Государственная налоговая администрация Украины (ГНА) решила несколько привести в соответствие с законодательством свой нормативный акт — Порядок оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства (Порядок), а также определить правовой статус заключения органов налоговой, которое составляется в случае, если субъект, у которого проводилась проверка, не согласен с ее результатами и предоставляет возражения.
С какого дня считать?
Рассматриваемый Порядок был принят летом 2005 года, и его действие направлено на реализацию требований Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» и для применения должностными лицами органов государственной налоговой службы при оформлении материалов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, субъектами хозяйствования — юридическими лицами, их филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями. Но уже в прошлом году ГНА в своих письмах давала разъяснения относительно исчисления сроков, указанных в Порядке. Так, налоговая указывала, что в соответствии с пунктом 4.4 Порядка должностные лица субъекта хозяйствования в случае несогласия с заключением проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, имеют право в течение 3 рабочих дней со дня получения экземпляра акта проверки подать в орган государственной налоговой службы возражения к акту проверки. В свою очередь, органы налоговой рассматривают возражение в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и о результатах рассмотрения в письменном виде уведомляют субъект хозяйствования. Но, если обратиться к Гражданскому кодексу Украины (ГК), где в статье 253 дается порядок исчисления сроков, то ГК предусматривает начало хода срока со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Далее, органы налоговой, признавая, тем не менее, приоритет норм ГК, предлагают в своих письмах следующее: субъекты хозяйствования имеют право подать в орган налоговой возражения к акту проверки в течение 3 рабочих дней со дня получения экземпляра акта, не включая день его получения, органы налоговой также рассматривают возражения в течение 3 рабочих дней со дня их поступления, не включая день получения возражений, и о результатах рассмотрения в письменном виде сообщают субъекту хозяйствования.
Внесенными изменениями налоговая упрощает жизнь — отныне перечитывать их письма не стоит: в пункте 4.2 и 4.4 (оба касаются процедуры подписания акта проверок, порядка его регистрации и хранения) вместо слов «со дня» поставлены слова «со дня, следующего за днем».
Заключение — этап проверки
Отметим, что в разделе І Порядка даются определения, что является актом проверки, какие данные он содержит и как составляется, то же касается и справки и иной документации, оформляемой при проведении проверки либо по ее результату, но что является заключением в понимании этого Порядка — неясно.
Ясно, что в случае несогласия должностных лиц с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, субъект хозяйствования имеет право в течение 3 рабочих дней со дня получения экземпляра акта проверки подать в орган налоговой возражения к акту проверки. При этом, в случае несогласия с заключениями акта проверки, субъект хозяйствования в акте проверки при его подписании (или отказе от подписания) делает соответствующую отметку. Далее, Порядок определял, что органы налоговой рассматривают возражения в течение 3 рабочих дней со дня их поступления и о результатах рассмотрения письменно уведомляют субъекта хозяйствования. Но как именно и кем рассматриваются возражения, в какой форме приходит уведомление субъекту хозяйствования — это оставалось на усмотрение органов налоговой. Поэтому пункт 4.4 дополняется 6 новыми абзацами, к которым тоже есть пара вопросов.
Итак, по письменному обращению субъекта хозяйствования его должностные лица имеют право принимать личное участие в рассмотрении возражений и лично излагать аргументы лицам, которые рассматривают возражения. Но интересными представляются действия органов налоговой: по результатам рассмотрения возражений они составляют заключение произвольной формы, в котором отмечаются указанные в акте проверки факты и данные, относительно которых предоставлены возражения субъектом хозяйствования, краткое содержание возражений, указываются обоснования позиции органа налоговой относительно каждого вопроса, затронутого в возражениях, и дается итог относительно обоснованности возражений. Интересно, почему столь важный документ (почему, речь пойдет ниже) составляется в произвольной форме, а возражения субъекта хозяйствования в нем фиксируются кратко (как точно кратко — на усмотрение налоговиков).
Заключение подписывается должностными лицами органа налоговой, которые проводили проверку, их непосредственными руководителями, а также другими должностными лицами органа государственной налоговой службы, которые были привлечены к рассмотрению возражений, и утверждается руководителем (заместителем руководителя) органа налоговой, работники которого проводили проверку. Кто такие именно «другие должностные лица, привлеченные к рассмотрению возражений», Порядок не указывает. Но Порядок не исключает возможности внесения возражений на рассмотрение постоянных комиссий (при государственных налоговых инспекциях, специализированных государственных налоговых инспекциях по работе с крупными плательщиками налогов), предусмотренных пунктом 4.1 Порядка.
Заключение в день его утверждения регистрируется в едином специальном журнале органа налоговой. Обращаем внимание на то, что это заключение является составляющей частью материалов проверки (!) и учитывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы при рассмотрении и принятии налогового сообщения-решения (решения о применении штрафных (финансовых) санкций). Заключение приобщается к первому экземпляру акта проверки, который остается в органе налоговой. А на основании заключения составляется обоснованный письменный ответ относительно результатов рассмотрения возражений, который подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа налоговой и высылается субъекту хозяйствования надлежащим образом. Будет ли включаться заключение налоговой в письменный ответ субъекту хозяйствования — в Порядке не указывается, следовательно, остается поле для деятельности.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…