Заработок на банках. Не так уж легко! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №28 (342) » Заработок на банках. Не так уж легко!

Заработок на банках. Не так уж легко!

Рубрика Трибуна

25 мая 2004 года в «ЮП» № 21 была опубликована статья Алексея Святогора «Способ заработать деньги… на банках», посвященная спорным вопросам применения банками Инструкции о безналичных расчетах на Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины (НБУ) № 22 от 21 января 2004 года (Инструкция).

Не оспаривая статью в целом, не могу согласиться с некоторыми положениями, высказанными в данной публикации. Так, согласно утверждению Алексея Святогора, авторы Инструкции пренебрегли рядом нормативно-правовых актов высшей юридической силы, в том числе и Законом Украины «Об исполнительном производстве» (Закон), и в качестве примера приводятся положения пункта 2.27 Инструкции.

Согласно данному пункту, банк обязан вернуть без исполнения платежные требования о принудительном списании денег со счетов плательщика в случае возбуждения дела о банкротстве, во время введения моратория на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», за исключением платежных требований на принудительное списание денежных средств, на которые, согласно данному Закону, не распространяется действие моратория. А в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 34 и части 4 статьи 36 Закона Украины «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае открытия хозяйственным судом производства по делу о банкротстве должника, если в соответствии с законом на требование взыскателя распространяется действие моратория, введенного хозяйственным судом, и на протяжении срока приостановления исполнительного производства исполнительные действия не осуществляются.

Так что никакого противоречия между указанным пунктом Инструкции и Законом нет, поскольку исполнительная служба, в случае возбуждения хозяйственным судом дела о банкротстве должника фактически может прислать в банк платежное требование на принудительное списание денежных средств только по исполнению требований взыскателя, на которые не распространяется действие моратория.

Кроме того, в публикации приведена схема № 1, позволяющая, по мнению автора, несколько поправить материальное положение за счет коммерческого банка, который будет послушно выполнять требования пункта 2.27 Инструкции и самого НБУ.

Однако, по-моему, данная схема на практике может быть реализована только по отношению к банкам, не имеющим квалифицированных юристов. Такое утверждение базируется на следующем: согласно статье 349 Гражданского процессуального кодекса, статье 115 Хозяйственного процессуального кодекса и статье 3 Закона, исполнение решений, определений, постановлений судов, в том числе относительно приостановления, отсрочки, рассрочки принудительного исполнения судебных решений, производится в соответствии с Законом, то есть только через органы Государственной исполнительной службы. При этом, согласно статьям 1, 2, 6 Закона, банки не являются субъектами исполнительного производства, а только исполняют требования государственных исполнителей относительно списания денежных средств по их платежным требованиям.

Более того, в соответствии со статьями 33 и 35 Закона решения о приостановлении, рассрочке или отсрочке исполнения судебных решений о взыскании денежных средств и отзыве платежных требований исполняются исключительно органами Государственной исполнительной службы.

Таким образом, банк может не исполнять либо прекратить исполнение платежного требования исполнителя только в случае его отзыва соответствующим органом Государственной исполнительной службы. Решения, определения и постановления судов, которые предоставляются сторонами непосредственно в банк, не могут служить основанием для прекращения и возврата платежных требований государственных исполнителей.

Аналогичной позиции придерживается и НБУ в своем письме № 18-211/1046-2689 от 22 марта 2004 года, разосланном всем территориальным управлениям НБУ, коммерческим банкам и их филиалам.

Также не могу согласиться с мнением автора статьи об отнесении исполнительного сбора к налогам и общеобязательным сборам и, как следствие, выводом о том, что он не подлежит взысканию вообще.

Согласно статье 2 Закона Украины «О системе налогообложения», налогами и сборами (обязательными платежами) являются обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемые в порядке и на условиях, определенных законами Украины о налогообложении. При этом, исходя из смысла статей 67, 68, 74 Конституции Украины, положений статей 1, 3 Закона Украины «О системе налогообложения», налоги и сборы обладают целым рядом признаков, отличающих их от других видов платежей. Такими основными признаками являются: безусловность, безвозвратность, нецелевой характер, обязательность, установление и отмена налогов только законодательными органами государства и органами местного самоуправления.

Теперь же обратимся к статье 46 Закона Украины «Об исполнительном производстве». Данной нормой установлено, что исполнительным сбором признается определенная сумма денежных средств, взыскиваемая с должника в случае неисполнения им решения в добровольном порядке в установленный срок.

Если же сравнить признаки и особенности исполнительного сбора с признаками и особенностями налогов и сборов, то увидим следующую картину.

1. Установление и отмена налогов и сборов (общеобязательных платежей) в бюджеты, а также льгот по их уплате осуществляются Верховным Советом Украины, Верховным Советом Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми и городскими советами, а исполнительный сбор взыскивается по постановлению государственного исполнителя, утвержденному начальником соответствующего отдела Государственной исполнительной службы.

2. Все налоговые платежи имеют нецелевой характер, то есть аккумулируются государством и используются для удовлетворения государственных потребностей без уточнения, на какие именно цели расходуются поступления от конкретного лица, а взысканный с должника исполнительный сбор зачисляется исключительно к средствам исполнительного производства. (В настоящее время действие части 3 статьи 46 Закона в части зачисления взысканного с должника исполнительного сбора к средствам исполнительного производства приостановлено.)

3. Постановление о взыскании с должника исполнительного сбора может быть обжаловано в соответствующий суд, а сам налог, закрепленный законодательно, нет.

4. Исполнительный сбор взыскивается с должника только один раз при первом поступлении исполнительного документа на исполнение и только при неисполнении должником решения в добровольном порядке, а налог уплачивается регулярно независимо от количества сделок относительно данного вида товара (например, налог на добавленную стоимость уплачивается каждый раз при купле-продаже какой-либо вещи, независимо от того, сколько раз она продавалась).

Таким образом, можно сделать вывод, что исполнительный сбор по своей правовой природе является не одним из видов налогов, а одним из особых видов ответственности лица в случае неисполнения им возложенной на него государством в лице компетентных органов обязанности по исполнению решения суда.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Приватизация по-польски

Государственная практика

Всех следователей уравняют…

Палата по уголовным делам лидирует

Деловая практика

Проблемы типового договора аренды земли

Законодательная практика

Законные путеШЕСТВИЯ

Комментарии и аналитика

Соотношение обременения и исполнительного производства

Неделя права

Внутренние войска станут государственным спецназом?

Европейский суд выносит решения против Украины

Должников приведет милиция

Законодательные итоги пятой сессии

Совет коллеги

Жалоба на исполнителя

Налог на землю при аренде

Избежание налогового залога

Судебная практика

Унаследовал с нарушением закона — верни

Некачественные юридические услуги

Судебные решения

Постановление № 7 Пленума Верховного Суда Украины от 16 апреля 2004 года

Прекращение производства по делу не является выполнением обязательства добиться отказа в иске

Кассационная инстанция не вправе решать вопрос о преимуществе одних доказательств перед другими

Тема номера

Вопросы унаследования земли

Новые горизонты наследственных прав

Трибуна

Заработок на банках. Не так уж легко!

Земельные войны

Частная практика

Члены САУ поддерживают законопроект «Об адвокатуре»

Юридический форум

В чем сила судебной власти?

Погуляли, как в США

Інші новини

PRAVO.UA