Избирательная кампания-2010 на Украине, кроме всего прочего, характеризуется неопределенностью правового регулирования. Сначала менее чем за полгода до официального старта выборов были внесены достаточно существенные изменения в Закон Украины «О выборах Президента Украины», признанные впоследствии неконституционными. А уже в разгар избирательной кампании парламент вновь вернулся к вопросу изменения избирательного законодательства. Было внесено сразу три законопроекта (авторы — народные депутаты Украины Валерий Писаренко, Елена Лукаш, а также Президент Украины), разработанные с учетом решения Конституционного Суда Украины и заключения Венецианской комиссии, которые оказались идентичными где-то на 80 %. Однако оптимальной модели организации выборов Президента Украины не было предложено ни в одном из упомянутых законопроектов. В результате первого чтения поддержаны предложения Виктора Ющенко. А профильному парламентскому комитету поручено в кратчайшие сроки подготовить этот законопроект ко второму чтению, с учетом положений альтернативных законопроектов.
Итак, «базис» усовершенствования регулирования выборов ныне выглядит следующим образом.
По словам заместителя главы секретариата Президента Украины — представителя Президента Украины в КСУ Марины Ставнийчук, представившей «президентский» законопроект на пленарном заседании парламента, инициируются изменения в части образования и организации работы избирательных комиссий, снятия ограничений права голосования в зависимости от места проживания, усовершенствования механизма образования специальных избирательных участков. В частности, в состав участковых избирательных комиссий на специальных избирательных участках не могут входить работники соответствующего заведения или учреждения. Предлагается усовершенствовать механизм распределения руководящих должностей в избирательных комиссиях, обеспечивая равенство кандидатов.
Кроме того, предлагается уточнить порядок составления и уточнения списков избирателей в части сроков обжалования неточностей в списках избирателей. Предусмотрено, что за два дня до дня выборов списки закрываются и изменения в списки не вносятся, за одним исключением — по решению суда. Также предлагается уточнить механизм голосования граждан, которые находятся в день голосования за пределами государства, — ввести явочный порядок их включения в список избирателей на соответствующем зарубежном избирательном участке. Кроме того, предлагается уточнить институт денежного залога, не изменяя его размера.
Отметим также, что предлагается новая редакция статей, которые определяют порядок и требования к форме, содержанию избирательного бюллетеня, порядку их изготовления и передаче в избирательные комиссии.
Важно, что предусматривается уточнить требования к избирательным урнам. Они обязательно должны пломбироваться изготовленной в централизованном порядке по заказу Центральной избирательной комиссии пломбой одноразового использования единого образца, которая имеет серию и номер — с целью недопущения фальсификаций.
Кроме того, предлагается также включить в закон отсутствующий ныне механизм установления результатов в пределах отдельного заграничного избирательного округа, также уточнить процедуру установления ЦИК результатов выборов и процедуру официального предания огласке результатов выборов Президента Украины.
Второй блок предложений Виктора Ющенко касается внесения изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины. Основное — предлагается отнести процедуру судебного обжалования выборов к сфере регулирования исключительно КАСУ, исключив соответственно из Закона о выборах все нормы, которые касаются порядка судебного обжалования.
Кроме того, предусматривается уточнить предметную и территориальную подсудность дел. Предлагается, чтобы все дела, которые касаются избирательных споров, рассматривались исключительно в коллегиальном порядке. На сегодня, напомним, предусмотрено единоличное рассмотрение таких судебных споров.
По словам Марины Ставнийчук, ныне вполне реально на основе этого законопроекта создать нормальную базу для проведения выборов Президента Украины.
Несомненно, провести выборы вполне возможно и по действующему Закону «О выборах Президента Украины», однако не менее очевидно, что чрезвычайно много «острых» моментов осталось вне правового регулирования, что не лучшим образом скажется на организации и, возможно, результатах избирательной кампании. Закон о выборах менять надо, но будет ли достигнута цель авральными средствами — когда изменения в закон вступят в силу в лучшем случае за месяц до даты выборов? И не повлечет ли это за собой очередную путаницу и всплеск нарушений?
В совместном заключении Венецианской комиссии и Бюро демократических инициатив и прав человека ОБСЕ от 10 октября 2009 года относительно Закона Украины «О выборах Президента Украины» (с учетом изменений, внесенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выборов Президента Украины» от 21 августа 2009 года № 1616-VI) высказывается обеспокоенность по поводу «непрозрачности и несправедливости» механизма назначения членов теризбиркомов и положений, которые накладывают ограничения на СМИ. «Потенциально нечеткими и неэффективными» названы положения, которые касаются финансирования избирательной кампании. Также Венецианская комиссия настаивает и настойчиво рекомендует Украине пересмотреть положение относительно порядка и оснований обжалования и рассмотрения избирательных споров, порядка установления результатов голосования на отдельных избирательных участках и выборов в целом.
Решением Конституционного Суда Украины № 26-рп/2009 от 19 октября 2009 года признаны не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения части 6 статьи 2 (в части определения пребывания на консульском учете граждан Украины условием реализации права избирать на выборах Президента Украины), части 6 статьи 23, части 6 статьи 24 (в части требования к кандидату в члены окружной, участковой избирательной комиссии проживать в пределах соответствующего территориального округа или города, на территории которого расположен этот округ), части 7 статьи 84, частей 4, 6 статьи 99 Закона Украины «О выборах Президента Украины» от 5 марта 1999 года № 474-ХIV с изменениями.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…