Ни для кого не секрет, что законодательство о налогообложении является одним из самых нестабильных, и именно в этой сфере рекордно количество законопроектов, предлагающих внесение изменений в базовые законы о налогообложении прибыли, о налоге на добавленную стоимость (НДС).
Так, с момента принятия действующего Закона об НДС законодатели уделили ему немало внимания: за 7 лет существования этого Закона в него было внесено свыше 110 изменений и дополнений, а в настоящее время на рассмотрении в Верховном Совете Украины находится более сотни законопроектов, касающихся взимания НДС, установления льгот по его уплате и т.д.
Данная статья будет посвящена новой редакции Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон об НДС), разработанной Государственной налоговой администрацией Украины (ГНАУ) под руководством Министерства финансов Украины (Минфин) во исполнение Указа Президента Украины от 23 июня 2004 года «О безотлагательных мерах по повышению эффективности взымания налога на добавленную стоимость». Для разработки данной редакции Закона об НДС на базе Национальной академии ГНАУ была создана специальная рабочая группа с привлечением представителей органов исполнительной власти, однако, как подчеркнул в своем письме Минфин, Госкомпредпринимательства, Министерство промышленной политики, Государственная таможенная служба отказались принять участие в обсуждении и разработке законопроекта.
При подготовке новой редакции Закона разработчики ставили перед собой цели усовершенствовать механизм взыскания налога путем упрощения и обеспечения прозрачности этого процесса, разработать механизм обеспечения законности бюджетного возмещения сумм НДС и другие, которые бы отвечали требованиям Указа Президента, однако далеко не все намеченное им удалось реализовать. Многие изменения компилируют положения законопроектов № 4000-1 и № 5258. Новый законопроект «согласился» с положением законопроекта № 5258 о поэтапном переходе к ставке НДС 15 % с 1 января 2006 года, а на 1 января 2005 года она должна составлять 17 %.
Законопроект сохранил добровольную и обязательную регистрацию плательщиков НДС. Согласно положениям об обязательной регистрации лица — плательщика НДС, ей подлежит любое лицо, налогооблагаемый годовой оборот которого достигает суммы в 300 тыс. грн.
Согласно требованиям законопроекта, дискриминируются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по торговле за наличные деньги, поскольку они подлежат обязательной регистрации, независимо от объемов продаж. Данное положение обошло только физических лиц — единоналожников и плательщиков рыночного сбора.
Не совсем ясно, почему разработчики установили, что независимо от объемов импортируемых товаров лица, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС, все равно обязаны его уплачивать.
В законопроекте ГНАУ предложила вернуть термины «продажа» и «предоставление» вместо термина «поставка». Сегодняшняя редакция Закона об НДС явно не устраивает налоговые органы, поскольку, исходя из их толкования пункта 1.4 Закона, такие операции, как продажа работ и услуг, фактически не являются объектом налогообложения. Так увлечение приведением законодательства Украины в соответствие с законодательством ЕС (в данном случае Шестой директивы) путем внесения изменения сделало отдельные положения коллизионными и усложнило их применение.
Законопроект оставил среди списка операций, не являющихся объектом налогообложения, передачу основных фондов, ввозимых на таможенную территорию Украины, в качестве взноса в уставный фонд юридического лица для формирования целостного имущественного комплекса в обмен на эмитированные им корпоративные права. Общеизвестно, что данное положение достаточно активно используется в качестве законного способа уклонения от уплаты НДС.
Излюбленная тема обычных цен не осталась без внимания и в данном законопроекте. Стремление положить край занижению базы налогообложения иногда доходит до крайности. Свидетельством тому является статья четвертая проекта базе налогообложения. Авторы предусмотрели, что в случае если фактическая цена операций более чем на 20 процентов ниже уровня обычной цены, база налогообложения определяется исходя из уровня обычных цен. В данной норме не учтено, что себестоимость товара, являющегося объектом хозяйственной операции, может быть ниже обычной цены.
Похоже, что ГНАУ взяла на вооружение положение Указа Президента «О безотлагательных мерах по повышению эффективности взимания налога на добавленную стоимость» об ограничении применения налоговых векселей при ввозе на Украину товаров (работ, услуг). Иначе как объяснить тот факт, что, согласно законопроекту, выданные и полученные векселя не считаются способом платежа и не изменяют сумму налогового кредита или налогового обязательства по этому налогу?
Хотелось бы также отметить, что, с одной стороны, законопроект расширил статью 5 об операциях, освобожденных от налогообложения, включив в нее размещение товаров согласно перечню, приведенному в статье 206 Таможенного кодекса Украины на срок 1 год в режиме временного ввоза. К таким товарам относятся личные вещи пассажиров, товары, ввозимые для спортивных целей, материалы для рекламы и туризма, морские и воздушные суда, ввозимые с целью ремонта, оборудование и материалы, предназначенные для ремонта морских и воздушных судов. В то же время товары, временно ввозимые на таможенную территорию с коммерческой целью, подлежат налогообложению за каждый полный или неполный месяц заявленного срока пребывания этих товаров на таможенной территории Украины в размере 3 % суммы НДС, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены в свободный оборот. Однако Законом не определено, что вообще считать ввозом товаров с коммерческой целью и что является таковым из перечисленного в статье 206 Таможенного кодекса.
С другой стороны, законопроектом не освобождаются от уплаты НДС операции по продаже жилья на вторичном рынке или операции по предоставлению услуг регистрации актов гражданского состояния загсами.
Интересна ситуация с порядком налогообложения в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и оказания сопутствующих услуг. Разработчики в аккурат переписали Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно налогообложения предприятий и поддержки социальных стандартов их работников», вступающий в силу с 1 января 2005 года и предусматривающий режим максимального благоприятствования для сельскохозяйственных предприятий. В случае отклонения данного законопроекта, данная категория предприятий не пострадает.
Что касается «автоматического» возмещения заявленных сумм НДС, то на это следует обратить особое внимание. Так, законопроектом существенно расширен перечень документов, необходимых для подачи органам государственной налоговой службы вместе с налоговой декларацией. Документами, подача которых является обязательной для бюджетного возмещения, будут являться: копия контракта с нерезидентом, подтверждающего продажу товаров за пределы таможенной территории Украины, выписка банка о подтверждении фактического зачисления валютной выручки от нерезидента плательщику НДС, пятый экземпляр грузовой таможенной декларации, копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров, а также копия импортной таможенной декларации страны назначения.
Как свидетельствует практика, некоторые ГНИ еще до принятия законопроекта, требуют предоставлять копии записей в книгах приобретений и продаж. Данное требование налоговой незаконно, поскольку согласно статье 71 Хозяйственного кодекса Украины «сведения, не предусмотренные законом, предприятие предоставляет органам государственной власти на договорной основе», но никак не по принуждению. Как видим, претенденту на бюджетное возмещение придется весьма скрупулезно собирать необходимые документы. Законопроект также обязывает «возмещенцев» предоставлять в ГНИ копии записей в книгах приобретения и продаж и копии налоговых накладных.
Планируется продлить срок возмещения на 25 дней, если за 70 предыдущих налоговому органу не удалось завершить проверку. Затем этот срок можно продлить на время процедуры апелляционного согласования, в случае же возбуждения уголовного дела по уклонению такого плательщика НДС от уплаты такого налога следователь может принять решение о приостановлении бюджетного возмещения до передачи дела в суд. Если же налоговый орган подаст ходатайство в суд о продолжении срока такого приостановления, плательщик может ждать возмещения до вынесения решения по сути.
Также, по нашему мнению, является дискриминационным отказ в праве на получение возмещения плательщикам НДС, не осуществляющим деятельность на протяжении последних 12 календарных месяцев.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что, учитывая все недостатки и недоработки, скорее всего законопроект, разработанный ГНАУ, постигнет участь законопроектов № 4000-1 и № 5258, поскольку этот акт так и не решил ряд проблемных вопросов, связанных с порядком взимания и возмещения НДС.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…