В последнее время мы наблюдаем повышенную активность общества и властей в части обсуждения различных правовых реформ. Как известно, принятие большинства реформ возможно только в результате принятия новых или внесения изменений в уже действующие законы. Из этого следует прямая связь между эффективностью реформ и качеством законопроектов. В настоящее время народными депутатами все чаще вносятся законопроекты, которые являются откровенно популистскими, безграмотными, с низким уровнем юридической техники (вплоть до наличия абсурдных положений, которые противоречат ключевым принципам права, не учитывают реалий правовой системы или игнорируют распределение полномочий между органами государственной власти). Несмотря на все это, в соответствии с Регламентом Верховного Совета Украины регистрация законопроекта Аппаратом Верховного Совета Украины и последующее включение Верховным Советом его в повестку дня зависит исключительно от соответствия формальным требованиям. В результате имеем сотни «сырых» и недоработанных законопроектов, на рассмотрение которых тратится столь ценное время парламентариев.
В связи с вышеуказанной проблемой вновь становится актуальным неоднократно поднятый в прошлом вопрос о необходимости принятия закона о нормативно-правовых актах. Интересно, что в Верховном Совете Украины VIII созыва такой законопроект не зарегистрирован, а последний подобный проект закона был отозван еще в конце 2014 года.
В законе о нормативно-правовых актах следует:
— предусмотреть обязательные требования к технике нормотворчества, причем не только формальные, но и содержательные. Важно, чтобы такие требования были выписаны как концепция, а не в виде перечня ограничений к тексту проекта закона;
— ввести систему анализа (экспертизы) проектов законов на этапе, предшествующем их внесению в повестку дня или даже регистрации, с целью контроля соблюдения соответствующих требований. Можно по примеру Великобритании предусмотреть подразделение в парламенте или в его Аппарате (отдел разработки законопроектов), которое будет заниматься исключительно содействием в подготовке законопроектов и их анализом. Другой вариант: пойти по пути Канады и возложить указанные задания на конкретного заместителя управляющего делами Аппарата парламента;
— изменить последовательность стадий нормотворческого процесса с учетом указанных выше пунктов, а именно — установить отдельную стадию первичного правового анализа (экспертизы) законопроектов перед стадией их внесения в Верховный Совет Украины.
КОНОПКА Игорь — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…