Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Занятная позиция

Рубрика Тема номера
Законодательные новации и разъяснения Минюста коренным образом изменили позицию взыскателя алиментов с пассивного наблюдателя на активного участника исполнительного производства

За последние несколько лет порядок исполнения решений судов претерпел ряд изменений.

Сделано это в рамках реформы, инициированной Министерством юстиции Украины. Первым шагом стало, безусловно, принятие новой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве» отиюня 2016 года  1404-VIII (Закон), который и дал старт новеллам, введенным министерством как инновационные.

Полномочия исполнителей

Основной упор центральный орган исполнительной власти сделал на проблему взыскания алиментов посредством разработки Законов Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание путем усовершенствования порядка принудительного взыскания задолженности по уплате алиментов» отдекабря 2017 года  2234-VIII и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания экономических предпосылок для усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание» отиюля 2018 года  2475-VIII.

Данными законодательными актами постепенно была введена административная ответственность неплательщиков с наказанием в виде общественно полезных работ. В результате сегодня государственному исполнителю отведена роль должностного лица, имеющего право на составление протокола и направление материалов в суд. Привлечь к такому виду ответственности можно при наличии долга по алиментам, превышающего сумму за шесть месяцев, а в случае неуплаты алиментов в пользу ребенка с инвалидностью или иными серьезными заболеваниями — за три месяца. Также введена ответственность за повторную неуплату алиментов, которой следует считать неуплату в течение двух месяцев с момента отбывания наказания.

Разработан и внедрен Единый реестр должников, в том числе по алиментам. Его сведения используются нотариусами и государственными регистраторами, которые могут отказать в регистрации продажи имущества и бизнеса должника при наличии сведений о нем в этом реестре и долга по алиментам. На тех же основаниях должник не может быть допущен к конкурсу на занятие должностей государственной службы.

Полномочия государственного исполнителя расширились возможностью вынести обоснованное постановление, запрещающее неплательщику выезд за пределы Украины, управление транспортными средствами, использование разных видов оружия и охоту. Исполнители в первую очередь прибегают именно к этому виду процессуального принуждения в случаях, если долг по алиментам превысил их сумму за четыре месяца. Реальная реализация данных ограничений начинается в случае, когда должник не обжаловал их в судебном порядке в течение десяти рабочих дней с момента получения соответствующего постановления. Безусловно, подачей жалобы могут воспользоваться должники, которые знают о нерасторопности судов в рассмотрении таких жалоб и нарушении ими сроков рассмотрения (также десять дней). Тем не менее, как ни крути, единственным основанием для их отмены в судебном порядке, до начала их исполнения, может быть лишь выплата долга. Поэтому безосновательное обжалование годится лишь для затягивания процесса.

Еще большим стимулом для должников в этой ситуации становится бюрократия: бумажная волокита по отмене ограничений может затянуться надолго.

Суд при определении размера алиментов теперь вправе руководствоваться не только официальными доходами плательщика алиментов, но и значениями расходов, которые он понес, а происхождение средств на эти расходы объяснить не смог. Очень правильное уточнение, которое могло бы существенно увеличить в определенных случаях размер алиментов для ребенка, ведь наши граждане неохотно декларируют доходы, полученные из неофициальных источников (если вообще декларируют).

Неправильно только то, что суды не хотят это же положение использовать и в процессе исполнения решения суда, когда возникает спор о размере долга по алиментам, взысканным в части от дохода. Цель этой нормы — определение размера алиментов независимо от официальных доходов. Впрочем, на мой взгляд, это явление временное и практика расставит все на свои места.

Также указанными законодательными актами введена система штрафов за наличие долга по алиментам — 20, 30 и 50 % от размера долга взыскиваются в пользу ребенка дополнительно к основным суммам.

Кроме того, теперь при неуплате алиментов более чем за четыре месяца соответствующая справка исполнителя позволяет получателю алиментов выезжать за границу с ребенком без разрешения второго родителянеплательщика алиментов. Это стало возможным благодаря постановлению Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Правила пересечения государственной границы гражданами Украины» от 22 августа 2018 года  619. Раньше это часто становилось рычагом давления неплательщика на получателя алиментов, и разрешения другого родителядолжника «продавались» за эти же долги. Теперь эта зависимость устранена.

Важным дополнением является и уточнение срока перевода денежных средств, полученных исполнителем на свой депозитный счет от должника, в пользу взыскателя. Раньше формулировка части 2 статьи 47 Закона не предусматривала такого срока, сейчас норма предусматривает срок не позднее следующего рабочего дня с момента их получения исполнителем. Это важно потому, что нередко исполнители не решались переводить сразу эти средства в пользу взыскателей алиментов в случае, если параллельно должники обжаловали размер долга по алиментам, выплатив его фактически с целью неприменения всех вышеперечисленных санкций. Ведь если суд изменит размер долга, исполнитель вынужден будет реализовывать так называемый поворот исполнения — возврат денег от получателя к плательщику. Теперь нет никаких оснований откладывать перевод.

Обратная сила

Может показаться, что в настоящее время уклониться от выплат алиментов невозможно — так страшны и могущественны стали исполнители.

Однако следует смотреть в корень.

После проведения довольно эффективных реформ не всегда соблюдаются принципы, заложенные Конституцией Украины. Один из них — закон не имеет обратной силы во времени (статья 58). Это значит, что новая норма права, правила, установленные новым законом или иным нормативноправовым актом, могут регулировать лишь те правоотношения, которые возникают после момента вступления этого закона или акта в силу.

Вполне обоснованный принцип, который должен обеспечивать гражданам предсказуемость, прогнозируемость закона: человек имеет право действовать так, как позволяет ему закон сегодня, и нельзя его привлекать к ответственности за действия, которые на момент совершения не были неправомерными.

Возвращаясь к описанным положениям, отмечу, что новеллы, предложенные Министерством юстиции Украины, касаются отношений исполнительного производства, возникающих при его открытии.

Таким образом, в исполнительных производствах о взыскании алиментов, открытых до момента вступления в силу того или иного положения о санкциях для должников, не могут быть применены эти санкции. Да, это факт.

Стоит отметить, что реформы как процесс объясняются необходимостью решения уже существующих проблем и недопущения их в будущем.

Так вот, Конституция Украины не позволяет решать уже существующие проблемы напрямую, а направлена на недопущение их в дальнейшем. И это касается не только реформы процесса взыскания алиментов, но и любой другой реформы: Конституция Украины ведь является Основным Законом.

Содержащиеся в законопроектах оговорки о том, что новые нормы применяются к существующим производствам (как к исполнительным, так и к принятым для изменений процессуальных кодексов), прямо нарушают норму статьи 58 Конституции Украины и не могут служить основанием для отступления от этого принципа.

Из личного опыта могу утверждать, что Управление государственной исполнительной службы Главного территориального управления юстиции в гКиеве использует такие основания для признания неправомерными решений и действий исполнителей во время проверки производств.

Я считаю, это верная позиция.

Тем не менее благодаря реформе удалось получить миллиардные суммы с тех должников, кто годами их не платил: исполнители применяют санкции ко всем.

Таким образом, существует неоднозначная позиция относительно применения новелл законодательства об исполнительном производстве, которая нуждается в детальном разъяснении Министерством юстиции Украины.

Исполнительный лист в движении

Подводя итог, можно констатировать следующее.

Должники теперь имеют возможность обжаловать решения и действия исполнителей об ограничении их прав изза долга по алиментам лишь потому, что производство было открыто до момента вступления в силу законодательства о введении таких ограничений. И будут правы, а суды, теоретически, обязаны будут удовлетворять такие требования. Это сильно затянет процесс выплаты алиментов.

Взыскатели по таким производствам могут и должны настаивать на правильном взыскании, для чего можно прибегнуть к хитрости, предусмотренной законом: вернуть исполнительный лист на основании своего же заявления и подать его заново. Статья 37 Закона позволяет это сделать. Фишка в том, что будет открыто новое производство, таким образом, правоотношения, касающиеся исполнения решения суда возникнут после вступления в силу норм об ограничениях должников, а значит, дадут законные основания исполнителям работать «на полную».

Хитрость не такая уж и необычная, а вот реальные основания для затягивания со стороны должников у них выбить изпод ног позволяет.

КОЛЕСНИК Константин адвокат, руководитель офиса АО «Шкребец и Партнеры», гКиев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: