Засилье рекламы алкогольных напитков: плохой Закон или…? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (351) » Засилье рекламы алкогольных напитков: плохой Закон или…?

Засилье рекламы алкогольных напитков: плохой Закон или…?

Рубрика Тема номера

Реклама алкогольных напитков уже давно стала не только основной составляющей объема всего рекламного рынка на Украине, но и главным источником доходов рекламных агентств и средств массовой информации.

Потребитель наверняка уже за многие годы привык к тому, что с различных щитов, плакатов, экранов телевизоров и радиоприемников его призывают «поболеть за наших», «посидеть в душевной компании», а заодно и «укротить зеленого змия».

Следует отметить, что объем рекламы алкогольных напитков значительно увеличился в последние годы. Чтобы убедиться в этом, думаю, нет необходимости приводить какие-либо официальные данные, достаточно один вечер провести у экрана телевизора либо пройтись по своему городу и изучить содержание «любимых» бигбордов.

Нередко в средствах массовой информации можно встретить материалы относительно целесообразности содержания в отечественном законодательстве норм, разрешающих рекламу алкогольных напитков. Либо же о том, что подобная реклама навязана потребителю и в большинстве случаев нарушает не столько правовые нормы, сколько моральные. Ведь ни для кого не секрет, что содержание отечественной рекламы алкогольных напитков оставляет желать лучшего. Так, например, в некоторых рекламных сюжетах используются несовершеннолетние либо утверждается, что употребление алкоголя позитивно сказывается на жизни человека и является важным фактором для личных достижений в различных сферах жизни. Хотелось бы отметить, что в развитых странах подобное содержание рекламы вообще недопустимо ни при каких обстоятельствах, даже несмотря на отсутствие соответствующих норм в законодательстве. Подтверждением этому может быть, например, реклама торговой марки «Олимп», под которой выпускаются алкогольные напитки. Как известно, именно эта компания выступила генеральным спонсором трансляции Олимпийских игр в Афинах. И именно во время трансляций спортивных соревнований мы могли лицезреть в дневное время полноценные рекламные ролики алкогольной торговой марки «Олимп», в которых спортсмены во время состязаний почему-то говорят: «Дай мне силы, «Олимп», или «Все начинается с «Олимпа». Налицо явное нарушение моральных норм, так как вряд ли высокие достижения в спорте совместимы с употреблением алкоголя. Что касается нарушения правовых норм, то на этом мы детальнее остановимся далее.

Почему возникают подобные вопросы? Виновато ли снова законодательство? Давайте разберемся в этом.

Что говорит Закон

В июле прошлого года Верховным Советом Украины была принята новая редакция Закона «О рекламе». Следует отметить, что значительная часть новелл Закона пришлась как раз на рекламу алкогольных напитков. Следовательно, правила игры в этой области существенно изменились.

Так, например, до принятия новой редакции реклама алкогольных напитков на телевидении и радио была запрещена. Однако вспомним период с 2001 по 2003 годы: данную запрещающую норму производители алкогольных напитков успешно обходили, рекламируя, например, продукцию другого рода (конфеты, продукты питания), которая по странному стечению обстоятельств выходила под той же торговой маркой, что и алкогольная. В новой редакции Закона «О рекламе» законодатель учел негативный опыт.

Так, отныне Закон регулирует не только рекламу алкогольных напитков, но и рекламу знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки (статья 22). Кроме того, учитывая необходимость экономического развития отечественных средств массовой информации, законодатель впервые ввел норму, в соответствии с которой реклама алкогольных напитков на телевидении и радио разрешена с 23 часов вечера до 6 часов утра. В то же время реклама алкогольных напитков запрещена на: первых и последних страницах газет, первых и последних страницах обложек журналов и других изданий, средствами внутренней рекламы, рекламы на транспорте, с помощью мероприятий рекламного характера (кроме специальных выставочных мероприятий, направленных на продвижение соответствующего (алкогольной продукции) товара на рынок, демонстрацию товара, изучение конъюнктуры рынка, проводимых организованно в определенном месте и в определенные сроки, рассчитанные лишь на заинтересованную и/или профессиональную аудиторию, посетителей). (Письмо Комитета Верховного Совета Украины по вопросам свободы слова и информации «О применении отдельных положений Закона «О рекламе» в редакции от 11 июля 2003 года», утвержденного на заседании Комитета 1 октября 2003 года).

