– Каковы основные преимущества экспортного финансирования?
– В интересах экспортера – получить предоплату за товар, а риск импортера состоит в возможном отказе экспортера от поставки и присвоении полученных денег. Аналогично, если экспортер предоставит импортеру товарный кредит, тот может отказаться от оплаты или необоснованно задержать ее. Поэтому при экспортно-импортных операциях возникает необходимость в привлечении посредника, которым, как правило, выступает финансовое учреждение – банк и/или страховая компания экспортера. В широком понимании экспортное финансирование можно определить как совокупность страховых, финансовых или гарантийных договоренностей, позволяющих совершить поставку, минимизируя экспортно-импортные риски обеих сторон. Возрастающий интерес к этому виду финансирования объясняется прежде всего тем, что иные формы привлечения средств, такие как IPO, выпуск еврооблигаций или синдицированное кредитование, в посткризисный период стали менее доступны. В то же время экспортное финансирование могут привлечь и компании со средними оборотами, к тому же оно обходится дешевле.
Родилась в Донецке. В 1998 году окончила юридический факультет Киевского национального экономического университета имени В. Гетьмана, в 2005 году получила степень магистра права в University of London. Ведет адвокатскую деятельность с 2000 года. С 2005 года является партнером юридической фирмы “Лавринович и партнеры”. Руководит практикой финансового и банковского права, является соруководителем практик слияния и поглощения, недвижимости и строительства. Рекомендованныйюристсогласно IFLR 1000 2014, Best Lawyers, ILO Client Choice Awards 2012, Chambers Global 2013, Chambers Europe 2013, The Legal 500: Europe, Middle East&Africa 2013.
Нужно отметить, что есть два, на первый взгляд, схожих понятия – торговое и экспортное финансирование. Эти термины зачастую употребляют как синонимы, что обусловлено схожестью используемых инструментов и механизмов. Однако торговое финансирование, помимо экспортно-импортных операций, включает в себя также финансирование торговых операций внутри страны.
В большинстве стран экспортное финансирование поддерживается государством. В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), из 29 стран–членов ОЭСР, присоединившихся к рабочей группе по экспортным кредитам и экспортным гарантиям, только Ирландия отказалась от принципа господдержки экспортного финансирования. Остальные государства, включая пять, не входящих в ОЭСР, но также присоединившихся к этой группе, поддерживают экспортное финансирование на государственном уровне.
– В чем заключается эта поддержка?
– Ее предоставляют государственные банки и специальные экспортные кредитные агентства (ЭКА). Роль государственных банков состоит в предоставлении кредита покупателю на более выгодных условиях. Для сравнения: в проекте по экспортному финансированию, который мы сейчас сопровождаем, украинская сторона может получить кредит под 8% годовых, в то время как рыночная ставка составляет не менее 11%. Учитывая, что речь идет о сумме около 100 млн евро, выгода очевидна.
– Какова роль ЭКА в этой схеме?
– Экспортные кредитные агентства, как правило, создаются и контролируются государством и призваны страховать экспортные контракты от коммерческих и политических рисков. ЭКА берут на себя риск, который не покрывается частными компаниями. То есть выступают участниками трансакций, в которых существует значительный риск неплатежа. Такие агентства могут выдавать гарантии, а в некоторых случаях и предоставлять кредиты непосредственно покупателю.
– От каких рисков обычно страхуют в ЭКА?
– ЭКА всех стран–участников рабочей группы ОЭСР страхуют от такого политического риска, как невозврат кредита покупателем в связи с правительственными ограничениями, наложенными в соответствии с изменением законодательства. Большинство стран–участников рабочей группы также покрывают валютный риск в случае недоступности иностранной валюты на рынке покупателя. Впрочем, этот инструмент страхования может быть ограничен в случаях предоставления кредита в страну покупателя с низким уровнем платежеспособности. Универсального подхода для определения уровня платежеспособности страны не существует, но в мировой практике используют такие показатели, как размер внешнего долга, ВВП, отношение объема платежей по обслуживанию долга к ВВП, отношение суммы долга/платежей по обслуживанию долга к объему экспорта товаров и услуг. Например, в рамках рабочей группы с 1999 года действует система оценки риска страны, которая состоит из двух переменных. Первой из них является модель оценки риска страны (CRAM), на основании которой проводится количественная оценка кредитного риска. Формула модели не разглашается, но известно, что оценка проводится, исходя из платежного опыта стран-участников, финансовой и экономической ситуации. Вторая переменная – это качественная оценка результатов, полученных экспертами из стран–членов ОЭСР на основании CRAM, и она включает политические и иные риски, которые не могут быть оценены в рамках CRAM. Таким образом, финальная оценка присваивается посредством обсуждений экспертов и достижения консенсуса. Результаты этой оценки являются публичной информацией и обновляются не реже одного раза в год. Риск Украины в рамках оценки, проводимой ОЭСР, составляет 7 баллов из семи возможных.
Упомянутые ЭКА страхуют также от таких коммерческих рисков, как невозврат кредита в связи с банкротством или дефолтом покупателя, и могут покрывать иные коммерческие риски, которые, как правило, берут на себя частные финансовые учреждения.
– Сколько времени занимает процесс получения кредита?
– Меньше, чем нужно для IPO или выпуска еврооблигаций, но украинскому покупателю следует быть готовым предоставить полную информацию о себе по запросам банка и ЭКА страны-экспортера. Пакет таких документов более или менее стандартен, и для Украины, как страны с низким финансовым рейтингом, он довольно-таки обширен. В проектах по экспортному финансированию отечественных компаний, в которых мы участвовали, от украинской стороны были затребованы годовые отчеты, аудиторские заключения, информация о структуре всей группы, включая данные о собственниках, оценка имущества, уставные документы, сведения о задолженности, бизнес- и маркетинговые планы и т. д. Также от украинской стороны могут потребовать предоставления дополнительного обеспечения в форме залога долей или акций, недвижимого и движимого имущества, открытия эскроу-счета и т. д.
– Есть ли еще какие-то специфические требования, которые могут предъявляться к сторонам–участникам экспортного финансирования?
– В первую очередь стоит упомянуть о требованиях, выдвигаемых экспортерами относительно того или иного процента использования местных комплектующих изделий и материалов при производстве товаров (local content requirements). С 1999 года страны–члены рабочей группы также стали анализировать проекты на предмет возможного отрицательного воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями местного законодательства.
– Все ли механизмы экспортного финансирования задействованы в Украине?
– На данный момент нет. Экспортное финансирование остается инструментом, доступным для предприятий из стран с развитой экономикой. В Украине пока сложно реализовать механизмы экспортного финансирования прежде всего из-за недостаточного объема средств в бюджете. Нет и соответствующей законодательной базы, регулирующей создание государственного ЭКА.
– Государственный Укрэксимбанк в перспективе мог бы стать таким агентством?
– Теоретически да. Например, в Чехии, Германии, Венгрии именно государственные банки являются институтами, функционирующими также и в качестве ЭКА. Укрэксимбанк в последнее время активизировал контакты с иностранными ЭКА. Только в октябре были подписаны два соглашения о сотрудничестве – с “Белэксимгарантом” (Белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования) и Чешским экспортным банком.
– Украинские юридические компании сопровождают сделки только со стороны отечественных предприятий?
– Не только. В одном из наших текущих проектов по экспортному финансированию мы выступаем на стороне экспортера. Проект пока конфиденциальный и находится на стадии переговоров и разработки юридической структуры. Будет использована не типичная для экспортного финансирования схема, в соответствии с которой на определенном этапе должна произойти замена импортируемого товара на товар, произведенный в Украине. Сегодня основными проблемными аспектами являются требования украинского валютного законодательства. Экспортеру, его банку и ЭКА сложно принять требования относительно обязательной продажи валюты и невозможности в определенных случаях проводить расчеты в иностранной валюте. А больше всего нашего клиента настораживают постоянные изменения в этой сфере, вносимые Национальным банком Украины. Нам приходится направлять обе стороны к приемлемому для всех консенсусу, а это непросто, так как, помимо экспортера и покупателя, в переговорах принимают участие банки, точнее их синдикат, ЭКА и производитель товара.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…