ЗАКАТ ЭПОХИ ФЛИБУСТЬЕРСТВА — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №3 (213) » ЗАКАТ ЭПОХИ ФЛИБУСТЬЕРСТВА

ЗАКАТ ЭПОХИ ФЛИБУСТЬЕРСТВА

«Пиратская» проблема на Украине достигла своего пика. Ни для кого не секрет, что сегодня бизнес по производству и торговле лазерными дисками является если не сверхприбыльным, то чрезвычайно рентабельным. В особенности же это касается предприятий, не утруждающих себя решением проблемы авторских прав на объекты, содержащиеся на этих носителях, поскольку само по себе производство компакт-дисков, CD-ROM и прочих аналогичных носителей не требует значительных затрат.

Давление на Украину со стороны иностранных государств и международных организаций, защищающих интересы субъектов нарушаемых авторских и смежных прав, время от времени подвигало наше государство на принятие некоторых мер, призванных улучшить ситуацию с пиратством. Например, в марте 2000 года был принят Закон Украины «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм», которым устанавливалась уголовная ответственность за незаконное изготовление, подделку, использование или сбыт незаконно изготовленных и полученных либо подделанных контрольных марок, а также административная — за незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм.

В конце прошлого года в Верховный Совет был внесен законопроект, направленный уже на конкретный сегмент рынка программного обеспечения и мультимедийной продукции — «О государственном регулировании производства, экспорта, импорта дисков для лазерных систем считывания», призванный искоренить нарушение прав владельцев интеллектуальной собственности при производстве и продаже упомянутых дисков. Однако парламент не смог принять этот законопроект, в результате чего Украина подверглась экономическим санкциям со стороны США — государства, более других заинтересованного в решении пиратского вопроса на Украине. Теперь объем экспорта украинских товаров в эту страну уменьшится на 75 млн американских долларов — сумму, отображающую ежегодный ущерб американской индустрии от производства и продажи нелицензионной продукции на Украине. Санкции отразятся в первую очередь на предприятиях металлургической отрасли отечественной промышленности, а также ряде отраслей легкой промышленности.

Причиной провала принятия законопроекта послужило принципиальное расхождение мнений народных депутатов в отношении некоторых его положений. С одной стороны, раздавались голоса о нависших над Украиной санкциях в придачу с тезисом о необходимости нашей страны соответствовать критериям цивилизованного государства, с другой — звучал столь популярный сегодня призыв о «защите национального производителя».

Следует отметить, что законопроект действительно предусматривает ряд беспрецедентных мер, направленных на недопущение незаконного производства и оборота оптических дисков. Об этом свидетельствует уже то, что предпринимательскую деятельность, связанную с производством оптических дисков, импортом и экспортом оборудования и сырья для их изготовления, собираются подвергнуть государственному ограничению наряду, например, с обращением наркотических средств и психотропных веществ, изготовлением и реализацией оружия и боеприпасов, охраной отдельных особо важных объектов права государственной собственности и т. п.

СПЛОШНОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Согласно проекту, производство дисков может осуществляться субъектами хозяйствования лишь при наличии у них лицензии на проведение такой деятельности и соблюдении лицензионных условий, установленных Законом и нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, изданными в соответствии с ним. При прочтении раздела, посвященного лицензированию, обнаруживается, что лицензировать производителям CD придется практически все, начиная от собственно данного бизнеса и заканчивая оборудованием для производства оптических дисков и складских помещений, предназначенных для их хранения.

До выдачи лицензии орган лицензирования присваивает заявителю (производителю) специальный идентификационный код (СИД-код) и указывает его в лицензии.

Лицензия выдается лишь тем субъектам, которые предоставили документально подтвержденные данные о собственном либо арендованном производственном оборудовании; всех собственных либо арендованных помещениях, в частности, производственных и складских; своем юридическом статусе (вид предприятия, наименование, форма собственности, состав учредителей, данные о государственной регистрации); составе руководства (высшие и исполнительные органы управления); а также иные сведения и документы, исчерпывающий перечень которых устанавливается Кабинетом Министров.

Лицензия на производство дисков выдается на срок не более трех лет в порядке и по форме, установленной Кабинетом Министров.

Лицензионные условия деятельности по производству дисков включают следующее:

— производство дисков лишь на лицензированном оборудовании и в лицензированных помещениях;

— проставление на каждом изготовленном диске специального идентификационного кода в соответствии с требованиями, установленными Кабинетом Министров;

— обеспечение наличия на оборудовании (пресс-формах) для производства матриц и дисков устройств для нанесения на диски специальных идентификационных кодов;

— немедленное, однако не позднее трех рабочих дней, уведомление органа лицензирования о любых изменениях, произошедших относительно сведений, указанных в лицензии, в том числе о лицензированном оборудовании и помещениях;

— производство дисков, содержащих объекты авторского и/или смежных прав, лишь при наличии разрешения лиц, которым принадлежат данные права;

— ведение детального учета производства дисков, а также приобретения, хранения и использования сырья для их изготовления;

— хранение учетных и иных документов о приобретении и использовании оборудования, сырья, производстве и реализации дисков, включая документы, подтверждающие заключение соответствующих договоров и предоставление прав на использование объектов авторского права и/или смежных прав, а также экземпляры изготовленных дисков на протяжении не менее пяти лет, и предоставление копий таких учетных документов и экземпляров изготовленных дисков органу лицензирования в порядке, установленном Кабинетом Министров;

— предоставление в любое время органу лицензирования или лицам, уполномоченным им, независимо от наличия какого-либо предупреждения, доступа в любое помещение, используемое производителем дисков для осуществления деятельности, в том числе для хранения любой отчетности, с целью проверки выполнения требований данного Закона;

— выполнение других требований, установленных Кабинетом Министров.

Производство дисков под заказ других лиц, в том числе с применением давальческого сырья, должно осуществляться с соблюдением требований данного Закона.

Отдельные требования проект предъявляет к деятельности, связанной с экспортом и импортом дисков, а также оборудования и сырья для их производства.

Вводится лицензирование экспорта и импорта:

1) дисков;

2) оборудования для производства дисков и/или основных узлов такого оборудования, перечень которых утверждается Кабинетом Министров;

3) сырья для производства дисков (оптического поликарбоната).

Лицензия на экспорт, импорт оборудования и дисков выдается сроком на один год. Субъект хозяйствования, получивший лицензию на экспорт, импорт оборудования и дисков, обязан:

— уведомлять орган лицензирования по форме и в порядке, установленным этим органом о каждой партии дисков и/или оборудования, которые будут пересекать таможенную границу Украины с указанием сведений о количестве дисков, названиях произведений и исполнителей произведений, содержащихся на таких дисках, а также названии производителя, поставщика и получателя таких дисков;

— осуществлять импорт оборудования, которое обеспечено устройствами для нанесения СИД-кода или должно быть приспособлено для такого обеспечения в будущем;

— осуществлять экспорт и импорт дисков и матриц лишь при наличии на них специальных идентификационных кодов;

— сохранять лицензию и все указанные формы сообщений относительно каждой партии экспорта, импорта дисков и/или оборудования на протяжении не менее пяти лет.

Лицензирование экспорта, импорта сырья для производства дисков осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам внешнеэкономической политики на основании разовой (индивидуальной) лицензии.

РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕ ДАДУТ

Контроль над соблюдением требований закона проект возлагает на органы лицензирования (для этой цели предусматривается создать подразделение государственных инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности), спецподразделения МВД и иные государственные органы в пределах своих полномочий. Такой контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых (в том числе внезапных) проверок. Порядок осуществления государственного контроля устанавливается Кабинетом Министров.

Плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в год. Внеплановые же и внезапные проверки проводятся в любое время без предварительного уведомления субъекта хозяйствования:

— с целью проверки выполнения распоряжений органов контроля об устранении нарушений;

— по обращениям в письменной форме в органы контроля о нарушении лицензионных условий производства дисков или угрозе такого нарушения и/или особых условий лицензий на экспорт или импорт указанных дисков, оборудования и сырья;

— по обращениям в письменной форме в органы контроля об осуществлении хозяйственной деятельности относительно дисков без лицензии;

— с целью предупреждения и прекращения нарушений данного Закона;

— с целью проверки деятельности производителя дисков на соответствие требованиям данного Закона;

— с целью прекращения любого нарушения или угрозы нарушения авторского права или смежных прав.

Проверки могут проводиться при участии представителей лиц, которым принадлежат авторские и/или смежные права, в том числе иностранных, по приглашению органов контроля.

Одним словом, при принятии Закона в такой редакции жизнь производителей, экспортеров и импортеров дисков превратится в одну сплошную проверку. Проверять смогут в любое время и практически по любому поводу, поскольку создатели законопроекта явно перестраховались, сотворив такой обширный перечень оснований для внеплановых проверок. Причем всего лишь три последних пункта могут обеспечить регулярное посещение предприятия проверяющими.

ЧЕГО ТАК ДОЛГО ДОБИВАЛСЯ СЭМ

Меры государственного воздействия за нарушение законодательства о производстве дисков также не прибавят оптимизма предпринимателям. К административной ответственности субъекты хозяйствования привлекаются в случае:

— осуществления хозяйственной деятельности по производству дисков без лицензии;

— производства дисков без нанесения специальных идентификационных кодов и/или без разрешения лиц, которым принадлежит авторское право и/или смежные права;

— экспорта, импорта товаров, предусмотренных законом, без наличия лицензии и/или с нарушением лицензионных условий;

— невыполнения условий закона относительно обеспечения производителем наличия на оборудовании для изготовления дисков, которое принадлежит производителю и контролируется им, устройств для нанесения СИД-кодов на все изготовленные диски;

— неподачи информации о каждой партии дисков, оборудования для их производства, предусмотренной законом.

При этом диски, изготовленные на Украине, или матрицы, оборудование, сырье, экспортированные либо импортированные с нарушением требований закона; любая пресс-форма, на которую не нанесен СИД-код, а также оборудование, не приспособленное для нанесения на матрице СИД-кодов, подлежат изъятию и/или конфискации.

Кроме этого, с целью прекращения нарушений требований закона дополнительно может применяться ряд специальных мер, таких как ограничение, временный запрет либо прекращение деятельности субъектов хозяйствования, временный запрет производства и использования оборудования и сырья, аннулирование лицензии на производство, экспорт и импорт дисков и оборудования.

Наиболее же серьезное наказание в виде уголовной ответственности предусмотрено за нарушение законодательства, регулирующего производство, экспорт, импорт дисков для лазерных систем считывания, а также экспорт и импорт оборудования либо сырья для их производства. Для этого предлагается дополнить Уголовный кодекс одноименной статьей 203-1. Данные действия, если они совершены в крупных размерах (если стоимость дисков, оборудования или сырья для их производства в тысячу и больше раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан), предполагается наказывать лишением свободы на срок от одного до пяти лет с конфискацией дисков, оборудования или сырья для их производства.

По нашему мнению, такая формулировка этой статьи не выдерживает никакой критики. Ведь ее гипотеза совершенно не конкретизирована, что позволит привлекать к ответственности за малейшие нарушения законодательства о производстве оптических дисков. Причем именно законодательства, а не закона: учитывая то, что решение массы вопросов в проекте отводится Кабинету Министров, шансы предпринимателя попасть за решетку доводятся до максимума.

Бороться с пиратством, без всякого сомнения, необходимо. Однако соответствуют ли предлагаемые меры поставленной цели?

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA