Затаможенная реакция — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (830) » Затаможенная реакция

Затаможенная реакция

Каждый раз, посещая заседания комиссии по налоговой политике Общественного совета при Министерстве доходов и сборов Украины, я слушаю истории конфликтов импортеров и таможенников. Суть конфликтов одна: завышение таможенными органами таможенной стоимости импортируемых товаров. Таможенная стоимость иногда в несколько раз превышает контрактную. Понять такие действия таможни можно: увеличение таможенной стоимости дает возможность увеличить размер налогов и сборов, уплачиваемых при растаможивании. Ситуация для таких действий тоже благоприятная: груз стоит на таможне, времени на дискуссии нет — каждый день задержки стоит денег.

Такая тактика таможни понятна и является логическим следствием предыдущей практики импортеров: занижение контрактной стоимости товара, минимизация налогов и сборов при растаможивании, а затем «подъем» цены импортного товара до рыночной с помощью системы фиктивных фирм, у которых остается обязанность уплаты налогов от разницы между рыночными ценами и заниженной контрактной стоимостью и которые, конечно же, никаких налогов в бюджет не платят.

Этой схемой не пользовались импортеры лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Поскольку потери на налогах и сборах такие импортеры при растаможивании не несут, они заинтересованы не занижать стоимость, а наоборот — завышать, что позволяет увеличить объем валюты, вывозимой за пределы Украины, как оплаты поставки.

Однако борьба таможни с такими схемами стала уже несколько чрезмерной…

В результате, как говорят представители импортеров на заседаниях комиссии Общественного совета, поставки отдельных видов товаров фактически парализованы: товары не растаможиваются месяцами.

В автоматическом режиме

Растаможивание действительно необходимо проводить в кратчайшие сроки. Однако следует реально смотреть на ситуацию: если растаможка затягивается на месяцы, и это не единичные случаи, то нужно искать альтернативные пути решения проблемы.

Так, до сих пор растаможка происходила путем достижения какого-то компромисса между импортером и таможней, что выражалось в некотором увеличении таможенной стоимости по отношению к контрактной. На сегодня увеличение таможенной стоимости в рамках такого компромисса, который опять же хочет видеть таможня, импортеров уже не устраивает. Но не могу согласиться, что в сложившейся ситуации виновны именно таможенники: они выполняют свою функцию — увеличивают объем налогов и сборов и предупреждают старт цепочки увеличения цены через фиктивные фирмы. Именно за это им платят зарплату.

Проблема таможенной стоимости — результат достигнутых ранее компромиссов: импортеры, соглашаясь на предыдущие предложения таможенников по увеличению таможенной стоимости, своими руками создали базу для расчета индикативных цен, на основе которой таможня сегодня производит расчет таможенной стоимости. Конечно, такая статистика не может учитывать все нюансы поставок, влияющие на цену товара. Как частный случай проблемы: если в отношении товара с конкретным кодом УКТВЭД (украинский классификатор товаров внешнеэкономической деятельности) отсутствуют статистические данные, то код товара меняют на тот, по которому такие данные есть.

Резюме: индикативные цены исчисляются на основе статистических данных о ценах на такие же товары, ввезенные на Украину ранее. Пополнение информации о ценах происходит в автоматическом режиме путем фиксации уровня цен, исчисленных на основе данных грузовых таможенных деклараций (ГТД) по таможенной, а не контрактной стоимости.

То есть утверждение чиновников о том, что они не имеют возможности снизить таможенную стоимость определенного вида импортируемого товара, правдивое: механизм «ручного» вмешательства в систему сбора статистической информации отсутствует.

Следовательно, для достижения результата нужно менять саму статистику.

Исключительные меры

Ряд импортеров достигли таких позитивных изменений путем оспаривания таможенной стоимости. В результате статистика меняется, и растаможивание последующих поставок проводилось уже на приемлемых условиях. Известен случай, когда единственный импортер конкретного товара путем таких действий достиг того, что растаможивание производится по контрактной стоимости.

Как правило, оспаривание проводится уже после окончания таможенных процедур. Однако поскольку растаможка иногда затягивается на месяцы, то целесообразно начинать работу уже сразу после того, как стало понятно, что уровень предложенной таможенниками таможенной стоимости импортера не устраивает.

Из вышеуказанного следует:

При поставке предварительно импортированных товаров бизнесмены в некоторой степени уже знакомы с нормой Налогового кодекса (НК) Украины относительно определения базы налогообложения НДС на уровне не ниже таможенной стоимости. Это абзац 3 пункта 188.1 статьи 188 НК Украины («База налогообложения операций по поставке товаров, ввезенных плательщиком на таможенную территорию Украины, определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были определены налоги и сборы, взимаемые при их таможенном оформлении, с учетом акцизного налога и пошлины, за исключением налога на добавленную стоимость, которые включаются в цену товаров/услуг согласно закону»), который сегодня из НК Украины исключен, но ссылка на статью 39 реализовывает его действие для крупных поставок. Кроме того, направление мыслей налоговиков о введении понятия «справедливая стоимость» (вместо «обычной цены») и срок давности — 1095 дней оставляет эту норму актуальной. В лучшем случае еще 1095 дней, конечно, если не будет открыто уголовное производство, которое преодолеет ограничения сроком давности. Иногда доначисление НДС на основе выявленного нарушения нормы пункта 188.1 статьи 188 НК Украины происходит и тогда, когда сравнивается таможенная стоимость на импортируемое сырье с ценами продажи произведенной из этого сырья продукции. Конечно, если таможенная стоимость на сырье в разы превышает ее контрактную рыночную стоимость, то реальная продукция, в себестоимость которой сырье включается по реальной цене покупки, оказывается дешевле завышенной таможенной стоимости сырья. Это, кстати, пример из жизни, и уголовное производство в отношении руководителя предприятия по статье 212 Уголовного кодекса уже  открыто.

Какая разница

Еще один негатив. Сегодня налоговые органы, в полной мере использовав потенциал пополнения бюджета с помощью проверок налогообложения так называемых ничтожных сделок, все чаще обращают внимание на другие нормы НК Украины. В частности, главная опасность кроется в пункте 198.3 статьи 198 НК Украины и касается формирования налогового кредита, в том числе от операций импорта, а именно: «налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг».

Из практики: в налоговый кредит импортеры относят всю сумму НДС, уплаченную на таможне. Однако если таможенная стоимость превышает контрактную, то и сумма НДС, уплаченная на таможне, рассчитанная на основе базы налогообложения в размере таможенной стоимости (1), превышает сумму НДС, рассчитанную на основе базы налогообложения в размере контрактной стоимости (2). Вот эта разница — превышение 1 над 2 — и является завышением налогового кредита, которое при проверке воплотится в нарушение требований указанного пункта 198.3 статьи 198 НК Украины. Фактически такая разница должна безвозвратно «теряться» для импортеров и не может быть включена в налоговый кредит.

Рассмотренный выше пример пополнения бюджета путем традиционных проверок «ничтожных» сделок был приведен не зря. Мониторинг рисков нарушения импортерами требований пункта 198.3 статьи 198 НК Украины проводится по той же схеме, в автоматическом режиме, со сравнением данных деклараций по НДС в части сформированного налогового кредита от операций, которые конкретизируются грузовой налоговой декларацией (ГНД) с данными таможни: той же ГТД, где указана контрактная и таможенная стоимость. И тот факт, что налоговый кредит импортер сформировал на основе таможенной, а не контрактной стоимости, становится очевидным. Простая выборка из базы данных Миндоходов, которая сейчас объединяет все данные налоговой и таможенной служб, формирует массив нарушителей требований указанного пункта 198.3 статьи 198 НК Украины. Полная аналогия с методами выявления нарушителей, которые грешат «ничтожными» сделками.

Из вышесказанного опять-таки следует: таможенная стоимость всегда должна соответствовать контрактной.

 

ДУБИНА Наталья — руководитель налогового департамента АО AVER LEX, г. Киев


Комментарии

Сфера определения

Кирилл НОМИНАС,
ассоциированный партнер АК «Соколовский и Партнеры»

Судебную практику в сфере определения таможенной стоимости еще довольно сложно оценивать. Конечно, логику определенных правовых позиций Верховного Суда Украины можно распространить на отношения импортеров с органами доходов и сборов, регулируемые новым Таможенным кодексом Украины, однако делать это следует крайне осторожно. До тех пор, пока высшие судебные инстанции не выскажут свое мнение, во многих вопросах будет наблюдаться несогласованность судебной практики, в том числе и в отношении таких понятий, как «разногласия в документах», «договор с третьими лицами», «обоснование числового значения».

В любом случае следует отметить наличие позитивных примеров рассмотрения споров относительно таможенной стоимости, где мотивация судебного решения и установление (и отображение в решении) обстоятельств дела будет однозначно способствовать структуризации судебной практики и определенности правоприменения. Сторонам соответствующих споров можно посоветовать максимально использовать свои права для получения письменных документов от органа доходов и сборов с целью надлежащей фиксации его аргументов, а также настаивать на проведении допросов участников таможенного оформления в суде, что поможет установить в деле много обстоятельств.

Несправедливый НДС

Марк ОПАНАСЮК,
юрист ЮФ ILF

Специальный порядок определения базы налогообложения НДС (исходя из таможенной стоимости, а не из обычной цены) для операций поставок импортируемых товаров предусмотрен в части 3 пункта 188.1 статьи 188 Налогового кодекса Украины (в редакции, действовавшей до 1 сентября сего года). Для импортеров товаров на Украину размер налогового кредита по НДС не может быть больше суммы НДС, которую необходимо начислить импортеру при продаже этих товаров на территории Украины.

Импортер, который будет начислять НДС при продаже товаров на территории Украины, исходя из цены контракта, но ниже таможенной стоимости, автоматически нарушает нормы Налогового кодекса Украины. При последующих налоговых проверках налоговые органы доначислят НДС в соответствии с суммой таможенной стоимости.

В то же время продажа товаров по цене ниже таможенной стоимости может быть обусловлена экономической ситуацией на рынке в связи с непрерывным характером деятельности импортера или для предотвращения больших убытков по причине хранения товаров в ожидании лучших цен.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Заявление об ограничении в выезде

Акцент

Глобальное просвещение

Государство и юристы

По году дела

Ломать — не стоит

Государство и юристы

Новости законотворчества

Совершенствуется порядок ведения Реестра общественных объединений

Предложены налоговые льготы для трудовых мигрантов

Подготовлены изменения в закон о ж/д транспорте в части пассажирских перевозок

Неделя права

Советский конфуз

У Евгения Першикова юбилей

Нотариальное воздействие

В пункт назначения

Неделя права

Новости из-за рубежа

Chevron оштрафовали на 9,5 млрд долларов США

Гражданство Мальты

Неделя права

НААУ отмечает первый день рождения

Новости из зала суда

Судебная практика

Компания Fujikura Ltd не доказала нарушения ее прав

ВАСУ рассмотрит жалобу корпорации ИСД

Новости юридических фирм

Частная практика

Партнер Sayenko Kharenko — в рабочей группе по подготовке официального перевода Руководящих принципов МАЮ

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» и МТП провели Форум молодых арбитров в Киеве

Члены Young ICCA обсудили вопросы стратегии в международном арбитраже

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует ЕБРР по вопросам финансирования строительства биогазового завода

Отрасли практики

Затаможенная реакция

Ход доступа

Тень освобождения

Офисные технологии

Остаточные проявления

Упростить момент

Модель подведения

Рабочий график

Форум по-восточному

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Общественный ответ

Решения недели

Судебная практика

Нет песен — нет предмета

Приводить в соответствие не должны

Лицо знать не могло

Самое важное

Не «технические» правки

Шаблонное решение

В зоне риска

Публичный непорядок

Судебная практика

Судебные решения

О полномочиях таможни при определении таможенной стоимости товара

Судебная практика

Частный случай

Стремительное падение

Ограниченные возможности

Сокращение зарплаты

Судебная практика

Судебные решения

Неисполнение работодателем обязанности по трудоустройству беременной женщины при ее увольнении по истечении срока трудового договора не может быть основанием для восстановления на работе

Тема номера

Патентный проверенный

Образец для подорожания

Латентные войны

Частная практика

Пригодные условия

Заявление представительства

Інші новини

PRAVO.UA