В конце апреля этого года Верховный Совет Украины принял за основу и в целом проект, которым вносятся изменения в Закон Украины «О нотариате» (№ 7304). По состоянию на 5 мая с.г. текст изменений находился на подписи у Президента Украины.
Ранее, когда законопроект только готовился к рассмотрению парламентом, мы писали на страницах «Юридической практики» об основных идеях, рожденных в Минюсте. Изменения, которые предлагается внести, довольно масштабны, но касаются всего одной статьи Закона Украины «О нотариате» — статьи 10.
В соответствии с законопроектом предлагается предоставить Высшей квалификационной комиссии нотариата (ВККН) следующие полномочия:
— проведение квалификационного (в том числе и повторного) экзамена на право осуществления нотариальной деятельности;
— рассмотрение вопроса и принятие решения об аннулировании свидетельства о праве на осуществление нотариальной деятельности;
— принятие решения о выдаче Министерством юстиции Украины свидетельства о праве на осуществление нотариальной деятельности.
Парламентский Комитет правовой политики, рассматривая данный законопроект, обратил внимание на то, что с целью приведения законодательства о нотариате в соответствие с принципами Латинского нотариата, учитывая положительный европейский опыт, в законопроекте следует определить количественный состав ВККН и нормировать порядок привлечения общественности к деятельности этой комиссии.
При подготовке документа ко второму чтению Главное юридическое управление обращает внимание на те же моменты.
Во-первых, изменения не учитывают базовых принципов системы Латинского нотариата, определенных в Уставе международного союза латинского нотариата (доступ к профессии нотариуса обеспечивается исключительно после успешного завершения обучения кандидатами, а проверка деятельности нотариусов должна осуществляться органом, который состоит исключительно из нотариусов).
Во-вторых, в тексте проекта недостаточно четко и ясно изложены такие вопросы, как статус создаваемой комиссии, порядок ее формирования и состав, принципы деятельности ее членов.
В-третьих, необходимо четко определить форму представления Главного управления юстиции Минюста в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, гг. Киеве и Севастополе, на основании которого лицо допускается ВККН к сдаче квалифэкзамена. Парламентские юристы пришли к выводу о необходимости существенной доработки проекта и внесения на повторное второе чтение.
Главное научно-экспертное управление, рассматривая текст проекта еще до первого чтения, обратило внимание прежде всего на необходимость обоснования централизации сдачи квалификационных экзаменов. «Чрезмерная централизация указанной процедуры вряд ли существенно повлияет на повышение квалификации лиц, намеренных заниматься нотариальной деятельностью», — указано в заключении экспертов. Отметим, что на заседании Комитета представитель Минюста данную инициативу объяснил тем, что и так большинство несдавших экзамен в своем регионе, пересдают его в г. Киеве.
Также, по мнению специалистов из Главного научно-экспертного управления, целесообразным было бы узнать мнение общественных объединений по поводу этой идеи, несмотря на то, что в пояснительной записке к проекту указано, что проект не требует консультирования с общественностью.
Главное научно-экспертное управление также настаивало на необходимости законодательно определить статус ВККН, в частности количественный состав и требования к членам ВККН, а утверждение состава Комиссии из рук Минюста передать правительству.
Стоит отметить, что деятельность ВККН в ее нынешнем статусе регулируется Положением о ВККН, утвержденным постановлением правительства от 8 декабря 2006 года № 1689. Согласно Положению, ВККН рассматривает жалобы на решения региональных квалифкомиссий нотариата об отказе в допуске лица к нотариальной деятельности; решает вопросы относительно сдачи квалифэкзамена ВККН лицом, подавшим жалобу; разрабатывает и составляет план сдачи квалифэкзаменов лицами, желающими стать нотариусом.
В состав Комиссии входят четыре нотариуса, три представителя Минюста и два представителя легализированных в установленном порядке объединений нотариусов со всеукраинским статусом. Персональный состав Комиссии утверждается приказом Минюста. Срок действия полномочий ВККН — 5 лет со дня проведения ее первого заседания. Председателем Комиссии является министр юстиции.
Своим приказом 6 октября 2010 года Минюст утвердил состав ВККН. В нее вошли: Александр Лавринович — министр юстиции, председатель Комиссии; Екатерина Чижмарь — директор Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа;
Дмитрий Журавлев — заместитель директора Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа, секретарь Комиссии; Людмила Павлова — президент Украинской нотариальной палаты (УНП); Алла Ерух — частный нотариус Киевского городского нотариального округа; Юрий Козьяков — частный нотариус Киевского городского нотариального округа; Валентина Копылова — представитель УНП, частный нотариус Ирпеньского городского нотариального округа Киевской области; Людмила Шандыба — частный нотариус Киевского городского нотариального округа; Валентина Якименко — частный нотариус Киевского городского нотариального округа.
Таким образом, ко второму чтению был подготовлен текст законопроекта № 7304, в котором определен срок полномочий ВККН — 3 года со дня утверждения Минюстом персонального состава. Предложение народного депутата Украины Юрия Кармазина о том, чтобы указать в законе определенное количество членов ВККН, не нашло поддержки в парламенте. Равно как и его же предложение вывести Комиссию из компетенции Минюста.
Итак, ВККН создается при Минюсте для определения уровня профессиональной подготовленности лиц, намеренных заниматься нотариальной деятельностью, и решения вопроса об аннулировании свидетельств о праве на осуществление нотариальной деятельности. Положение о Высшей квалификационной комиссии нотариата утверждается Кабинетом Министров Украины.
После прохождения стажировки лица, намеренные сдать квалифэкзамен на право осуществления нотариальной деятельности, допускаются ВККН к его сдаче на основании представления Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, гг. Киеве и Севастополе.
Порядок допуска к сдаче квалификационных экзаменов и их проведения устанавливается Министерством юстиции Украины. При этом предложение г-на Кармазина передать такие полномочия правительству народные депутаты не поддержали.
На основании результатов сданного экзамена ВККН принимает решение о выдаче (или отказе в выдаче) Минюстом свидетельства о праве на осуществление нотариальной деятельности.
Лица, не сдавшие квалифэкзамен, допускаются к его повторной сдаче не ранее чем через год по представлению региональных главных управлений юстиции. Лица, не сдавшие повторный и следующие квалифэкзамены, могут быть допущены к сдаче нового экзамена после прохождения дополнительной стажировки. Идея г-на Кармазина о том, чтобы такие лица были допущены к сдаче квалифэкзамена только после 3-х лет и прохождения годичной стажировки, также не встретила поддержки.
Лицо, частная нотариальная деятельность которого не проводилась в течение 3‑х лет после получения свидетельства о праве на осуществление нотариальной деятельности и которое не работало нотариусом, консультантом госнотконторы или помощником (консультантом) частного нотариуса, не было должностным лицом, осуществляющим руководство и контроль за деятельностью нотариата, до подачи заявления о регистрации нотариальной деятельности должно подтвердить свою квалификацию путем сдачи нового квалифэкзамена. Также не нашла поддержки народных депутатов поправка, предложенная нардепом Кармазиным, которая рекомендовала в качестве исключения добавить лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, в перечень тех, кому необязательно подтверждать свою квалификацию.
Вопрос об аннулировании свидетельства о праве на осуществление нотариальной деятельности рассматривается ВККН по представлению соответствующих главных управлений юстиции.
Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и будет введен в действие с 1 января 2012 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…