То есть сегодня реклама в дневное время на телевидении и радио, например, конфет с такой же торговой маркой, как и водка, является прямым нарушением законодательства. Нарушением будет и появление рекламы алкогольных напитков в общественном транспорте, внутри зданий, а также проведение так называемых промоций — бесплатной раздачи продукции, дегустации в магазинах, различных конкурсов и т.п.

Кроме того, согласно части 3 статьи 22 Закона, в рекламе алкогольных напитков и знаков для товаров и услуг, под которыми они выпускаются, запрещено использовать несовершеннолетних, демонстрировать процесс потребления алкоголя, утверждать, что употребление алкоголя способствует решению личных проблем либо является фактором достижения успехов в спортивной, социальной, сексуальной и иных сферах жизни.

А теперь давайте вернемся к рекламе торговой марки «Олимп» во время трансляции Олимпийских игр в Афинах. Как видим, данная реклама распространялась с несколькими нарушениями законодательства. Во-первых, полноценные рекламные ролики «Олимпа» транслировались по телевидению в дневное время. Во-вторых, в ней утверждалось, что употребление алкоголя способствует достижению спортивных рекордов, что прямо запрещено Законом. Думаю, не стоит в очередной раз говорить о колоссальном влиянии рекламы на подсознание человека. Совсем бы не хотелось возникновения ситуации, когда подросток после просмотра подобной рекламы сначала выпьет водки, а только затем пойдет на спортивную площадку…

Реклама торговой марки «Олимп» — это классический случай нарушения норм новой редакции Закона «О рекламе». Возможно, один из тысячи.

Как ни странно, но появление в дневное время рекламы алкогольных напитков средства массовой информации аргументируют тем, что это… разрешено Законом. По их логике, это прямо следует из части 4 статьи 22 Закона «О рекламе». Данная норма регулирует спонсорство теле- и радиопередач.

Проблема в спонсорстве?

Следует отметить, что на данный момент проблема применения норм новой редакции Закона Украины «О рекламе», регулирующих правовые отношения, связанные со спонсорством теле- радиопрограмм (передач), является одной из самых обсуждаемых и дискуссионных тем в кругу лиц, профессионально причастных к рекламной деятельности.

На самом деле для многих экспертов очевидно, что данная проблема искусственно поднимается некоторыми крупными игроками отечественного рекламного бизнеса, для которых обнаружить пробелы нового Закона «О рекламе», а главное — отыскать вариант «правомерного» рекламирования в дневное время суток алкогольных напитков, является едва ли не основным направлением деятельности.

Перед тем как перейти к рассмотрению норм нового Закона относительно спонсорства теле- радиопрограмм, хотелось бы отметить, что Закон четко и однозначно регулирует данный вопрос. То есть эти нормы не могут вольно трактоваться субъектами рекламной деятельности.

Согласно статье 1 Закона, спонсорство — это «добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами какой-либо деятельности с целью популяризации исключительно своего имени, наименования, знака для товаров и услуг».

Статья 5 Закона регулирует основные вопросы спонсорства. В соответствии с частью 1 этой статьи в теле- и радиопередачах, материалах, в других средствах массовой информации, зрелищных и других мероприятиях, которые созданы и проводятся при участии спонсоров, запрещается приводить какую-либо информацию рекламного характера о спонсоре и/или его товарах, кроме имени, наименования и знака для товаров и услуг спонсоров.

Как известно, статьей 22 нового Закона, определяющей «правовые рамки» рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, установлен и запрет на рекламу алкогольных напитков на телевидении и радио в период с 6 до 23 часов. В то же время частью 4 статьи 22 «разрешается спонсорство теле-, радиопередач, театрально-концертных, спортивных и других мероприятий с использованием знаков для товаров и услуг, под которыми выпускаются алкогольные напитки». Законодатель, принимая во внимание то, что едва ли не наибольшими рекламодателями на телевидении и радио являются компании, выпускающие алкогольные напитки, а на сегодняшнем этапе развития отечественного медиа-бизнеса главным проблемным фактором в деятельности украинских средств массовой информации является их экономическая зависимость от различных финансово-политических и иных групп и, как следствие, неспособность большинства масс-медиа финансировать популярные среди телезрителей телевизионные проекты (например, прямые трансляции футбольных матчей, концерты звезд эстрады и т.д.), ввел в новый Закон эту достаточно либеральную норму. То есть Закон разрешает в теле- радиопередаче, произведенной с участием спонсора, упомянуть исключительно его имя (наименование) и/или знак для товаров и услуг, принадлежащий ему. В то же время запрещается приводить какую-либо другую рекламную информацию о спонсоре. Напомню, что это требование установлено статьей 5 Закона.

К сожалению, как уже отмечалось выше, некоторые субъекты рекламного рынка решили на свое усмотрение применять данные нормы. Вследствие чего сегодня потребитель на некоторых телевизионных каналах в дневное время нередко может увидеть полноценные рекламные видеоролики того или иного алкогольного напитка, изображение бутылок из-под таких напитков. Кроме того, к таким роликам успешно прилагается соответствующий звуковой ряд (звон рюмок, бокалов и т.д.).

Отмечу, что запрещающие нормы нового Закона сформулированы четко, более того, законодатель предусмотрительно ввел их одновременно в нескольких статьях! Вывод очевиден: спонсорство не предусматривает приведения, провозглашения либо демонстрации какой-либо информации о спонсоре, за исключением его имени либо наименования производителя товара и соответствующих знаков для товаров и услуг.

Кроме того, по моему мнению, необходимо также рассмотреть и другую проблему, связанную со спонсорством.

Часть 7 статьи 22 Закона «О рекламе» устанавливает, что реклама алкогольных напитков, а также знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки, должна сопровождаться текстом предупреждения следующего содержания: «Чрезмерное употребление алкоголя вредно для вашего здоровья». Каждому предупреждению может быть отведено не менее 15 % площади (объема) всей рекламы.

И действительно, сегодня на бигбордах, в ночном телеэфире при транслировании рекламы алкоголя мы наблюдаем предупредительную надпись. Однако текст предупреждения отсутствует, например, на рекламных плакатах, в теле- или радиосюжетах, сообщающих нам о том, что спонсором концерта популярной музыкальной группы является торговая марка, под которой выпускается алкогольная продукция. При этом половина площади щита или сюжета отведена изображению музыкальной группы, а половина — изображению торговой марки. На мой взгляд, в таких случаях также должен присутствовать текст предупреждения, предусмотренный частью 7 статьи 22 Закона «О рекламе», так как спонсорство — это популяризация своего имени, торговой марки, по сути, та же реклама. И отсутствие текста предупреждения при оглашении спонсора, которым является компания, выпускающая алкогольную продукцию, вводит в заблуждение потребителя рекламы и является по существу недобросовестной рекламой.

В данной статье затронуты лишь некоторые правовые моменты нарушения законодательства о рекламе алкогольных напитков. Как видим, либерализация законов не всегда приводит к их абсолютному исполнению. Так, может, кнут все же лучше пряника?

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Интеллектуально об интеллектуальном...

Деловая практика

Несоблюдение инструкции = нарушение дисциплины труда?

Законодательная практика

И снова о возмещении НДС…

Комментарии и аналитика

«Шоколадная» избушка по-швейцарски

В России это уже есть. Теперь и у нас!

Неделя права

Киевскому отделению АМКУ — 10 лет

Прошел форум по банкротству

«Сахарный» скандал в Житомире

ОАО «Укрнафта» недооценили

Сердючка против «двойников»

Новые горизонты в новом офисе

Реестр событий

Мобильная демонополизация

Интеллектуальные «сливки» собрались в Алуште

Юристы со всего мира съехались в Киев

Судьи недовольны высказыванием спикера

Судебная практика

Труд — дело благородное и ...хлопотное

«Опошленный» уставный фонд общества

Судебные решения

При удовлетворении требований суд решает вопрос о возмещении морального ущерба

Использование в коммерческих целях образа несовершеннолетнего - нарушение Закона

Информация на фасаде может быть размещена без разрешения

Тема номера

Благотворитель + Реклама = Спонсор?

Внутренняя сторона внешней рекламы

Засилье рекламы алкогольных напитков: плохой Закон или…?

Учеба и досуг

Умеющий работать знает, как отдохнуть

Частная практика

ВККА: а порядки все строже

Юридический форум

Позвольте возразить и «поПЕНЯть»!

Cпорт – лучший отдых

Школьный учебник для внеклассного чтения

Інші новини

PRAVO.UA