Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Закрытый клуб

До законодательного закрепления правового статуса клубов взаимного страхования ответственности судовладельцев реальной альтернативой обеспечения морского требования может быть гарантия финансового учреждения
По своему происхождению изолированный балласт представляет собой обычную забортную морскую воду, принятую в изолированные балластные танки судна для улучшения его мореходных качеств

На засе­дании 29 ян­варя 2020 года Кабинет Министров Украины принял решение ликвидировать Государственную Азовскую морскую экологическую инспекцию и Государственную экологическую инспекцию Крымско-Черноморского округа, которые обладали статусом межрегиональных территориальных органов Госэкоинспекции по осуществлению ее функций в приморских регионах страны. Этого решения ожидали многие участники правоотношений, связанных с морским правом, поскольку неправомерные действия экологов не только наносили убытки конкретному судовладельцу, но и влекли за собой значительные репутационные потери для Украины, порты которой многие крупные судовладельцы и клубы взаимного страхования ответственности судовладельцев (Protect and Indemnity Club, или P&I Club) все чаще вносили в список нежелательных и рискованных для захода судов. В связи со сложившейся ситуацией в сфере экологического контроля судов обратила на себя внимание еще одна проблема, без решения которой путь к званию морской державы невозможен в принципе. Речь идет о способах обеспечения ответственности судовладельца и возможности применения гарантийных писем клубов P&I. Итак, все по порядку.

Особенности экоконтроля

Во время проведения грузовых операций в украинских портах морские инспекции осуществляли контроль изолированного балласта иностранных судов. Парадокс ситуации заключался в том, что по своему происхождению изолированный балласт представляет собой обычную забортную морскую воду, принятую в изолированные балластные танки судна для улучшения его мореходных качеств. Во время проведения грузовых операций в порту уровень балласта на судне регулируется по принципу обратной пропорциональности, а фраза «судно в балласте» означает отсутствие на борту груза. Таким образом, откачанная в порту при погрузке судна балластная вода в большинстве случаев не может загрязнять воду в акватории (при условии технической исправности судна и систем на борту), которая подвергается негативному воздействию портовых производственных объектов.

После определения, что вода у кормы судна превышает нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ, в течение нескольких часов в отношении капитана судна составляется административный протокол, как правило, по статье 591 Кодекса Украины об административных правонарушениях («Нарушение требований относительно охраны территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения»), после чего выносят постановление о наложении административного взыскания.

Одновременно с вынесением постановления госорганы предъявляют судовладельцу претензию на несколько десятков тысяч долларов США в связи с загрязнением внутренних морских вод вследствие сброса с судна загрязненной воды с превышением нормативов ПДК загрязняющих веществ. В претензии судовладельцу в лице капитана либо морского агента предлагается добровольно возместить нанесенный государству ущерб путем перечисления денежных средств в бюджет.

Деньги вперед

Здесь начинается самое интересное. Вместе с предъявлением претензии государственные органы, ссылаясь, в частности, на статью 91 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) Украины, выносят решение о запрете на выход судна из морского порта до полного удовлетворения претензии либо до предоставления гарантии ее удовлетворения. Несмотря на отсутствие у соответствующих государственных органов компетенции принимать подобные решения, документ направляется капитану соответствующего порта, который своим распоряжением запрещает выход судна (отказ в разрешении на выход) из порта на основании пункта «г» части 2 статьи 91 КТМ Украины. Если же капитан порта отказывается исполнять решение или принимает в качестве обеспечения письмо-обязательство (фактически поручительство) морского агента, в отношении капитана может быть открыто уголовное производство по факту злоупотребления служебным положением (статья 364 Уголовного кодекса Украины).

Следует отметить, что морское судно — это в каком-то смысле живой организм, который крайне чувствителен к коррупционным и бюрократическим «вирусам» при заходе в иностранные порты, способным повлечь за собой существенные осложнения в виде простоя стоимостью от 10 до 100 и более тысяч долларов США в сутки. Судовладельцы и P&I-клубы прилагают максимум усилий, чтобы не допустить простоя в связи с предъявлением разного рода имущественных требований. В первую очередь речь идет о морских требованиях, перечисленных в статье 1 Международной конвенции об унификации некоторых правил, относительно наложения ареста на морские суда (Конвенция) и статье 42 КТМ Украины, которые являются основанием для ареста судна. Именно риск простоя судна недобросовестные чиновники или заявители морского требования всегда используют для получения неправомерной выгоды либо для принуждения к невыгодным условиям урегулирования.

