Коммерческое распространение товаров с использованием известных торговых марок во всем мире происходит достаточно быстро. Желая сделать торговую марку известной и узнаваемой потребителем, владельцы вкладывают значительные средства в ее создание, рекламу и продвижение на рынке — в надежде, что такая торговая марка сможет увеличить объемы продаж товара, на котором используется. Естественно, что вложенные средства правообладатель рассчитывает впоследствии компенсировать, в том числе путем установления различных товарных цен для определенных территорий.
При этом потребитель приобретает не изображение торговой марки, а интересующий его товар, в цену которого включена и добавочная стоимость, создаваемая известной торговой маркой. Именно поэтому импорт и продажа товаров с использованием торговых марок регулируется законодательством о правах интеллектуальной собственности, о конкуренции и о защите прав потребителей. Защита прав потребителей особенно актуальна, если учесть, что товар, предназначенный для рынков других стран, может иметь различные потребительские и технические характеристики, а поэтому при перепродаже его на нецелевом рынке неуполномоченными лицами производитель не может гарантировать потребителю надлежащее качество его продукции, а соответственно, принять претензии относительно некачественного товара. В результате при покупке продукции потребитель зачастую сталкивается с товаром, у которого истекает или уже закончился срок годности.
Нормы Таможенного кодекса (ТК) Украины предоставили правообладателям возможность защищать права интеллектуальной собственности на таможенной границе Украины. В частности, для предотвращения импорта/экспорта товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности и с целью защиты прав интеллектуальной собственности на торговую марку с помощью таможенных процедур владелец торговой марки или лицо, действующее от его имени в пределах предоставленных полномочий, может внести ее в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (Реестр).
С 1 июня 2012 года вступила в силу новая редакция ТК Украины от 13 марта с.г. № 4495-VI, которой установлено, что таможенные органы способствуют защите прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами Украины (глава 57 раздел XIV ТК Украины).
Порядок регистрации торговой марки в Реестре, а также форма подаваемого заявления утверждены приказом Министерства финансов Украины № 648 от 30 мая 2012 года. В качестве основной информации в заявлении указывается номер свидетельства на знак для товаров и услуг или международной регистрации, согласно которым торговая марка вносится в Реестр. В заявление также вносятся сведения об авторизованном импортере (это, как правило, дистрибьютор, который получил от правообладателя разрешение импортировать и продавать продукцию под конкретной торговой маркой на определенной территории на основании договора) и перечне соответствующих товаров.
После внесения соответствующих данных в Реестр информация о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности направляется всем таможенным органам Украины.
В результате таможенные органы имеют возможность отслеживать всех субъектов внешнеэкономической деятельности, официально осуществляющих импорт-экспорт продукции, маркированной внесенными в Реестр торговыми марками, и способствовать защите прав интеллектуальной собственности их владельцев. При этом к включенным в Реестр авторизованным импортерам у таможенных органов, как правило, не возникает вопросов, связанных с соблюдением прав интеллектуальной собственности при пересечении таможенной границы Украины.
При выявлении таможенным органом на основании данных Реестра признаков нарушения прав интеллектуальной собственности в отношении товаров, предъявленных к таможенному контролю и таможенному оформлению, в том числе предъявленных лицами, не включенными в Реестр, таможенное оформление товара приостанавливается в соответствии с процессуальными нормами ТК Украины, о чем уведомляются владелец/импортер груза и правообладатель или его представитель на Украине. Товары, таможенное оформление которых приостановлено, подлежат размещению на складе этого органа на срок до 10 рабочих дней, который может быть продлен еще на 10 рабочих дней.
Специалисты в сфере интеллектуальной собственности, как правило, рекомендуют своим клиентам решать подобные вопросы в досудебном порядке путем переговоров. Однако иногда компании-правообладатели, из-за нежелания импортеров мирно урегулировать данный вопрос, вынуждены отстаивать свои права в судебном порядке.
В таком случае нормы ТК Украины предоставляют правообладателю механизмы, благодаря которым он может реализовывать свои права на защиту принадлежащих ему прав интеллектуальной собственности в суде. В частности, правообладатель в течение вышеуказанного срока может осуществить отбор образцов задержанной продукции с целью проведения их экспертного исследования и обратиться в суд за защитой своих прав.
Рассмотрим, как это происходит на практике, на примере нескольких недавних дел.
В первом случае, с целью защиты прав интеллектуальной собственности на торговую марку известного производителя пива с помощью таможенных процедур эта марка была внесена в Реестр с указанием единственного авторизованного импортера. Один из таможенных постов уведомил, что в зоне его деятельности в режиме «импорт» приостановлена на 10 дней партия пива под этой торговой маркой в количестве более 40 тысяч бутылок, заявленная к таможенному контролю и оформлению импортером, который не был включен компанией-правообладателем в Реестр как официальный импортер этого товара.
