Неспециализированная оптовая торговля не относится к игорному бизнесу, и на такую деятельность не распространяется действие Закона Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине». С установлением запрета игорного бизнеса и участия в азартных играх законодатель не исключил из гражданского оборота игровые автоматы. Таким образом, истец вполне правомерно осуществлял операции по реализации игровых автоматов
23 октября 2019 года Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции в Голосеевском районе Главного управления Государственной фискальной службы в г. Киеве (ГНИ) на постановление Окружного административного суда города Киева от 6 ноября 2014 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 5 февраля 2015 года по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Х» (ООО «Х») к ГНИ, Главному управлению Государственного казначейства Украины в г. Киеве (Казначейство) о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений, взыскании бюджетного возмещения, установил следующее.
ИСТОРИЯ ДЕЛА
Краткое содержание исковых требований
Краткое содержание решений судов первой и апелляционной инстанций
В части исковых требований о возложении на контролирующий орган обязанности подать в Казначейство заключение с указанием суммы бюджетного возмещения и взыскания спорных сумм НДС суды отказали со ссылкой на то, что такие требования являются преждевременными, поскольку право истца на бюджетное возмещение НДС возникает после окончания процедуры судебного обжалования, кроме того, законодательно установленный механизм возмещения из государственного бюджета Украины НДС предусматривает прежде всего подготовку налоговым органом по заявлению налогоплательщика надлежащего заключения о подтверждении сумм такого возмещения.
Краткое содержание требований кассационной жалобы
Краткое изложение обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций
На основании указанного акта проверки и результатов административного обжалования контролирующим органом 3 июня 2014 года приняты налоговые уведомления-решения:
— № *, которым увеличена сумма денежного обязательства по НДС по основному платежу 104 602,00 грн, по штрафным (финансовым) санкциям — 26 150,50 грн;
— № **, которым уменьшена сумма бюджетного возмещения НДС в размере 955 618,00 грн и начислены штрафные (финансовые) санкции в сумме 238 904,50 грн;
— № ***, которым уменьшен размер отрицательного значения суммы НДС в сумме 134 583,00 грн.
Причиной возникновения отрицательного значения разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, а также завышения суммы налогового кредита и суммы бюджетного возмещения контролирующим органом определено приобретение товарно-материальных ценностей и услуг при отсутствии реализации, то есть отсутствии осуществления хозяйственной деятельности, со ссылкой на то, что истец был субъектом игорного бизнеса, который в соответствии с Законом Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» запрещен в Украине, в связи с чем ООО «Х» фактически не проводило хозяйственную деятельность с июня 2009 года.
Судами также установлено, что основными видами деятельности истца, в частности, являются неспециализированная оптовая торговля, оптовая торговля машинами и оборудованием, предоставление в аренду других машин, оборудования и товаров.
В пределах своей хозяйственной деятельности ООО «Х» осуществляло экспортные операции по реализации игровых автоматов на основании заключенных контрактов с «A»: от 23 марта 2011 года, от 12 марта 2012 года, от 12 июня 2012 года, от 10 октября 2012 года, от 10 октября 2012 года, от 26 июня 2013 года и от 19 ноября 2013 года. По условиям указанных контрактов истец за проверяемый период осуществлял хозяйственную деятельность, которая заключалась в продаже игровых автоматов, бывших в употреблении. Общий объем реализации составил 25 593 504,00 грн.
Также истец осуществлял импортные операции по покупке товара у «A», a именно: пультов, панелей, консолей, аппаратов для управления напряжением, устройств для ввода или вывода информации, ленты и пленки из пластмассы самоклеящихся. Данные товары являются принадлежащими и связанными с игровыми автоматами, предназначены для их обслуживания. Приобретение указанных товаров (проведение импортных операций) истцом осуществлялось на основании контрактов от 3 сентября 2013 года и от 12 декабря 2013 года.
Судами также установлено, что истцом в подтверждение реальности осуществления указанных хозяйственных операций были предоставлены копии первичных документов, содержащихся в материалах дела. Замечаний относительно наличия у истца надлежащих первичных документов и их оформления у контролирующего органа не было.
ДОВОДЫ УЧАСТНИКОВ ДЕЛА
ИСТОЧНИКИ ПРАВА И АКТЫ
ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
10.1. Пункт 44.1 статьи 44.
Для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, реестров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем 1 настоящего пункта.
10.2. Пункт 198.3 статьи 198.
Налоговый кредит отчетного периода определяется, исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг (в случае осуществления контролируемых операций — не выше уровня обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 настоящего кодекса) и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 настоящего кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога, приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, с целью дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Право на начисление налогового кредита возникает независимо от того, использовались ли такие товары/услуги и основные фонды в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли налогоплательщик налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода.
10.3. Пункт 198.6 статьи 198.
Не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, которые не подтверждены зарегистрированными в Едином реестре налоговых накладных налоговыми накладными или таможенными декларациями, другими документами, предусмотренными пунктом 201.11 статьи 201 настоящего кодекса.
В случае если на момент проверки плательщика налога контролирующим органом суммы налога, предварительно включенные в состав налогового кредита, остаются неподтвержденными указанными в абзаце 1 настоящего пункта документами, налогоплательщик несет ответственность в соответствии с настоящим кодексом.
11.1. Статья 1.
11.1.1. Хозяйственная операция — действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия.
11.1.2. Первичный документ — документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление.
11.2. Часть 1 статьи 9.
Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.
11.3. Часть 2 статьи 9.
Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны содержать следующие обязательные реквизиты: название документа (формы); дату и место составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.
12.1. Статья 1.
Игорный бизнес — деятельность, связанная с организацией, проведением и предоставлением возможности доступа к азартным играм в казино, на игровых автоматах, компьютерных симуляторах, в букмекерских конторах, в интерактивных заведениях, в электронном (виртуальном) казино независимо от места расположения сервера; азартная игра — любая игра, обязательным условием участия в которой является уплата игроком денег, в том числе посредством системы электронных платежей, что позволяет участнику как получить выигрыш (приз) в любом виде, так и не получить его в зависимости от случайности.
Организаторы азартных игр — физические и юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр с целью получения прибыли.
Организация и проведение азартных игр — деятельность организаторов азартных игр, осуществляемая с целью создания условий для осуществления азартных игр и выдачи выигрышей (призов) участникам азартных игр.
12.2. Статья 2.
В Украине запрещается игорный бизнес и участие в азартных играх.
ПОЗИЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА
Таким образом, для классификации деятельности как игорного бизнеса необходимо наличие одновременно трех условий: 1) деятельность по организации и проведению азартных игр, 2) осуществление такой деятельности организаторами азартных игр — субъектами предпринимательской деятельности, 3) цель такой деятельности — получение прибыли.
Оценка доводов участников дела и выводов судов первой и апелляционной инстанций
С установлением запрета игорного бизнеса и участия в азартных играх законодатель не исключил из гражданского оборота игровые автоматы. Таким образом, истец вполне правомерно осуществлял операции по реализации игровых автоматов.
Судами исследованы первичные документы, которые, согласно пункту 44.1 статьи 44 НК Украины, являются основанием для налогового учета и содержат сведения, в полной мере отражающие суть хозяйственных операций и подтверждающие их фактическое осуществление. Наличие первичных документов по спорным хозяйственным операциям и их надлежащее оформление контролирующими органами не оспаривается.
Судами предыдущих инстанций предоставлена надлежащая оценка доказательствам в их совокупности с соблюдением норм статей 70–72, 86 КАС Украины и другим обстоятельствам, опровергающим позицию контролирующего органа относительно нарушении истцом требований налогового законодательства, касающихся формирования налогового кредита.
Выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы
Руководствуясь статьями 341, 343, 349, 350, 355, 356, 359, пунктом 4 части 1 раздела VII «Переходные положения» Кодекса административного судопроизводства Украины, Верховный Суд постановил:
— кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции в Голосеевском районе Главного управления Государственной фискальной службы в г. Киеве оставить без удовлетворения, а постановление Окружного административного суда г. Киева от 6 ноября 2014 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 5 февраля 2015 года оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, является окончательным и обжалованию не подлежит.
(Постановление Верховного Суда от 23 октября 2019 года. Дело № 826/14781/14. Судья-докладчик — Олендер И.Я. Судьи — Гончарова И.А., Ханова Р.Ф.)
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…