 Закона относительно судей. По мнению Главного научно-экспертного управления парламента, существует большая вероятность того, что Конституционный Суд признает это положение Закона неконституционным относительно судей и народных депутатов Украины. В таком случае возникнет алогичная и несправедливая ситуация: судья и народные депутаты будут иметь право легально совмещать свои полномочия с преподаванием, научной и творческой работой в рабочее время, а для других лиц это будет считаться «коррупцией», за которую их будут увольнять с занимаемых должностей.
Специалисты Главного научно-экспертного управления парламента также отмечают, что по своей природе преподавательская, научная, творческая деятельность (независимо от того, в рабочее или внерабочее время она осуществляется) не является коррупционной, о чем свидетельствуют международные акты и положения зарубежного законодательства. Они приводят пример Конвенции ООН против коррупции 2003 года, ратифицированной Украиной в 2006 году, которая не требует от государств-участников категорического запрета на выполнение любой другой работы государственными должностными лицами, а лишь предусматривает введение обязательного информирования компетентных органов о внеслужебной деятельности, занятии, инвестициях, активах и о существенных подарках или прибыли, в связи с чем может возникнуть конфликт интересов относительно их функции как государственных должностных лиц. Законодательство других государств в целом предусматривает адекватную отмеченной выше норме практику. В США, например, федеральные служащие не могут осуществлять вне основной лишь такую деятельность, которая будет создавать конфликт с их должностной обязанностью, и множество федеральных учреждений допускают предоставление соответствующих разрешений. В Германии государственные служащие должны получать разрешение для выполнения работы вне службы, кроме осуществления научной и преподавательской деятельности, по свободной профессии (а также с целью управления собственным имуществом, реализации обязанности опекунства, ухода за больными и беспомощными, исполнения завещания). Кодекс поведения служащих государственной администрации Итальянской Республики, утвержденный в 2000 году, устанавливает запрет работы по совместительству с субъектами или в организации, которая имеет или имела в предыдущие два года экономический интерес в решениях или деятельности, связанных с должностью. В Чехии законодатель предоставил право государственным служащим заниматься научной, творческой, педагогической, преподавательской, литературной, экспертной, переводческой деятельностью, медицинской практикой.
По мнению экспертов, осуществление научной, преподавательской и творческой деятельности, а также медицинской практики основывается на реализации конституционных прав, не связано с использованием предоставленных лицу служебных полномочий и не имеет целью получение неправомерной выгоды, потому не может считаться коррупцией. Следовательно, запрет сочетания основной работы с другой оплачиваемой деятельностью в виде преподавательской, научной и творческой, медицинской практики, инструкторской и судейской спортивной практики (даже если она осуществляется в рабочее время) не имеет антикоррупционного эффекта, но может нанести существенный вред как правам граждан, так и интересам государства.
Учитывая актуальность данного вопроса, особенно относительно преподавательской практики, для широкого перечня лиц, можем предположить, что ко второму чтению законопроекта будут подготовлены соответствующие положения, пусть даже с определенным нарушением регламента — ведь к первому чтению соответствующие изменения не инициировались. Тем более, что основной вопрос всей антикоррупционной кампании — не отдельные усовершенствования, а наличие политической воли на воплощении принятых законов в жизнь. Однако, представляется, что практический интерес законодателей достаточно незначителен, и в этом контексте несовершенство закона — очень удобное оправдание.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…