История создания избирательного законодательства в Украине напоминает настоящий эпос с развитием сюжета и, конечно же, кульминацией. Избирательный кодекс (ИК) Украины окрестили «многострадальным», поскольку о необходимости электоральной реформы в Украине говорят еще со времен провозглашения ее независимости. Многолетние попытки создать ИК Украины в прошлом году увенчались успехом — Верховная Рада Украины VIII созыва таки приняла этот кодекс. Однако вскоре на сей документ Президент Украины наложил вето. Только после его преодоления, в очередной раз видоизменив документ, парламентарии уже IX созыва, приняли ИК Украины. Кодекс после поправок сократился почти вдвое: с 588 статей до 289. Новый документ состоит из четырех книг: общая часть, выборы Президента Украины, выборы народных депутатов Украины и местные выборы.
Очередная попытка
Но, несмотря ни на что, попытки усовершенствовать ИК продолжаются. Одна из них — проект закона № 3485 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования избирательного законодательства». Данная законодательная инициатива разработана для устранения ряда дискуссионных моментов, технико-юридического пересмотра, что, по словам создателей, позволит упростить избирательный процесс, унифицировать нормы ИК Украины и защитить избирательные права граждан. Инициаторы планируют устранить некие пробелы и шероховатости, связанные с корреляцией сроков, обеспечив при этом соблюдение международных стандартов проведения выборов в Украине.
Предметом совершенствования стал весь массив нормативного материала Избирательного кодекса Украины. Кроме того, предполагаемые изменения коснутся отдельных положений действующих Законов Украины «О Центральной избирательной комиссии», «О Государственном реестре избирателей», Уголовного кодекса и др.
В частности, предлагается внести изменения в книгу первую ИК Украины, которая регламентирует основные принципы организации и проведения общегосударственных и местных выборов, установив, что внеочередные местные выборы, промежуточные, первые, дополнительные проводятся дважды в год — в последнее воскресенье марта и последнее воскресенье октября. Согласно данным изменениям, все местные выборы будут проводиться один раз в год — в день проведения очередных местных выборов (в последнее воскресенье октября пятого года полномочий).
Прогрессивность vs выборы
К слову, диджитализация коснется и избирательного процесса. Инициаторы законопроекта предлагают предоставить возможность параллельного использования инновационных технологий в таком процессе. К примеру, граждане смогут голосовать на избирательном участке при помощи технических и программных средств, а проведение соответствующего подсчета будет производиться с помощью технических устройств для электронного подсчета голосов, составления протоколов о подсчете голосов. Кроме того, в избирательном процессе можно будет воспользоваться электронными сервисами, при помощи которых будет возможна альтернативная подача документов в режиме онлайн для регистрации кандидатов, их доверенных лиц, официальных наблюдателей, внесения представлений о кандидатах для включения в состав избирательных комиссий, их замены, а также подачи в избирательные комиссии жалоб и финансовой отчетности о поступлении и использовании средств избирательных фондов.
Также предложены существенные изменения ко второй книге ИК Украины: предусмотрены механизмы борьбы с так называемыми двойниками. В третью книгу предлагается внести изменения относительно количества избирательных регионов и максимального числа кандидатов, которые могут быть выдвинуты в каждом из них.
Многое упрощается
Что также интересно, предложенные законопроектом изменения четвертой книги вышеупомянутого кодекса упростят требования относительно документов, которые подаются в избирательные комиссии для получения статуса соответствующего субъекта избирательного процесса, члена избирательной комиссии,
а механизмы отказа в регистрации кандидатов будут усовершенствованы.
Один из насущных вопросов процессуального характера касался безопасной транспортировки избирательной документации: создатели проекта закона предлагают упростить порядок, предусмотрев возможность одновременной их транспортировки в разные территориальные избирательные комиссии.
Законотворцы утверждают, что в этот раз будут устранены пробелы и несогласованности в части подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и результатов выборов.
Желающих нарушить избирательное законодательство будут наказывать. Касательно соответствующих действий или бездействия субъектов избирательного процесса предполагаются изменения в ряд статей Уголовного кодекса Украины, которые защищают избирательные права граждан. Существенной новеллой проекта закона № 3485 является установление ответственности за подделку документов для регистрации лица, выдвинутого кандидатом на выборах, а также подачу для проведения такой регистрации поддельных документов.
Несмотря на то что проект закона был принят в первом чтении, перед вторым чтением над ним ведется еще более кропотливая работа. Ольга Айвазовская, председатель правления гражданской сети «Опора», к примеру, отмечает: законопроект настолько комплексный, что уже сейчас к нему насчитывается 3906 правок.
Удастся ли Украине создать избирательное законодательство, к которому она так долго и упорно стремится? Поможет ли в этом изменение положений ИК Украины, а также нескольких других нормативно-правовых актов? И самое главное — сделает ли это избирательный процесс по-настоящему честным, прозрачным и целостным? Пока прогнозы делать рано, но надеяться никогда не поздно.
Алена СТУЛИНА
«Юридическая практика»
_________________________________________
МНЕНИЕ
Идеального не существует
Арсен ПЕТРОСОВ, АО Juscutum
Несмотря на то что с выборами Украина имеет дело с самого начала ее независимости, свод основоположных норм, касающихся этой сферы, появился менее года тому назад. Очевидно, что внесение определенных изменений в Избирательный кодекс Украины с целью усовершенствования избирательного законодательства является не столько прихотью, сколько необходимостью.
Вместе с тем важно учитывать, что вышеуказанным законопроектом изменения вносятся не только в ИК Украины, но и в прочие законодательные акты, и в результате их анализа можно прийти к выводу, что усовершенствование — не единственная цель, преследуемая законодателем. Среди прочих хотелось бы выделить следование современным тенденциям, что нашло свое отражение в виде внедрения инновационных технологий, технических и программных средств в процесс организации и проведения выборов.
О результатах принятия данной законодательной инициативы пока тяжело судить. Как правило, понимание целесообразности подобных изменений приходит по прошествии определенного времени. Учитывая то, что законопроект является массивным и практически «реформаторским», утверждать точно можно о таких последствиях:
Есть ряд моментов, которые обращают на себя внимание. Например, органы Центральной избирательной комиссии получат слишком много полномочий, часть из которых лишние.
Очень хорошо, что в ИК Украины заложили необходимый фундамент для внедрения разного рода технологий в избирательный процесс. Но важно осознавать, что, во-первых, какая-то часть избирателей до сих пор не научилась пользоваться компьютером, что может повлечь негативные последствия (например, подорванное доверие к действующей системе), а, во-вторых, в мире, где возможна утечка данных из-за банальной человеческой халатности, особое внимание следует уделить «цифровой» защищенности при применении подобных технологий.
Принятие данного законопроекта должно положительно сказаться на избирательной системе в Украине. Важно понимать, что идеальной избирательной системы не существует. Она формируется в каждой стране отдельно на основании ее опыта. И даже несмотря на ряд противоречий, подобные законы — один из действенных методов создания наилучшей избирательной системы для Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…