К сожалению, сегодня наше государство не может похвастаться наличием законодательства, развитого в той степени, чтобы обеспечивать субъектам хозяйствования возможность нормального, стабильного и безопасного существования и развития. Причинами такому явлению могут быть: переизбыток в отечественном нормативно-правовом регулировании архаистических понятий, норм и правил; возможность двойственного толкования одной и той же нормы; и самое главное — наличие большого количества несогласованностей в регулировании как отдельных вопросов, так и целых сфер внутригосударственных общественных отношений.
К таким несогласованностям стоит относить вопросы определения видов и организационно-правовых форм юридических лиц на Украине, а также интерпретацию такого понятия, как «дочернее предприятие (компания)».
Руководствуясь простой логикой, а также общими понятиями о дочерних компаниях, заимствованных из опыта стран с более развитой практикой регулирования корпоративных отношений, понятие дочерней компании можно определить как юридическое лицо, полностью или частично созданное и полностью контролируемое другим юридическим лицом, владеющим более чем половиной (50 %) уставного капитала такого созданного лица. Под дочерним предприятием подразумевается юридическое лицо как с одним, так и с двумя или более учредителями (участниками), но подконтрольное лишь одному из них — материнской компании. При этом главной характерной чертой дочернего предприятия (компании) является именно его зависимость от материнской/холдинговой компании, подконтрольность ему.
В целом такие понятия, как «холдинг», «дочерняя компания», «целевая компания» и т.п. имеют прямое отношение к специальной юридической и бизнес-терминологии, применяющейся для обозначения организационной структуры бизнес-группы, то есть группы, члены которой связаны между собой отношениями контроля. Такая терминология создана с целью упрощения и унификации общения между юристами и бизнесменами стран с разными правовыми системами и законодательством.
В украинском же законодательстве понятие дочернего предприятия (компании) в нормативно-правовых актах рассматривается совершенно по-разному.
Понятие «дочернее предприятие (компания)» встречается в таких нормативных актах, как Хозяйственный кодекс Украины и Закон Украины «О банках и банковской деятельности» № 2121-ІІІ от 7 декабря 2000 года. Это понятие также регулируется приказом Министерства финансов Украины «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий» № 163 от 7 июля 1999 года и постановлением НБУ «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету операций с ценными бумагами в банках Украины» № 358 от 3 октября 2005 года.
Согласно указанным нормативным документам, дочернее предприятие (компания) в той или иной мере определяется как компания, контролируемая другой компанией.
Несмотря на это, действующее законодательство все же не дает исчерпывающего определения данного понятия, равно как не устанавливает единых критериев его интерпретации.
Так, согласно части 8 статьи 63 Хозяйственного кодекса Украины, в случаях наличия зависимости от другого предприятия, предусмотренных статьей 126 Кодекса, предприятие признается дочерним. Статья 126 Кодекса, определяющая понятия ассоциированных предприятий и холдинговых компаний, указывает также на дочернее предприятие как зависимое предприятие, находящееся в решающей зависимости от другого (ассоциированного) предприятия. При этом решающая зависимость возникает в том случае, когда между ассоциированными предприятиями (материнской и дочерней компаниями) устанавливаются отношения контроля-подчиненности за счет преимущественного участия контролирующего предприятия (материнской компании) в уставном капитале или других органах управления другого (подчиненного) предприятия, в частности — владения контрольным пакетом акций.
Вместе с тем новая классификация организационно-правовых форм хозяйствования ДК 002:2004, устанавливающая исключительный перечень форм хозяйствования на Украине (утвержденная в 2004 году), по-прежнему предусматривает такой вид организационно-правовой формы юридического лица, как дочернее предприятие, и интерпретирует его как предприятие, единственным учредителем которого является другое предприятие.
Таким образом, при отсутствии четко сформулированного и исчерпывающего определения термина «дочернее предприятие (компания)» на законодательном уровне единственным нормативным актом, регулирующим этот вопрос, является вышеупомянутая классификация. Она является всего лишь статистическим документом, созданным с целью упорядочивания разрозненной юридической терминологии в сфере корпоративных отношений, который, вдобавок, некорректно определяет рассматриваемый термин.
Такая некорректность заключается, прежде всего, в том, что если воспринимать дочернее предприятие как организационно-правовую форму юридического лица, собственником которого является другое юридическое лицо (материнская компания, холдинг), то такое лицо не может каким-либо образом (полностью или частично) отчуждать принадлежащую ему долю в уставном капитале дочерней компании. Ведь такое отчуждение приведет к утрате подконтрольным предприятием статуса «дочернего» и, следовательно, к необходимости изменения организационно-правовой формы компании. Напротив, предприятие может считаться дочерним лишь из-за подконтрольности (подчиненности) другому юридическому лицу, но по организационно-правовой форме являться, например, обществом с ограниченной ответственностью. В таком случае отчуждение его собственником (холдингом) существенной доли в уставном капитале такого подконтрольного предприятия одному или нескольким новым собственникам (размывание доли) может привести к фактической утрате таким холдингом контроля над дочерним предприятием. При этом такое отчуждение никоим образом не повлияет на организационно-правовую форму предприятия, а только лишит его понятийного статуса дочернего предприятия как вида юридического лица.
Поэтому дочернее предприятие (компания) — это юридическое лицо, деятельность которого неразрывно связана с его материнской компанией (холдингом). То есть такой статус приобретается не только в процессе инкорпорации (создания нового предприятия его контролирующим субъектом (холдингом)), но и в процессе приобретения контроля над таким дочерним предприятием (приобретения существенной доли в таком предприятии). Более того, организационно-правовая форма дочернего предприятия (компании) может быть создана в любой применимой форме (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и т.п.).
Также следует отметить, что статус дочернего предприятия автоматически причисляет юридическое лицо к определенной группе компаний — зависимых, подконтрольных.
Отсутствие в отечественном законодательстве четкого регламентирования (интерпретации) понятия «дочернее предприятие (компания)», а также особенностей его создания и деятельности приводит к большому количеству несогласованностей в правоприменительной практике, конфликту норм, а также свидетельствует о наличии серьезных недоработок в законодательном регулировании отношений с участием хозяйствующих субъектов на Украине.
Выход из сложившейся ситуации один — полностью исключить возможность применения понятия «дочернее предприятие (компания)» в отношении организационно-правовых форм юридических лиц на законодательном уровне. Это позволит не только избежать неразберихи в регламентировании такого вида юридических лиц, а также хозяйственных отношений с их участием, но и избавиться от «балласта» устаревших и некорректных норм, мешающего отечественному законодательству выйти на новый качественный уровень регулирования общественных отношений, а государству — надлежащим образом выполнять свои функции по управлению внутригосударственными процессами.
ОЛЕЙНИК Павел — юрист АФ ENGARDE, г. Киев
Принятие в 1991 году законов «О предпринимательстве», «О предприятиях на Украине», «О хозяйственных обществах» положило начало государственному регулированию создания, деятельности и прекращения субъектов предпринимательства на Украине (тогда еще — Украинской ССР). Среди прочего вышеуказанными законодательными актами были установлены основные виды и организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов. Согласно статье 9 Закона Украины «О хозяйственных обществах», хозяйственным обществам была предоставлена возможность создавать свои дочерние предприятия.
Предоставив указанное право, законодатель, однако, не удосужился детализировать основные признаки дочерних предприятий и особенности их создания.
Дочерним предприятием признавалось юридическое лицо, созданное на основе имущества другого юридического лица, то есть лицо, полностью принадлежащее другому юридическому лицу.
Таким образом, дочернее предприятие означало вид, а не форму хозяйствующего субъекта, характеризующегося стопроцентной зависимостью от другого юридического лица.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…