Результаты экспертного исследования позволили установить, что осмотренные образцы пива не предназначены для импорта и реализации на территории Украины, а компания-производитель не имеет каких-либо договорных отношений с данным импортером и не может нести ответственность за возможное несоблюдение норм хранения и транспортировки исследуемого товара. При этом маркировка на контрэтикетке не соответствует нормативным требованиям к данной продукции, а нанесение бумажных маркировочных обозначений на исследуемую продукцию компанией не производилось, в результате чего компания не может гарантировать соблюдение надлежащих технологических и санитарных условий как в процессе маркировки данного товара, так и при его транспортировке и хранении. С учетом изложенного реализация такого товара на территории Украины может привести к нанесению вреда деловой репутации компании-правообладателя, выпускающей свою продукцию под данной торговой маркой, а при возникновении претензий у потребителей к качеству продукции компания-производитель не может нести ответственность за ее ненадлежащее качество.
На основании вышесказанного компания-правообладатель охраняемой торговой марки справедливо посчитала, что, осуществляя такой импорт на Украину пива, маркированного данной торговой маркой, неавторизированный импортер незаконно использовал торговую марку, и обратилась за защитой своих нарушенных прав интеллектуальной собственности в суд. В результате суд принял решение запретить этому импортеру осуществлять импорт на Украину спорной партии пива, маркированного упомянутой торговой маркой.
Во втором случае, с целью защиты прав интеллектуальной собственности на торговые марки, принадлежащие двум известным мировым компаниям — производителям шин, они были внесены в Реестр с указанием авторизованных импортеров. Украинская компания, не заявленная в Реестре как авторизованный импортер, через морской порт осуществила попытку ввоза на Украину резиновых шин для легковых автомобилей под этими торговыми марками. После получения от таможни информации об импорте неавторизованным импортером на Украину около 300 шин, маркированных одной торговой маркой, и около 200 шин, маркированных другой торговой маркой, представителем правообладателей были предприняты соответствующие меры для защиты прав интеллектуальной собственности.
Предварительный осмотр шин и анализ сопровождающей документации показал, что они не предназначались для импорта и реализации на территории Украины, а прилагаемые к продукции сертификаты соответствия не выдавались указанным сертификационным органом или были выданы на другой вид продукции — шины для грузовых автомобилей. При этом условия хранения и транспортировки данных партий шин не были установлены, то есть компании-производители не могут гарантировать надлежащее качество своей продукции потребителю. Урегулировать вопрос путем переговоров не удалось, поэтому пришлось решать спор в судебном порядке.
Еще в процессе судебного разбирательства неавторизированному импортеру удалось перевести спорные партии резиновых шин в режим «транзита» и вывезти за таможенную территорию Украины. Несмотря на то что дело было закрыто за отсутствием предмета спора, компании-правообладатели добились поставленной цели — товар, не предназначенный для реализации на украинской территории и нарушающий права интеллектуальной собственности на их торговые марки, не попал в страну.
В третьем случае, информация о котором обнародована на официальном сайте Государственной таможенной службы Украины, в Реестр была внесена торговая марка Nivea с указанием авторизованного импортера. Несколько месяцев назад инспекторы таможенного поста «Виноградов» Чопской таможни приостановили таможенное оформление 13 тонн товаров с использованием указанной торговой марки. 32 000 флаконов гелей для душа Nivea for MEN и Nivea Touch of Radiance под видом гуманитарной помощи пыталась ввезти на Украину религиозная организация. Основанием для приостановления таможенного оформления стал тот факт, что ввоз этого товара на Украину осуществлял импортер, который не был включен компанией «Байерсдорф» в Таможенный реестр Государственной таможенной службы Украины как официальный импортер товаров Nivea.
Исследование представителем компании отобранных образцов товара показало, что продукция была произведена исключительно для рынков США и Канады и не предназначалась для ввоза на территорию стран Европы. Кроме того, срок хранения гелей для душа истек еще в июне 2010 года. После оформления всех необходимых документов опасные для здоровья людей средства личной гигиены были вывезены c территории Украины.
Подытоживая, отметим, что наличие положительной практики решения подобных споров побуждает компании-правообладатели более взвешенно подходить к заключению своих дистрибьюторских договоров, четко оговаривая в них разрешение на импорт и продажу продукции под конкретной торговой маркой на определенной территории, что гарантирует качество самой продукции и обслуживания украинских потребителей. При этом интересы компаний-правообладателей совпадают с фискальными интересами таможни, которая заинтересована в том, чтобы не было нарушений порядка таможенного оформления в виде занижения стоимости или подмены видов товаров, что приводит к незаконному снижению таможенных пошлин. И наконец, самое важное — в результате уменьшается риск приобретения несертифицированной и недоброкачественной продукции украинскими потребителями и улучшается конкуренция на внутреннем товарном рынке.
ПАХАРЕНКО Александр — партнер ППФ «Пахаренко и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…