Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика № 26-27 (1175-1176) » Законопроект №3485 поддержан Верховной Радой Украины в первом чтении и готовиться ко второму

Законопроект №3485 поддержан Верховной Радой Украины в первом чтении и готовиться ко второму

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект, посредством которого предпринята очередная попытка усовершенствования избирательного законодательства
Инициаторы законопроекта предлагают дать возможность гражданам голосовать на избирательном участке при помощи технических и программных средств

История создания избирательного законодательства в Украине напоминает настоящий эпос с развитием сюжета и, конечно же, кульминацией. Избирательный кодекс (ИК) Украины окрестили «многострадальным», поскольку о необходимости электоральной реформы в Украине говорят еще со времен провозглашения ее независимости. Многолетние попытки создать ИК Украины в прошлом году увенчались успехом — Верховная Рада Украины VIII созыва таки приняла этот кодекс. Однако вскоре на сей документ Президент Украины наложил вето. Только после его преодоления, в очередной раз видоизменив документ, парламентарии уже IX созыва, приняли ИК Украины. Кодекс после поправок сократился почти вдвое: с 588 статей до 289. Новый документ состоит из четырех книг: общая часть, выборы Президента Украины, выборы народных депутатов Украины и местные выборы.

Очередная попытка

Но, несмотря ни на что, попытки усовершенствовать ИК продолжаются. Одна из них — проект закона № 3485 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования избирательного законодательства». Данная законодательная инициатива разработана для устранения ряда дискуссионных моментов, технико-юридического пересмотра, что, по словам создателей, позволит упростить избирательный процесс, унифицировать нормы ИК Украины и защитить избирательные права граждан. Инициаторы планируют устранить некие пробелы и шероховатости, связанные с корреляцией сроков, обеспечив при этом соблюдение международных стандартов проведения выборов в Украине.

Предметом совершенствования стал весь массив нормативного материала Избирательного кодекса Украины. Кроме того, предполагаемые изменения коснутся отдельных положений действующих Законов Украины «О Центральной избирательной комиссии», «О Государственном реестре избирателей», Уголовного кодекса и др.

В частности, предлагается внести изменения в книгу первую ИК Украины, которая регламентирует основные принципы организации и проведения общегосударственных и местных выборов, установив, что внеочередные местные выборы, промежуточные, первые, дополнительные проводятся дважды в год — в последнее воскресенье марта и последнее воскресенье октября. Согласно данным изменениям, все местные выборы будут проводиться один раз в год — в день проведения очередных местных выборов (в последнее воскресенье октября пятого года полномочий).

Прогрессивность vs выборы

К слову, диджитализация коснется и избирательного процесса. Инициаторы законопроекта предлагают предоставить возможность параллельного использования инновационных технологий в таком процессе. К примеру, граждане смогут голосовать на избирательном участке при помощи технических и программных средств, а проведение соответствующего подсчета будет производиться с помощью технических устройств для электронного подсчета голосов, составления протоколов о подсчете голосов. Кроме того, в избирательном процессе можно будет воспользоваться электронными сервисами, при помощи которых будет возможна альтернативная подача документов в режиме онлайн для регистрации кандидатов, их доверенных лиц, официальных наблюдателей, внесения представлений о кандидатах для включения в состав избирательных комиссий, их замены, а также подачи в избирательные комиссии жалоб и финансовой отчетности о поступлении и использовании средств избирательных фондов.

Также предложены существенные изменения ко второй книге ИК Украины: предусмотрены механизмы борьбы с так называемыми двойниками. В третью книгу предлагается внести изменения относительно количества избирательных регионов и максимального числа кандидатов, которые могут быть выдвинуты в каждом из них.

Многое упрощается

Что также интересно, предложенные законопроектом изменения четвертой книги вышеупомянутого кодекса упростят требования относительно документов, которые подаются в избирательные комиссии для получения статуса соответствующего субъекта избирательного процесса, члена избирательной комиссии,
а механизмы отказа в регистрации кандидатов будут усовершенствованы.

Один из насущных вопросов процессуального характера касался безопасной транспортировки избирательной документации: создатели проекта закона предлагают упростить порядок, предусмотрев возможность одновременной их транспортировки в разные территориальные избирательные комиссии.

Законотворцы утверждают, что в этот раз будут устранены пробелы и несогласованности в части подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и результатов выборов.

Желающих нарушить избирательное законодательство будут наказывать. Касательно соответствующих действий или бездействия субъектов избирательного процесса предполагаются изменения в ряд статей Уголовного кодекса Украины, которые защищают избирательные права граждан. Существенной новеллой проекта закона № 3485 является установление ответственности за подделку документов для регистрации лица, выдвинутого кандидатом на выборах, а также подачу для проведения такой регистрации поддельных документов.

Несмотря на то что проект закона был принят в первом чтении, перед вторым чтением над ним ведется еще более кропотливая работа. Ольга Айвазовская, председатель правления гражданской сети «Опора», к примеру, отмечает: законопроект настолько комплексный, что уже сейчас к нему насчитывается 3906 правок.

Удастся ли Украине создать избирательное законодательство, к которому она так долго и упорно стремится? Поможет ли в этом изменение положений ИК Украины, а также нескольких других нормативно-правовых актов? И самое главное — сделает ли это избирательный процесс по-настоящему честным, прозрачным и целостным? Пока прогнозы делать рано, но надеяться никогда не поздно.

Алена СТУЛИНА

«Юридическая практика»

_________________________________________

МНЕНИЕ

Идеального не существует

Арсен ПЕТРОСОВ, АО Juscutum

Несмотря на то что с выборами Украина имеет дело с самого начала ее независимости, свод основоположных норм, касающихся этой сферы, появился менее года тому назад. Очевидно, что внесение определенных изменений в Избирательный кодекс Украины с целью усовершенствования избирательного законодательства является не столько прихотью, сколько необходимостью.

Вместе с тем важно учитывать, что вышеуказанным законопроектом изменения вносятся не только в ИК Украины, но и в прочие законодательные акты, и в результате их анализа можно прийти к выводу, что усовершенствование — не единственная цель, преследуемая законодателем. Среди прочих хотелось бы выделить следование современным тенденциям, что нашло свое отражение в виде внедрения инновационных технологий, технических и программных средств в процесс организации и проведения выборов.

О результатах принятия данной законодательной инициативы пока тяжело судить. Как правило, понимание целесообразности подобных изменений приходит по прошествии определенного времени. Учитывая то, что законопроект является массивным и практически «реформаторским», утверждать точно можно о таких последствиях:

  1. Принятие подобного (а может, и не одного) закона с новыми изменениями с целью дальнейшего оттачивания избирательной системы.
  2. Море критики от «несогласных», считающих этот закон некой политической игрой.

Есть ряд моментов, которые обращают на себя внимание. Например, органы Центральной избирательной комиссии получат слишком много полномочий, часть из которых лишние.

Очень хорошо, что в ИК Украины заложили необходимый фундамент для внедрения разного рода технологий в избирательный процесс. Но важно осознавать, что, во-первых, какая-то часть избирателей до сих пор не научилась пользоваться компьютером, что может повлечь негативные последствия (например, подорванное доверие к действующей системе), а, во-вторых, в мире, где возможна утечка данных из-за банальной человеческой халатности, особое внимание следует уделить «цифровой» защищенности при применении подобных технологий.

Принятие данного законопроекта должно положительно сказаться на избирательной системе в Украине. Важно понимать, что идеальной избирательной системы не существует. Она формируется в каждой стране отдельно на основании ее опыта. И даже несмотря на ряд противоречий, подобные законы — один из действенных методов создания наилучшей избирательной системы для Украины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Системный сбой

Акцент

На ошибках мучатся

В фокусе: сплит

С 1 июля 2020 года регулятором небанковских финансовых учреждений стал НБУ

Государство и юристы

Законопроект №3485 поддержан Верховной Радой Украины в первом чтении и готовиться ко второму

Цель забот

Дайджест

Необходимая оборона — оправдание убийства?

Конспект

Неожиданный оборот

Новости

Новости из зала суда

Новости юридических фирм

Новости законодательства

Новости ЕСПЧ

Отрасли практики

Возразить по чтениям

Суррогатное материнство в Украине

Борьба с контрафактной и пиратской продукцией должна стать государственным приоритетом

Репортаж

Собирательный образ

Самое важное

Legal успеха

Ввернуть вспять

Судебная практика

Квалификация преступления по статье 369-2 УК Украины возможна и без примечания к ней

Мораторий на взыскание жилья запрещает и перерегистрацию права по ипотечной оговорке

Тема номера

Раскрыть сданные

Оспаривая решение АМКУ в суде, истец оспаривает квалификацию своих действий

Гарантийное обязательство

Разрешение на концентрацию выдается после оценки горизонтальных и вертикальных связей между объектом приобретения и другими активами покупателя

Комплексные процедуры

Установить согласие

Проведение антимонопольного due diligence

Частная практика

В новом амплуа

Центр повышения квалификации

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: