Задать фору — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Задать фору

Президент Украины в законопроекте поделился своим виденьем роли «инвестнянь» и форм господдержки инвестиционных проектов в Украине
По замыслу Президента Украины, государство должно предложить несколько форм сотрудничества для привлечения крупных иностранных и национальных инвестиций

Как мы и прогнозировали, после регистрации в парламенте мартовского законопроекта «Об основах государственной поддержки новых инвестиций в Украину» № 3201 появление законотворческого воплощения президентского видения механизма пресловутых «инвестнянь» было лишь вопросом времени. Если бы в законотворческий процесс не вмешался карантин, возможно, это видение уже получило бы «законные рамки» и, вопреки другим законам — логическим, не было бы отбоя от инвесторов в Украину.

Но пока приходится довольствоваться малым и анализировать то, что парламентариям рассматривать еще предстоит. Итак, организационные, правовые и финансовые принципы государственной поддержки инвестиционных проектов со значительными инвестициями с целью привлечения в Украину стратегических партнеров, создания рабочих мест, стимулирования экономического развития регионов и роста конкурентоспособной экономики предусмотрены в законопроекте «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями» № 3760, который был зарегистрирован в парламенте 1 июля 2020 года и уже даже обзавелся альтернативными вариантами. И не одним, а тремя!

Сперва определимся с терминологией. Инвестиционный проект со значительными инвестициями, согласно законопроекту № 3760, — это инвестиционный проект, который предусматривает осуществление инвестиций в объеме, превышающем сумму, эквивалентную 30 млн евро. Инвестором может быть юридическое лицо, зарегистрированное как в Украине, так и в иностранном государстве, или несколько юридических лиц. Роль «инвестняни» будет выполнять некое уполномоченное учреждение, которое в проекте определяется как государственное учреждение, уполномоченное Кабинетом Министров Украины на осуществление сопровождения заявителя и инвестора со значительными инвестициями в подготовке и реализации инвестиционного проекта.

Четыре формы «пряника»

Примечательно, что разработчики этого механизма ориентировались на опыт в том числе балканских стран. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что опыт Сербии, Венгрии, Польши, Чехии и Словакии показал: наличие инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов является существенным конкурентным преимуществом в контексте наращивания объема стратегических инвестиционных проектов. Какие варианты могут быть у нас?

Государство планирует предоставлять поддержку инвестиционным проектам в четырех формах, касающихся налоговых, таможенных льгот, вопросов землепользования и объектов инфраструктуры. Во-первых, поддержка может заключаться в освобождении от уплаты отдельных налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством (сэкономленные суммы остаются в распоряжении инвестора). Во-вторых, в освобождении от налогообложения ввозной пошлиной в соответствии с таможенным законодательством нового оборудования, которое ввозится для реализации инвестиционного проекта. В-третьих, в обеспечении преимущественного права землепользования земельным участком государственной или коммунальной собственности для реализации инвестиционного проекта, в преимущественном праве приобретения в собственность после истечения срока специального инвестиционного договора, если такое право предусмотрено этим договором. В-четвертых, в обеспечении за счет бюджетных средств строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов смежной инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Другими словами, государство всего лишь нуждалось в веском аргументе для того, чтобы вкладывать средства в устаревшие автомобильные пути, линии связи, средства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации. А мы-то думали…

В другой статье законопроекта говорится о том, что общий объем государственной поддержки инвестиционного проекта не должен превышать 30 % от планового объема инвестиций по проекту.

Законопроект № 3760 четко обозначает области применения значительных инвестиций: сферы перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, логистики, обращения с бытовыми отходами, туризма, здравоохранения, образования и спорта. Другими обязательными условиями проекта являются география — территория Украины — и ежегодное создание не менее 150 новых рабочих мест на протяжении срока реализации проекта, который не должен превышать пяти лет. Примечательно, что законопроектом определяются сферы, в которых государственная поддержка не может оказываться: возобновляемая энергетика, добывающая промышленность, растениеводство, финансовая сфера.

«Инвестняня» в роли

Главная задача уполномоченного учреждения — сопровождение подготовки и реализации инвестиционных проектов. Учреждение будет исполнять роль проводника «значительного инвестора» по горам и равнинам разнообразного институционного ландшафта Украины: привлекать потенциальных инвесторов, предоставлять организационную и консультационную помощь, взаимодействовать с органами государственной власти и местного самоуправления, разрабатывать предложения, рекомендации, планы, действия, направленные на улучшение подготовки и реализации значительных инвестиционных проектов. Все эти услуги для заявителя и инвестора уполномоченное учреждение исполняет бесплатно.

А потом в проекте почему-то прописывается, что «любое незаконное вмешательство в деятельность уполномоченного учреждения с целью противодействия исполнению им функций, определенных законом, запрещается». Несколько странная формулировка, нацеленная на инвесторов, в законодательстве государства, которое по умолчанию считает себя правовым, не так ли?

Предусматривается довольно обширный перечень компаний, которые не могут претендовать на статус «значительного инвестора»: неприбыльные организации, юридические лица — выходцы из страны-агрессора, юридические лица, в отношении которых открыто производство по делу о банкротстве или которые находятся в процессе ликвидации, и даже юрлица, зарегистрированные в государствах, которые не применяют или применяют плохо рекомендации Группы по разработке финансовых средств борьбы с отмыванием денег (FATF).

И если за коммуникацию отвечает уполномоченная «инвестиционная няня», то решение о целесообразности реализации инвестиционного проекта и заключения специального инвестиционного соглашения принимается уполномоченным органом — центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализовывающим государственную инвестиционную политику — Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины. Ряд других центральных органов исполнительной власти и даже Антимонопольный комитет Украины, по замыслу авторов проекта, должны привлекаться к проведению оценки инвестиционного проекта.

Рабочим документом во всех этих правоотношениях является, как мы уже упомянули, специальный инвестиционный договор. Кабинет Министров Украины и орган местного самоуправления (если он является стороной договора) берут на себя обязательства в пределах полномочий «обеспечивать стабильность условий осуществления инвестором хозяйственной деятельности для реализации проекта». Несмотря на то что срок реализации инвестиционного проекта не должен превышать пяти лет, специальный инвестиционный договор может заключаться на срок не более пятнадцати лет. Что делать инвестору остальные десять лет, пока неясно.

Ответственность и споры

Статья 13 законопроекта № 3760 содержит неисчерпывающий перечень существенных условий договора: стороны, предмет договора, объем, формы, сроки предоставления государственной поддержки, права и обязанности сторон, срок договора, экологические требования к реализации инвестиционного проекта, порядок изменения и прекращения договора, досрочного его расторжения и, конечно же, порядок разрешения споров между сторонами.

Отдельной статьей прописываются ответственность сторон договора, гарантии прав инвесторов со значительными инвестициями и применяемое право. Законопроектом устанавливается, что специальный инвестиционный договор регулируется правом Украины, если другое не предусмотрено таким договором. Статья 19 говорит, что стороны специального инвестиционного договора могут свободно избирать механизм разрешения споров, включая медиацию, необязывающую экспертную оценку, национальный либо международный коммерческий или инвестиционный арбитраж, в том числе арбитраж с месторасположением за рубежом, и процедурные правила разрешения споров (с некоторыми исключениями).

Как видим, вопреки всем реформаторским потугам действующей власти, у авторов законопроекта № 3760 нет особого доверия к национальной судебной системе.

Заключительными положениями предлагается признать утратившими силу Законы Украины «О подготовке и реализации инвестиционных проектов по принципу «единого окна» и «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест». Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины от такого хода не в восторге. К примеру, последний упомянутый закон ориентирован, как обращает внимание Главное управление, на другие субъекты, объекты и цели государственной поддержки, предусматривает возможность государственной поддержки значительно меньших по размеру инвестиционных проектов, что имеет важное значение для субъектов малого и среднего предпринимательства. «При этом надлежащий детализированный анализ состояния применения указанного закона в сопровождаемых к проекту документах не представлен», — весьма резонно отмечает главный законотворческий ревизор парламента.

«В целом же считаем практику распыления законодательства, регулирующего одну сферу общественных отношений, неконструктивной», — добавляют эксперты управления. Также они обращают внимание на несогласованность терминологического аппарата и законодательных конструкций в налоговом, таможенном и земельном законодательстве.

Но эти детали, согласитесь, легко исправить ко второму чтению. Главное сейчас народным депутатам Украины определиться с общим видением, единым предложением для иностранных (да и национальных тоже) инвесторов. И, судя по парламентским перипетиям, эта борьба будет нешуточной.

 

Инвестиционная модель

 

Ольга МАГАЛЕЦКАЯ, глава офиса Национального инвестиционного совета Украины

Украина постоянно находится в поле зрения инвесторов, но не всегда их заинтересованность заканчивается реализацией конкретных проектов в нашей стране.

Мы пребываем в очень конкурентной среде и видим, что инвестиционная привлекательность соседних стран существенно выше, в том числе потому, что они предлагают инвесторам ряд инвестиционных стимулов со стороны государства.

Если сравнить объемы привлеченных инвестиций соседних стран и Украины, то можно увидеть, что инвесторы отдают предпочтение «знакомым» рынкам. Например, только в 2018 году Польша привлекла 11,5 млрд долл. США инвестиций, Чехия — 9,4 млрд долл. США, Венгрия — 6,3 млрд долл. США, в то время как Украина привлекла лишь 2,9 млрд долл.  США.

Политическая готовность правительства страны поддерживать инвестиционную деятельность является важным фактором для инвесторов при выборе рынка для реализации своих проектов. Это служит сигналом, что правительство соответствующей страны готово к долгосрочному сотрудничеству.

В Украине стимулирующего инвестиционного законодательства пока нет, и первоочередной задачей для страны является создание инвестиционных стимулов для проектов, которые будут реализовываться в индустриях с высокой добавленной стоимостью (машиностроение, химическая промышленность, электроника и т.д.).

Законопроект № 3760 может исправить сложившуюся ситуацию, предлагая ряд стимулирующих инструментов государственной поддержки проектам с суммой инвестиций от 30 млн евро. Инвесторами могут быть как иностранцы, так и украинцы.

Принятие данного законопроекта позволит повысить конкурентные преимущества Украины как направления капиталовложений, будет способствовать переориентации экономики Украины с сырьевоориентированной на экономику, сфокусированную на создание добавленной стоимости продукции, произведенной на территории Украины.

Я хочу подчеркнуть, что создание дополнительных инвестиционных стимулов со стороны государства сверхважно. Украинское законодательство необходимо приблизить хотя бы по базовым пунктам к принципам инвестиционной политики наших стран-соседей, чтобы иметь возможность конкурировать и бороться за потенциальных инвесторов. Например, при построении финансовых моделей для инвестиционных проектов в Украине ставка дисконтирования в 3,5–4 раза выше, чем в соседних странах Центральной и Восточной Европы. С такими показателями ни один проект в Украине не может выглядеть привлекательно, а показатели начинают выравниваться, если заложить в финансовой модели освобождение от налога на прибыль на пять лет, как это предусмотрено законопроектом № 3760.

Надеюсь, что до конца этого года данный законопроект будет рассмотрен и проголосован Верховной Радой Украины. Далее потребуется несколько месяцев для доработки нормативных актов, затем подача заявок инвесторами и согласование в КМУ. Можно ожидать, что механизмы инвестиционных стимулов заработают во второй половине 2021 года.

 

Позитивный момент

 

Александр ОНУФРИЕНКО, партнер Asters

Само по себе появление проекта Закона Украины «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями» № 3760 является позитивным моментом. Наша страна нуждается не просто в инвестициях, а в крупных инвестиционных проектах, сопряженных с развитием производственных мощностей и созданием тысяч рабочих мест. Не является секретом то обстоятельство, что почти все страны, в том числе и лидеры экономического роста, предоставляют таким инвесторам те или иные преференции, иногда и законодательно закрепленные.

К плюсам нового законопроекта я бы отнес прежде всего базисную концепцию о привлечении именно производственных инвесторов, инвестиции которых направлены на создание продукта с высокой долей добавленной стоимости. Также следует сказать, что идея авторов законопроекта по созданию специального госоргана для сопровождения таких инвесторов имеет свои позитивные моменты. Да, с одной стороны, уже начинают закрадываться опасения в связи с количеством вновь созданных госорганов, но с другой стороны, осознавая реальную ситуацию с регулированием разрешительной системы в самых разных отраслях права, понимаешь, что именно в этот момент без «инвестняни» конкретному инвестору придется туговато. И, конечно, самое главное позитивное значение законопроекта — крупный инвестор изначально будет понимать перечень льгот, которые он может получить при реализации проекта в нашей стране. Можно долго спорить о правильности предоставления льгот только одной категории инвесторов, но факты сегодняшнего дня неумолимо свидетельствуют о небольшом притоке промышленных инвесторов при отсутствии таких льгот.

Однако действенность нового механизма привлечения инвестиций будет зависеть от устранения недостатков нового проекта. В первую очередь, я бы отнес к ним несогласованность проекта с нормами уже действующих системных Законов Украины «Об инвестиционной деятельности», «О режиме иностранного инвестирования», «О государственно-частном партнерстве». Боюсь, что коллизии между нормами проекта (если он будет принят в таком виде) и вышеуказанными законами приведут к тому, что контролирующие органы смогут оспорить заявления уже осуществившего вложение инвестора на получение соответствующих льгот. Приветствуя то обстоятельство, что в проекте нового закона описан новый инструмент — «специальный инвестиционный договор», все же хотел бы отметить, что этот раздел необходимо еще доработать. Так, например, пункт 3 статьи 10 проекта предусматривает, что специальным инвестиционным договором определяются форма и объем господдержки инвестору, в то время как одна из самых главных форм поддержки — налоговая — должна регулироваться нормами законодательства и не может быть предметом договорного регулирования. Уверен, что с устранением этих и других системных несогласованностей мы получим качественный инструмент для привлечения крупных инвесторов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Свежие новости

Акцент

Судебные риски

В фокусе: банкротство

Успешная санация Киевнаучфильма обернулась проверками и уголовными производствами

Государство и юристы

Рекомендательный совет

Задать фору

Дайджест

Как доказать домашнее насилие в суде

Книжная полка

Защитные рефлексы

Новости

Новости ЕСПЧ

Новости юридических фирм

Новости из зала суда

Отрасли практики

Трехуровневая пенсионная система

Банкротство через ликвидационную процедуру остается выгодным должнику

Мобильный комплекс

По крайней мере

Репортаж

Под защитой от короны

Самое важное

Елена Орлюк рассказала о причинах реорганизации, внутренних изменениях и ближайших планах Института права КНУ

За жалобы на адвоката в КДКА надо платить — новое решение САУ

Судебная практика

БП ВС: Взыскание ипотеки с физического лица предпринимателя — хозяйственный спор

Когда поручитель не несет солидарной ответственности с должником

Судебные решения

Об ответственности банка за несвоевременное внесение средств должника в счет погашения кредитных обязательств

Тема номера

Срочный вызов

Передача прав на знаки для товаров и услуг выглядит одинаково практически в каждой стране мира

Виды и инструменты защиты нарушенных прав на торговые марки

Объектом изобретения может быть продукт или процесс в любой сфере технологии

Частная практика

Пространство для M&Aневров

НААУ должна восстановить публичные данные об адвокатах Киева в ЕРАУ, но не всех

Інші новини

PRAVO.UA