Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №8 (270) » Закон о контрразведке принят. Нужен ли он?

Закон о контрразведке принят. Нужен ли он?

Положения Закона требуют согласования с рядом других законов

26 декабря 2002 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины

«О контрразведывательной деятельности» (далее — Закон), который вступил в силу с момента его официального опубликования («Урядовый курьер» от 29 января 2003 года). Согласно этому Закону, контрразведывательная деятельность — это специальный вид деятельности в сфере обеспечения государственной безопасности.

Право на осуществление контрразведывательной деятельности предоставлено прежде всего Службе безопасности Украины. Вместе с тем отдельные контрразведывательные мероприятия в интересах обеспечения охраны государственной границы Украины, должностных лиц, а также безопасности собственных сил и средств, информационных систем и оперативного учета могут проводить разведывательные службы Украины и Управление государственной охраны Украины, которым законами Украины предоставлено право на оперативно-розыскную или разведывательную деятельность. Осуществление контрразведывательных мероприятий другими субъектами запрещается.

Закон определяет исчерпывающий перечень оснований для проведения контрразведывательной деятельности органами СБУ. К этим основаниям относятся:

1) наличие достаточной информации, требующей проверки при помощи специальных форм, методов и средств: об осуществлении разведывательной деятельности против Украины; о посягательстве на государственный суверенитет, конституционный порядок и территориальную целостность Украины; о террористических посягательствах или террористической деятельности, преступлениях против мира, безопасности человечества и международного правопорядка;

2) выполнение определенных законом задач по: контрразведывательному обеспечению экономического, информационного, научно-технического потенциала, оборонно-промышленного и транспортного комплексов и их объектов, национальной системы связи, воинских формирований, военно-технического сотрудничества, зарубежных дипломатических учреждений Украины и безопасности граждан Украины за границей, а также соблюдению международных режимов нераспространения; контрразведывательной защите органов государственной власти, правоохранительных и разведывательных органов, охране государственной тайны; защите посольств и представительств иностранных государств на Украине и их сотрудников от террористических посягательств; изучению и проверке лиц, которые оформляются для допуска к государственной тайне, к работе с ядерными материалами и на ядерных установках или привлеченных к конфиденциальному сотрудничеству; обеспечению собственной безопасности; информационно-аналитическому обеспечению органов государственной власти (об угрозе государственной безопасности Украины);

3) потребность выявления техническими средствами и прекращения работы радиоэлектронных и других устройств, функционирование которых создает угрозу государственной безопасности Украины или предпосылки к утечке информации с ограниченным доступом, а также радиоизлучений средств, используемых в противоправных целях.

Контрразведывательные мероприятия могут проводиться разведывательными службами Украины и Управлением государственной охраны Украины на основании выполнения определенных законом задач по обеспечению охраны (защиты) государственной границы Украины, должностных лиц, а также по обеспечению безопасности своих сил и средств, информационных систем и оперативного учета.

Поводами для осуществления контрразведывательной деятельности могут являться: заявления и сообщения граждан, лиц, привлеченных к конфиденциальному сотрудничеству, должностных и служебных лиц, общественных организаций, средств массовой информации; материалы органов дознания, досудебного следствия и суда; запросы, информация и материалы специальных служб и правоохранительных органов иностранных государств, международных учреждений и организаций; материалы правоохранительных органов и других органов государственной власти Украины об угрозах государственной безопасности Украины, материалы Службы безопасности Украины об организации, осуществлении, формах и методах террористической, разведывательной и другой деятельности в ущерб государственной безопасности Украины; запросы определенных правительством Украины полномочных государственных органов, учреждений и организаций о предоставлении лицам допуска к государственной тайне, к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.

Для выполнения определенных законом задач и при наличии предусмотренных законом оснований в ходе контрразведывательной деятельности органы, подразделения и сотрудники Службы безопасности Украины имеют право, в частности:

1) осуществлять контрразведывательный поиск, разведывательные и оперативно-розыскные мероприятия с использованием оперативных и оперативно-технических сил и средств, опрашивать лица с их согласия, использовать их добровольную помощь;

2) выявлять, фиксировать и документировать гласно и негласно разведывательные, террористические и прочие посягательства на государственную безопасность Украины, вести их оперативный учет, осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением технических средств;

3) проводить контрразведывательные операции и соответствующие оперативные и оперативно-технические мероприятия;

4) иметь гласных и негласных штатных и внештатных сотрудников, создавать с целью конспирации предприятия, учреждения и организации, использовать документы, которые зашифровывают лицо или ведомственную принадлежность сотрудников, помещений и транспортных средств контрразведывательных органов и подразделений;

5) истребовать, собирать и изучать документы и сведения, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, источники и размеры их доходов для предупреждения и пресечения разведывательных, террористических и других противоправных посягательств на государственную безопасность;

6) задерживать и удерживать в специально отведенных для этого местах определенных лиц, проводить их личный досмотр и осмотр вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или представляют опасность для жизни и здоровья людей;

7) исключительно для пресечения разведывательных, террористических и других противоправных посягательств на государственную безопасность Украины, а также при преследовании лиц, подозреваемых в проведении такой деятельности, в любое время беспрепятственно заходить и находиться на территории и в помещениях органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;

8) в неотложных случаях при осуществлении контрразведывательных мероприятий беспрепятственно пользоваться средствами связи предприятий, учреждений и организаций;

9) выявлять и вести учет лиц, которые подлежат профилактическому воздействию, объявлять им официальные предостережения о недопустимости противоправного поведения.

Законом предусмотрены определенные гарантии соблюдения законности при осуществлении контрразведывательной деятельности. В частности, государство гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина; деятельность органов и подразделений Службы безопасности Украины, которые осуществляют такую деятельность, не может быть использована для выполнения не предусмотренных этим Законом задач; не подлежит разглашению информация, касающая личной жизни, чести и достоинства человека; граждане имеют право в установленном законом порядке получать письменные объяснения по поводу ограничения в ходе осуществления контрразведывательной деятельности их прав и свобод и обжаловать эти действия.

Обрисовав основные положения Закона, следует остановиться и на его недостатках. До сих пор контрразведывательная деятельность регулировалась положениями

(и надо сказать, очень схожими с вышеупомянутыми) Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». Из понятия, задач и оснований контрразведывательной деятельности, как они выписаны в Законе, сложно понять, чем, собственно, она отличается от разведывательной деятельности (последняя также является специальным видом государственной деятельности, направленной на обеспечение государственной безопасности) или от оперативно-розыскной деятельности, которая, согласно Закону Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществляется контрразведкой, военной контрразведкой, подразделениями по защите национальной государственности и борьбе с терроризмом СБУ.

В связи с этим после вступления Закона в силу следует ожидать изменений к Законам Украины

«Об оперативно-розыскной деятельности»,

«О Службе безопасности Украины», «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц», «О разведывательных органах Украины» и др. А после окончательного принятия Закона Украины «О борьбе с терроризмом» возникнет необходимость согласовать вышеупомянутые законы и с ним. Не проще ли было бы для начала определиться, что есть целое, а что — его часть, и на основании этого принять как базовый Закон Украины «О правоохранительной деятельности», а уже потом — другие законы, которые вытекают из него? Иначе несогласованность всех вышеназванных законов будет постоянно создавать сложности в правоприменительной практике.

Имеются и недостатки частного характера. Так, среди полномочий органов контрразведки предусмотрено право задержания лиц, подозреваемых в подготовке к проведению разведывательно-подрывной, террористической деятельности и к совершению других преступлений. Нам кажется не совсем удачной формулировка этой нормы, что может привести к ее неоднозначной трактовке и ошибкам в практическом применении. В Законе следовало бы более четко определить, что это право реализуется только в рамках, определенных законом.

Кроме того, положения Закона о правах и обязанностях подразделений контрразведки должны соотноситься с общими правами и обязанностями органов Службы безопасности Украины как часть и целое и согласовываться с ними. Тем не менее такая связь в Законе нарушена. В частности, в нем в качестве средства предупреждения правонарушений предусматривается обьявление гражданам официального предостережения о недопустимости противоправного поведения. Такое средство профилактической деятельности отсутствует в Законе Украины «О Службе безопасности Украины». При этом порядок и условия применения официального предостережения, форма его реализации и правовые последствия в Законе не раскрываются. По нашему мнению, применение такого института не вызвано необходимостью и является необоснованным.

ЛЯДЕЦКИЙ Михаил — юрист, г. Киев;
ХАВРОНЮК Николай — кандидат юридических наук, г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

«Укрпатент»: экспертиза на высоте

Деловая практика

Недобросовестное использование знака

Роль арбитража в доменных спорах

Законодательная практика

Право преждепользования на знаки для товаров и услуг

Зарубежная практика

Добросовестному покупателю гарантируют его права

Вдова требует $ 50 миллионов

Беженцы отстояли право на политическое убежище

Сильвио Берлускони обвиняется во взяточничестве

Новый орган в делах о банкротстве

Сбор за просмотр телевизора?

Неделя права

Судебная реформа провалена

Обжалование определений ВХСУ

Семейный кодекс Украины: мнения не однозначны

У Минюста «отняли» регистрацию недвижимости

Новости профессии

Устав Гаагской конференции будет ратифицирован?

КСУ рассматривает дело о моратории на отчуждение госимущества

Рассмотрение исков по сбитому Ту-154 перенесено

Председатель ВХСУ посетил Россию

Прецеденты

Признание договоров купли-продажи и комиссии притворными

Признание договоров купли-продажи и комиссии притворными (кассация)

Признание недействительным налогового разъяснения

Судебная практика

Притворная сделка с судебным исходом

Борьба за товарный знак «Smirnoff»

Тема номера

Признание знака общеизвестным

«Патентные» суды Украине не нужны?

Правовая охрана общеизвестных знаков

Регистрируйте знаки, пока не поздно

Частная практика

Правовая оценка письма ГНАУ

Юридический форум

Закон о контрразведке принят. Нужен ли он?

О вкусах много не спорят

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: