Каждый, кто является постоянным резидентом сети Интернет, не просто знаком с феноменом массовой рассылки, проще говоря — спама, но и регулярно получает его по почте. Одни принимают это как неизбежное и с поразительным спокойствием отправляют подобную корреспонденцию в корзину, другие раздражаются и спешат выразить свое недовольство провайдеру или отправителю. Некоторые же внимательно изучают каждое поступившее сообщение и даже периодически извлекают из них пользу для себя. Но к какой бы из вышеназванных групп не относился пользователь Интернета, он будет постоянным участником общественных информационных отношений с характерными особенностями.
Что такое спам?
Как и любой предмет каких бы то ни было правоотношений, спам обладает определенными признаками. Прежде всего, это рассылка по воле отправителя предварительно не запрашиваемых получателем электронных сообщений. И конечно, такая рассылка имеет массовый характер, что достигается посредством либо одновременного использования огромного количества адресов при отправке одного сообщения, либо многократной отправки сообщений одному получателю.
Рассылаемое таким образом сообщение может содержать как коммерческую информацию (зачастую текстовую рекламу), так и данные, не имеющие никакого отношения к коммерческой деятельности (в основном просто зловредные послания). По этому признаку (содержанию) различают коммерческий и некоммерческий спам.
Иногда в теме письма обозначается природа сообщения, а сам текст послания содержит условия, которые может выполнить получатель для исключения себя из адресатов рассылки. Также случается, что письмо содержит указание о цели отправки сообщения и причине отсутствия запроса согласия адресата на его получение. Эти признаки красноречиво свидетельствуют о том, что отправитель четко представлял себе, что его информация навязана получателю и может иметь негативное воздействие, а также пытался снизить такое воздействие.
Однако лица, занимающиеся подобной рассылкой, редко испытывают угрызения совести и тем более желание снизить дискомфорт получателей своей корреспонденции. Зачастую они, наоборот, стараются тщательно оградить себя от ответственности за свои действия путем фальсификации адреса отправителя или использования адреса третьего лица. Такие меры направлены на максимальное затруднение борьбы с несанкционированной массовой рассылкой сообщений в сети Интернет и создание условий, в которых будет невозможно установить личность нарушителя и принять в отношении него предусмотренные законодательством меры пресечения.
«Домашнее» законодательство
Что касается украинского законодательства, то определение понятия «спам» впервые появилось в постановлении Кабинета Министров Украины «Об утверждении правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг» № 720 от 9 августа 2005 года (Постановление). И, что важно, более ни в одном нормативном акте не упоминается.
Подобное положение вещей усложняет применение к спаму аналогии права для введения санкций за его распространение. Ведь упомянутое Постановление в пункте 434 налагает прямой запрет на заказ и предложение сообщений подобного характера, а тем более на их рассылку для всех пользователей сети.
Итак, запрет существует, но какими санкциями он подкреплен? К сожалению, практически никакими. Кто-то возразит, ведь статья 3631 Уголовного кодекса Украины, судя по содержанию, предусматривает санкцию в виде штрафа в размере от 8500 до 17 000 грн или ограничения свободы на срок до трех лет за умышленное массовое распространение электронных сообщений без предварительного согласия адресатов, повлекшее нарушение или остановку работы компьютеров либо их сетей.
Да, эта статья существует, она применима, но только в тех случаях, когда массовая рассылка спровоцировала нарушения или поломки компьютерного оборудования, то есть если был нанесен доказуемый вред. В случае если этого не произошло, состав преступления просто отсутствует. В то же время спам чаще всего лишь засоряет память или объем почтового ящика и отнимает время у своих непосредственных адресатов. А подобные обстоятельства трудно причислить к нарушению работы оборудования. Соответственно, нет преступления — нет наказания.
Безусловно, можно еще вспомнить о нормах Кодекса Украины об административных правонарушениях. Здесь есть только две статьи, которые при должном рвении и изощренности можно приспособить к распространению спама. Это статьи 1481 и 1483, которые устанавливают административную ответственность соответственно за осуществление действий, повлекших нарушение работы сетей телекоммуникации, и использование средств связи с целью нарушения общественного порядка. Но даже если это удастся, максимальная штрафная санкция по этим статьям составляет 2550 грн.
А как у них?
За рубежом к проблеме распространения спама относятся куда более строго. Так, в США, к примеру, вступивший в силу в 2003 году федеральный закон о спаме предусматривает штрафные санкции в размере до 6 миллионов долларов или тюремное заключение до пяти лет. К слову, этот закон стал первым нормативным актом федерального уровня, регулирующим правоотношения, связанные с массовой рассылкой. До того они регулировались на уровне отдельных штатов и, по мнению экспертов, не отличались особой эффективностью.
Основной источник сообщений, содержащих спам, — Китай — также ввел суровое регулирование этого вопроса. Прежде всего, антиспамовое законодательство Китая вменяет в обязанность всем компаниям, оперирующим почтовыми серверами, регистрировать свои IPадреса и сохранять всю проходящую через них корреспонденцию в течение 60 дней.
В качестве санкции за распространение спама власти Страны восходящего солнца перекрывают трафик серверов, «виновных» в этом правонарушении.
В 2002 году Евросоюз принял директиву, признающую незаконными многие методы рассылки рекламных электронных писем, в том числе и спам. Но к мерам борьбы с ним Евросоюз призывает исключительно провайдеров и владельцев серверов. Существует мнение, что борьба со спамом в Европе неэффективна по причине разрозненности в вопросе унификации его регулирования.
Наш ближайший сосед — Российская Федерация — только приступила к борьбе со спамом посредством юридических методов, ранее там прибегали сугубо к административным. В 2004 году Россия впервые осудила спаммера, назначив мерой пресечения 1 год лишения свободы и 3000 рублей штрафа. Сегодня же российские эксперты считают существующую законодательную базу недостаточной для полноценного противодействия спаму.
СТЕЦЕНКО Ольга – юрист ЮК «ЛКИ», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…