26 декабря 2002 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины
«О контрразведывательной деятельности» (далее — Закон), который вступил в силу с момента его официального опубликования («Урядовый курьер» от 29 января 2003 года). Согласно этому Закону, контрразведывательная деятельность — это специальный вид деятельности в сфере обеспечения государственной безопасности.
Право на осуществление контрразведывательной деятельности предоставлено прежде всего Службе безопасности Украины. Вместе с тем отдельные контрразведывательные мероприятия в интересах обеспечения охраны государственной границы Украины, должностных лиц, а также безопасности собственных сил и средств, информационных систем и оперативного учета могут проводить разведывательные службы Украины и Управление государственной охраны Украины, которым законами Украины предоставлено право на оперативно-розыскную или разведывательную деятельность. Осуществление контрразведывательных мероприятий другими субъектами запрещается.
Закон определяет исчерпывающий перечень оснований для проведения контрразведывательной деятельности органами СБУ. К этим основаниям относятся:
1) наличие достаточной информации, требующей проверки при помощи специальных форм, методов и средств: об осуществлении разведывательной деятельности против Украины; о посягательстве на государственный суверенитет, конституционный порядок и территориальную целостность Украины; о террористических посягательствах или террористической деятельности, преступлениях против мира, безопасности человечества и международного правопорядка;
2) выполнение определенных законом задач по: контрразведывательному обеспечению экономического, информационного, научно-технического потенциала, оборонно-промышленного и транспортного комплексов и их объектов, национальной системы связи, воинских формирований, военно-технического сотрудничества, зарубежных дипломатических учреждений Украины и безопасности граждан Украины за границей, а также соблюдению международных режимов нераспространения; контрразведывательной защите органов государственной власти, правоохранительных и разведывательных органов, охране государственной тайны; защите посольств и представительств иностранных государств на Украине и их сотрудников от террористических посягательств; изучению и проверке лиц, которые оформляются для допуска к государственной тайне, к работе с ядерными материалами и на ядерных установках или привлеченных к конфиденциальному сотрудничеству; обеспечению собственной безопасности; информационно-аналитическому обеспечению органов государственной власти (об угрозе государственной безопасности Украины);
3) потребность выявления техническими средствами и прекращения работы радиоэлектронных и других устройств, функционирование которых создает угрозу государственной безопасности Украины или предпосылки к утечке информации с ограниченным доступом, а также радиоизлучений средств, используемых в противоправных целях.
Контрразведывательные мероприятия могут проводиться разведывательными службами Украины и Управлением государственной охраны Украины на основании выполнения определенных законом задач по обеспечению охраны (защиты) государственной границы Украины, должностных лиц, а также по обеспечению безопасности своих сил и средств, информационных систем и оперативного учета.
Поводами для осуществления контрразведывательной деятельности могут являться: заявления и сообщения граждан, лиц, привлеченных к конфиденциальному сотрудничеству, должностных и служебных лиц, общественных организаций, средств массовой информации; материалы органов дознания, досудебного следствия и суда; запросы, информация и материалы специальных служб и правоохранительных органов иностранных государств, международных учреждений и организаций; материалы правоохранительных органов и других органов государственной власти Украины об угрозах государственной безопасности Украины, материалы Службы безопасности Украины об организации, осуществлении, формах и методах террористической, разведывательной и другой деятельности в ущерб государственной безопасности Украины; запросы определенных правительством Украины полномочных государственных органов, учреждений и организаций о предоставлении лицам допуска к государственной тайне, к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.
Для выполнения определенных законом задач и при наличии предусмотренных законом оснований в ходе контрразведывательной деятельности органы, подразделения и сотрудники Службы безопасности Украины имеют право, в частности:
1) осуществлять контрразведывательный поиск, разведывательные и оперативно-розыскные мероприятия с использованием оперативных и оперативно-технических сил и средств, опрашивать лица с их согласия, использовать их добровольную помощь;
2) выявлять, фиксировать и документировать гласно и негласно разведывательные, террористические и прочие посягательства на государственную безопасность Украины, вести их оперативный учет, осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением технических средств;
3) проводить контрразведывательные операции и соответствующие оперативные и оперативно-технические мероприятия;
4) иметь гласных и негласных штатных и внештатных сотрудников, создавать с целью конспирации предприятия, учреждения и организации, использовать документы, которые зашифровывают лицо или ведомственную принадлежность сотрудников, помещений и транспортных средств контрразведывательных органов и подразделений;
5) истребовать, собирать и изучать документы и сведения, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, источники и размеры их доходов для предупреждения и пресечения разведывательных, террористических и других противоправных посягательств на государственную безопасность;
6) задерживать и удерживать в специально отведенных для этого местах определенных лиц, проводить их личный досмотр и осмотр вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или представляют опасность для жизни и здоровья людей;
7) исключительно для пресечения разведывательных, террористических и других противоправных посягательств на государственную безопасность Украины, а также при преследовании лиц, подозреваемых в проведении такой деятельности, в любое время беспрепятственно заходить и находиться на территории и в помещениях органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;
8) в неотложных случаях при осуществлении контрразведывательных мероприятий беспрепятственно пользоваться средствами связи предприятий, учреждений и организаций;
9) выявлять и вести учет лиц, которые подлежат профилактическому воздействию, объявлять им официальные предостережения о недопустимости противоправного поведения.
Законом предусмотрены определенные гарантии соблюдения законности при осуществлении контрразведывательной деятельности. В частности, государство гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина; деятельность органов и подразделений Службы безопасности Украины, которые осуществляют такую деятельность, не может быть использована для выполнения не предусмотренных этим Законом задач; не подлежит разглашению информация, касающая личной жизни, чести и достоинства человека; граждане имеют право в установленном законом порядке получать письменные объяснения по поводу ограничения в ходе осуществления контрразведывательной деятельности их прав и свобод и обжаловать эти действия.
Обрисовав основные положения Закона, следует остановиться и на его недостатках. До сих пор контрразведывательная деятельность регулировалась положениями
(и надо сказать, очень схожими с вышеупомянутыми) Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». Из понятия, задач и оснований контрразведывательной деятельности, как они выписаны в Законе, сложно понять, чем, собственно, она отличается от разведывательной деятельности (последняя также является специальным видом государственной деятельности, направленной на обеспечение государственной безопасности) или от оперативно-розыскной деятельности, которая, согласно Закону Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществляется контрразведкой, военной контрразведкой, подразделениями по защите национальной государственности и борьбе с терроризмом СБУ.
В связи с этим после вступления Закона в силу следует ожидать изменений к Законам Украины
«Об оперативно-розыскной деятельности»,
«О Службе безопасности Украины», «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц», «О разведывательных органах Украины» и др. А после окончательного принятия Закона Украины «О борьбе с терроризмом» возникнет необходимость согласовать вышеупомянутые законы и с ним. Не проще ли было бы для начала определиться, что есть целое, а что — его часть, и на основании этого принять как базовый Закон Украины «О правоохранительной деятельности», а уже потом — другие законы, которые вытекают из него? Иначе несогласованность всех вышеназванных законов будет постоянно создавать сложности в правоприменительной практике.
Имеются и недостатки частного характера. Так, среди полномочий органов контрразведки предусмотрено право задержания лиц, подозреваемых в подготовке к проведению разведывательно-подрывной, террористической деятельности и к совершению других преступлений. Нам кажется не совсем удачной формулировка этой нормы, что может привести к ее неоднозначной трактовке и ошибкам в практическом применении. В Законе следовало бы более четко определить, что это право реализуется только в рамках, определенных законом.
Кроме того, положения Закона о правах и обязанностях подразделений контрразведки должны соотноситься с общими правами и обязанностями органов Службы безопасности Украины как часть и целое и согласовываться с ними. Тем не менее такая связь в Законе нарушена. В частности, в нем в качестве средства предупреждения правонарушений предусматривается обьявление гражданам официального предостережения о недопустимости противоправного поведения. Такое средство профилактической деятельности отсутствует в Законе Украины «О Службе безопасности Украины». При этом порядок и условия применения официального предостережения, форма его реализации и правовые последствия в Законе не раскрываются. По нашему мнению, применение такого института не вызвано необходимостью и является необоснованным.
ЛЯДЕЦКИЙ Михаил — юрист, г. Киев;
ХАВРОНЮК Николай — кандидат юридических наук, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…