Обеспечение морского требования

Практически по всем видам морских требований судно может быть арестовано (задержано) до получения гарантии или другого достаточного обеспечения морского требования (статьи 1, 5 Конвенции, статьи 41, 44, 80 КТМ Украины). Во всем цивилизованном мире вопрос достаточного обеспечения решается путем предоставления гарантийного письма P&I-клуба (Letter of Guarantee and Undertaking), с которым у судовладельца заключен договор страхования ответственности перед третьими лицами (полис P&I). Однако в Украине возможность применения «клубных» гарантий законодательно не урегулирована, поэтому госорганы отказываются их принимать. Наиболее распространенным альтернативным вариантом является банковская гарантия, однако на практике процесс согласования условий и текста гарантии связан с определенной бюрократической процедурой внутри банка, которая может занимать от четырех-пяти рабочих дней до нескольких недель, что, безусловно, напрямую влияет на размер убытков судовладельца. Кроме того, для выдачи гарантии украинские банки требуют перечислить на депозитный счет «живые» деньги либо выдать контргарантию иностранного банка, с которым у нашего банка есть корреспондентские отношения, что также требует времени.

Таким образом, когда судовладелец становится заложником ситуации, ему ничего другого не остается, кроме как перечислить сумму штрафа в бюджет и уже после выхода судна инициировать судебные разбирательства относительно возврата уплаченных средств. Однако расходы судовладельца на судебные процедуры зачастую равны сумме уплаченного штрафа, а иногда даже превышают ее, поэтому проявить подобную принципиальность могут позволить себе не все.

Гарантия финучреждения

Гражданским кодексом (ГК) Украины предусмотрен исчерпывающий перечень видов обеспечения исполнения обязательств, одним из которых является гарантия (часть 1 статьи 546 ГК Украины). Порядок использования гарантии регламентирован в первую очередь статьями 560–569 ГК Украины, согласно которым гарантия может быть выдана не только банком, но и иным финансовым учреждением, а также страховой организацией. По гарантии банк, иное финансовое учреждение, страховая организация (гарант) гарантирует перед кредитором (бенефициаром) исполнение должником (принципалом) своего обязательства (часть 1 статьи 560 ГК Украины).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (Закон) к финансовым учреждениям относятся банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании и другие юридические лица, которые имеют право на оказание финансовых услуг. Предоставление гарантий и поручительство является отдельным видом финуслуг и требует получения специальной лицензии (пункт 7 части 1 статьи 4 Закона). Порядок оформления, предъявления банковской гарантии регулируется соответствующим положением, утвержденным постановлением правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года № 639. Положение формально не распространяется на гарантию финучреждения, тем не менее в данной ситуации считаю возможным применять аналогию. В отличие от банков финансовые учреждения более оперативны и гибки в принятии решений (в зависимости от масштабов компании), и вопрос выдачи гарантии может решиться в течение одного рабочего дня. Получив гарантию, именно уполномоченный орган (лицо), а не судо­владелец будет вынужден обращаться в суд и доказывать обоснованность своих требований, обеспеченных гарантией.

В ответ на наш адвокатский запрос Госэкоинспекция Украины предоставила разъяснение и официально подтвердила, что оригинал гарантии, выданной и оформленной финансовым учреждением согласно статьям 560–569 ГК Украины, является достаточным обеспечением морского требования в понимании части 1 статьи 80 КТМ Украины. Также центральный орган подтвердил, что подобная гарантия служит достаточным основанием для капитана порта не запрещать выход судна из порта по решению Госэкоинспекции в соответствии с пунктом «г» части 2 статьи 91 КТМ Украины.

Конечно, хотелось бы верить, что в ближайшее время на законодательном уровне будут закреплены гарантии P&I-клубов, но пока, на мой взгляд, гарантия финансового учреждения может быть вполне реальной альтернативой для минимизации рисков судовладельца при задержании судна.

 

НЕДЕЛЬКО Сергей — адвокат, руководитель одесского офиса ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Одесса

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

Акцент

Форматировать риск

Финансовые обязательства

Государство и юристы

Капли камень точат

Ум, часть и совесть

По стойке СМИрно

Налоговая реформация

Карта событий

Новости

Спорт

Культура

Карта событий

Новости юридических фирм

Вне конкуренции

Новости из зала суда

Новости из Евросуда

Новости законотворчества

Отрасли практики

Закрытый клуб

Заземленный выход

Репортаж

Банковские тайны

Самое важное

Спрос и продолжение

Не отказать в Совете

Миг тесен

Бизнес-показатели

Судебная практика

Железнодорожная санкция

Сроки по ставке

Судебные решения

Об особенностях обжалования решений государственной исполнительной службы

Суд обязан привлечь защитника для осуществления защиты обвиняемого, удаленного из зала судебного заседания

Вопрос о снятии ареста с имущества наследодателя, препятствующего оформлению наследства, рассматривается в рамках гражданского судопроизводства

Тема номера

Правила по ведению

Участковый инспектор

Частная практика

Декларация о доходах

Победный счет

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: