Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №26 (653) » Защита от претензий за перевозку

Защита от претензий за перевозку

Теоретические и практические советы перевозчику по неудовлетворению претензий

Зачастую при перевозке груза автомобильным транспортом возникает определенная недостача, повреждение, порча, бой товара. У сторон — множество вопросов. Кто имеет право предъявить претензию? Что обязательно должно быть добавлено к претензионным материалам? Как должны быть оформлены эти документы? Какими нормативными актами пользоваться и т.п.

Мои советы перевозчикам из собственного опыта и судебной практики по отказу в удовлетворении претензий предлагаю вашему вниманию в данной статье.

Кто предъявляет

Во-первых, предписаниями статьи 160 Устава автомобильного транспорта претензии по порче или повреждению груза имеет право предъявлять лишь грузополучатель, даже если договор о перевозке заключен с грузоотправителем (что чаще всего и бывает). Судебная практика идет таким же путем: пример — постановление Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) по делу № 49/206 от 22 мая 2008 года, где сторона была признана ненадлежащим истцом, так как являлась грузоотправителем.

Согласно части 2 статьи 908 Граждан­ского кодекса Украины (ГК), ответственность сторон относительно перевозки груза устанавливается договором, этим Кодексом, транспортными кодексами и уставами. Аналогичные нормы содержатся также в статье 920 ГК и части 5 статьи 307 Хозяйственного кодекса Украины (ХК), в соответствии с которыми ответственность субъектов хозяйствования по перевозкам груза определяется транспортными кодексами, транспортными уставами. Вышеуказанный нормативно-правовой акт является действующим на данный момент в соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР» № 1545 от 12 сентября 1991 года, согласно которому до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства СССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.

Поскольку вопрос относительно взыскания с заказчика автотранспорта дополнительной провозной платы в случае нарушения сроков расчетов на данный момент не регулируется ни одним нормативно-правовым актом Украины в сфере перевозок и положения, изложенные в вышеупомянутом Уставе, не противоречат ни одной норме материального ­права, изложенной в Конституции Украины и законах Украины, следовательно, нормы пункта 104 Устава являются действительными.

Кроме того, вывод относительно действия указанного Устава подтверждается пунктом 8 письма Высшего арбитражного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения отдельных норм действующего законодательства в решении споров» № 01-8/46 от 29 января 1999 года с дальнейшими изменениями и дополнениями и рядом решений ВХСУ, принятых на протяжении 2005—2007 годов, в описательных и резолютивных частях которых содержатся ссылки на указанный выше Устав.

Так, в описательной части постановления ВХСУ от 22 марта 2005 года по делу № 49/44-04 прямо указывается, что «…ссылки истца на то, что на него не распространяются требования Устава автомобильного транспорта, — безосновательны и противоречат главе 64 ГК. В частности, статьей 908 ГК, которой установлены общие положения о перевозке, установлено, что перевозка груза, пассажиров, багажа, почты осуществляется по договору перевозки, а общие условия перевозки определяются этим Кодексом, другими законами, транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, которые издаются в соответствии с ними».

Товарно-транспортные накладные

Во-вторых, в соответствии с частью 1 статьи 909 ГК по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей второй стороной (отправителем) груз к пункту назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Согласно части 3 этой статьи, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента) или другого документа, установленного транспортными кодексами (уставами). В соответствии с пунктом 47 Устава автомобильного транспорта УССР, утвержденного постановлением Совета Министров УССР № 401 от 27 июня 1969 года (Устав), товарно-транспортные накладные (ТТН) и акты замера (взвешивания) являются основными транспортными документами, определяющими взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями и автотранспортными предприятиями и организациями. Но они должны быть оформлены надлежащим образом.

Пунктом 2.2 Инструкции о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы, утвержденной приказом Минстата и Минтранса Украины № 228/253 от 7 августа 1996 года (Инструкция), предусмотрено, что перевозка грузов автомобильным транспортом производится только при наличии надлежащим образом оформленных товарно-транспортных накладных, которые прилагаются к путевому листу. (И хотя данную Инструкцию отменили, но вместо нее другого ничего не придумали!)

Так, пунктом 3.5.2 Инструкции предусмотрено следующее: после прибытия автомобиля под загрузку товарно-материальных ценностей грузоотправитель заполняет графы ТТН, вносит сведения о грузе и т.п.

В графе «Принял водитель-экспедитор» водитель указывает фамилию, инициалы и собственной подписью на всех экземплярах ТТН подтверждает образец отпечатка пломбы, количество мест, массу груза и номера контейнеров, принятых к перевозке. Далее заполняется раздел «Погрузочно-разгрузочные операции», указывается время прибытия под загрузку и отбытия. И только после этого в графе «Подпись уполномоченного лица» представитель грузоотправителя, ответственный за проведение погрузочных работ, подтверждает собственной подписью достоверность указанных реквизитов.

Аналогичное требование предусмотрено пунктом 11.6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса № 363 от 14 октября 1997 года (Правила), а именно: после получения груза согласно ТТН водитель (экспедитор) подписывает все ее экземпляры.

Таким образом, если нет подписи водителя-экспедитора на ТТН, то перевозчик не может нести ответственность за количество и целостность перевозимого груза, так как нет подписи, подтверждающей прием груза именно в этом количестве и именно надлежащего качества. При рассмотрении вопроса о недостаче и бое необходимо два таких документа — ТТН и акт боя/недостачи. И лишь наличие подписей водителя-экспедитора на ТТН и акте является подтверждением факта недостачи и боя.

Кроме того, в ТТН очень часто, вопреки положению пункта 15.6 Правил, не указывается о составлении акта о порче груза, а также рядом с наименованием и количеством товара не делают отметки о его порче или других записей о том, что выявлена порча именно этого товара. В соответствии с предписаниями статьи 158 Устава обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности автотранспортных предприятий или организаций, грузоотправителей, грузополучателей при автомобильных перевозках, утверждаются записями в товарно-транспортных документах. В таком случае анализ ТТН дает основания для вывода об отсутствии какой-либо записи грузополучателя относительно недостатка принятого товара.

Четыре элемента ответственности

В-третьих, на лице, предъявляющем претензионные требования, лежит обязанность доказать согласно статье 33 ХПК Украины следующее:

— факт причинения ему убытков;

— размер указанных убытков и доказательства невыполнения обязательств;

— причинно-следственную связь между невыполнением обязательств и причиненными убытками.

Одним из условий ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства, в том числе в виде возмещения убытков, является вина должника. Кроме того, ответственность может наступать лишь при реально причиненных убытках.

Например, при загрузке груза — палет и коробок стирального порошка острыми концами средства для загрузки были пробиты 2 коробки стирального порошка по 450 граммов. В палете — 20 таких пачек. Претензия предъявлена на возмещение стоимости именно 20 шт. коробок, хотя реально повреждено лишь 2 шт. Ведь разорванная упаковка не является свидетельством порчи именно такого количества порошка, также отсутствует причинно-следственная связь между нарушением упаковки и фактом причинения убытка именно в размере, указанном в претензии.

Статья 225 ХК устанавливает, что в состав убытков, подлежащих возмещению лицом, допустившим хозяйственное правонарушение, включается стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, определенная в соответствии с требованиями законодательства.

Документ о недостатках груза

В-четвертых, согласно подпункту «ф» пункта 29 Инструкции о порядке приема товара по качеству П-7 (Инструкция), в акте о расхождении должно быть указано следующее: вывод о характере выявленных недостатков в продукции и причина их возникновения.

Согласно пункту 29 Инструкции, к акту должен быть добавлен акт отбора образцов и заключения по результатам анализа отобранных образцов (проб), другие документы, которые могут свидетельствовать о причинах порчи (ухудшения) качества продукции. В соответствии с пунктом 32 Инструкции акт утверждается руководителем предприятия-получателя или его заместителем не позднее трех дней после его составления.

Пунктом 14 Инструкции установлено, что приемка продукции по качеству должна проводиться со строгим соблюдением стандартов и обязательных для сторон Правил (коими и является эта Инструкция). Пунктом 22 Инструкции предусмотрено, что для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные (по роду работы, образованию, опыту трудовой деятельности) в вопросах определения качества подлежащей приему продукции.

Предприятие-получатель обязано в соответствии с подпунктом «в» пункта 13 Инструкции обеспечивать, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции по качеству, хорошо знали и строго придерживались этой Инструкции.

Часто в направленном к претензии акте брака отсутствуют как предусмотренные Инструкцией обязательные реквизиты и фактические данные, так и документ, подтверждающий непригодность товара к реализации, которые являются надлежащими доказательствами для подтверждения факта порчи товара по вине перевозчика.

Согласно подпункту «ф» пункта 29 Инструкции, в порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству П-7, по результатам приемки продукции по качеству и комплектности с участием представителей, указанных в пунктах 19 и 20 данной Инструкции, составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции. В акте в том числе должно быть указание об отборе образцов для анализа, подробное описание выявленных недостатков и их характер (подпункт «н»), количество некомплектной продукции (подпункт «п»), вывод о характере выявленных дефектов в продукции и причине их возникновения (подпункт «ф»).

Другой пример. В противоречие с указанными нормами действующего законодательства к претензии не прилагался акт отбора образцов и заключение комиссии независимых экспертов о непригодности товара к реализации, о количестве таковой в ящике, причинах примятия и утилизации продукции или продаже по более низкой цене.

Напомню также читателю, что по бою стеклянной тары (пустой и ­заполненной) существуют ­определенные нормы, которые не подлежат компенсации. На бутылки ПЭТ или железные банки эти нормы не распространяются.

Недостача — анализируем

Например, в акте недостачи указано, что ящики находились в середине поддона, а упаковка и пломбы не нарушены. Таким образом, перевозчик не мог совершить действий, которые могли бы привести к недостаче груза, без нарушения упаковки поддонов. Предполагаем, что было ­недовложение груза.

Так как автомобиль пломбируется на месте его загрузки, то без нарушения пломбы водитель или другое лицо не в силах совершить действия, последствием которых является недостача груза. Например, имеется факт недовложения товара на месте загрузки, что также подтверждается тем, что в акте цифра — количество недостачи — указана в колонке «недовложение». Следовательно, действиями перевозчика не причинен вред по недостаче груза и нет его вины в недовложении груза.

Обратите внимание на обязательность наличия подписи водителя в акте о недостаче или бое, что предусмотрено как обязательный элемент вышеупомянутыми Правилами перевозки. Еще один нюанс — в акте может быть не указан ни номер автомобиля, ни номер и дата ТТН, по которой осуществлялась перевозка, ни место составления. То есть никаких признаков, по которым можно идентифицировать, что произошла недостача (повреждение) именно в данной перевозке, именно в этой машине и по этой ТТН. Бывает, что дописывают в акте: «Претензий к перевозчику нет». Однако потом такая претензия все же приходит. И нужно ее рассматривать по имеющимся документам и фактам.

Сумма претензии

Перевозчик несет ответственность за груз в размере суммы, по которой перевозился груз, согласно товарно-транспортным документам. Но бывают нюансы, например, в ТТН указана сумма 250 грн, но данный товар (тара) покупался за 800 грн. Какую сумму следует возмещать? Грузополучатель утверждает, что 250 грн — это залоговая стоимость. Но в ТТН (расходной) не указано, что сумма 250 грн является залоговой стоимостью, как нет такого упоминания и в договоре перевозки, которым руководствуются стороны. В накладной также указана общая стоимость к оплате, срок оплаты данной суммы и условия оплаты. Из чего следует, что именно эта сумма подлежит оплате, то есть является закупочной.

Кроме того, залоговая стоимость подразумевает следующее. Если верить терминологическому словарю базы «ЛИГА», то понятие «залоговая стоимость» разъясняется лишь в одном нормативном акте — в постановлении КМУ «Об утверждении Методики оценки стоимости имущества во время приватизации» № 1554 от 12 октяб­ря 2000 года. Согласно постановлению, залоговая стоимость — это дисконтированная на дату оценки справедливая (рыночная) стоимость необратимого актива, определенная на предполагаемую дату окончания срока действия договора залога с целью заключения договора залога имущества.

Если же мы обратимся к самому термину «залог», то узнаем следующее: в силу залога кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогодателем) обязательства, обеспеченного залогом, получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами этого должника, если другое не установлено законом (право залога, статья 572 ГК).

Со ссылкой на данные определения можете обосновывать свою позицию, какую цену платить за недостачу — ту, за которую купил товар грузоотправитель, или сумму, указанную в документах, сопровождающих указанный груз.

Итог

Согласно Правилам (раздел 16), перед подачей грузоотправителем или грузополучателем иска к перевозчику обязательно нужно предъявить ему претензию.

При перевозках грузов автомобильным транспортом право на предъявление перевозчику претензий имеют:

а) грузоотправитель или грузополучатель — в случае потери груза и при условии представления ТТН с подписью водителя (экспедитора перевозчика) о принятии им груза для перевозки;

б) грузополучатель — в случаях недостачи, порчи или повреждения груза и при условии представления ТТН с соответствующими записями в ней или акта установленной формы, если такой акт составлялся;

в) грузополучатель — в случае просрочки доставки груза;

г) грузоотправитель — при несохранности или просрочке доставки груза, если перевозка выполнялась в попутном направлении.

Претензии, которые возникают по перевозке грузов, включая полную или час­тичную потерю груза, нарушение сроков или других условий доставки груза, предъявляются перевозчику, с которым заключен договор перевозки. К претензии прилагаются документы, ее обосновывающие. Это — ТТН и акт.

Таким образом, отстаивайте свои права, уважаемые грузоперевозчики! Делайте это деликатно, со знанием дела и ссылками на законодательство, чтобы не ссориться с клиентами! В то же время защищайте права водителей, с которых эти суммы потом взыскиваются! И помните, что ошибка юриста — неучтенные вышеуказанные нюансы оформления транспортных документов — может обернуться серьезным материальным убытком всего состава водителей, которые уйдут в другое АТП, где юрист пограмотнее!

КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации Юридический Дом «Защита», г. Харьков

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Актуальный документ

Об установлении родственных отношений

Законодательная практика

Налоговая инквизиция

Адвокаты снова окажутся в налоговой «опале»?

Кадровые новости

Кадровые изменения в ГП «Энергорынок»

Неделя права

Судейский счет — 6:8

Избрали с четвертого раза

В КСУ грядут выборы

От практики к бюджету

Комиссия не нашла нарушений

Новости из зала суда

Игорю Зваричу отказано в удовлетворении апелляционной жалобы

ООО «Новый канал» не нарушало авторских прав

Суд не удовлетворил апелляционную жалобу Олега Бачуна

Новости из-за рубежа

Производители сантехники оштрафованы

Решения ВС РФ — в Интернете

В США у судей низкие зарплаты

Новости профессии

Президент Украины создал новую Экспертную комиссию

Назначен директор «антикоррупционного» Бюро

5-летний срок полномочий депутатов и председателей местных советов соответствует Конституции

ВХСУ и Киевский университет права сотрудничают

Александр Мельниченко уволен с должности первого заместителя председателя АМКУ

У Высшего административного суда Украины будет музей

Новости юридических фирм

ЮФ Ulysses объявила о начале работы

DLA Piper консультировала Assos Capital по вопросам налоговой оптимизации

АК «Коннов и Созановский» консультирует «Агро-Союз» по привлечению финансирования

ЮФ «ОМП» консультирует агрохолдинг «Мрия»

Позиция

Судью на мыло

Реестр событий

Одесские слушания

Талантливые семьи и люди

Судебные дела недели

ООО «НИБУЛОН» выиграло дело о взыскании денежных средств

Судебные решения

О взыскании ущерба с исполкома местного совета за неутверждение тарифов на услуги

Тема номера

Правовая природа судебных издержек

Частная практика

Помощь адвоката – через других лиц

Юристы — субъекты финмониторинга

Первые итоги кризиса

Юридический форум

Новый проект Конституции Украины

Время забивать голы

Юрисконсульт

Коллизия между ОГИС и нотариатом

Защита от претензий за перевозку

Судебная практика в области кредитных отношений

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: