Взгляд сквозь «единое окно» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (428) » Взгляд сквозь «единое окно»

Взгляд сквозь «единое окно»

Процедура регистрации субъектов предпринимательской деятельности, как известно каждому, кто когда-либо сталкивался с такой необходимостью, требует совершенно нелогичных, учитывая международный опыт, временных и денежных затрат.

И в связи с этим 22 февраля с.г. Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно введения порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности)» (Закон).

Согласно Поручению Президента Украины от 1 июня 2005 года, должны были быть приняты меры, необходимые для введения порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности по принципу «единого окна». Введение «единого окна», безусловно, нужно, оно продиктовано требованиями упрощения сложной и неэффективной процедуры государственной регистрации, которые выдвигает предпринимательское сообщество, и связано с необходимостью приведения украинского законодательства в соответствие с европейскими стандартами.

Правовое регулирование деятельности по государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности состоит из норм законов Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности», «Об общеобязательном государственном социальном страховании в случае безработицы», «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением». В эти нормативные акты Закон вносит изменения, вызванные необходимостью согласования законодательства для реализации принципа «единого окна».

Упомянем, что Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», принятый в 2003 году, де-юре ввел в действие принцип «единого окна». Однако, как отметил специалист в области предпринимательского права — партнер адвокатской компании «Гвоздий и Оберкович» Сергей Тюрин, в связи с несогласованностью этого акта с другими законодательными актами, которыми предусмотрен иной порядок взятия на учет субъектов предпринимательской деятельности, внесения изменений в их регистрационные дела или в случае прекращение таких субъектов, принцип «единого окна» все еще не может быть реализован.

Окно, которого нет

Принцип «единого окна» был разработан для того, чтобы упростить процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, сведя к минимуму денежные и временные затраты. С точки зрения предпринимателя, он должен проходить процедуру регистрации и все послерегистрационные процедуры в одном месте максимум в два этапа. Первый — это подача документов, второй — получение документов. И все — после этого можно работать. Но, хотя Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» и предусматривает обязанность государственного регистратора сообщать органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования о проведении регистрационных действий, на основании чего должно проводиться взятие юридического лица или физического лица-предпринимателя на учет, на практике ситуация выглядит иначе. Предприниматель собирает документы, приходит к государственному регистратору, который осуществляет регистрационные действия и выдает свидетельство о государственной регистрации. А после этого начинается «хождение по мукам» — для предпринимателя, конечно. По вопросам постановки на учет и снятия с учета необходимо обращаться в каждый из вышеупомянутых органов. Необходимо снимать копии с документов, получить справки из этих органов, разрешение на печать… В некоторых случаях нужно предоставить нотариально удостоверенные копии документов — оригиналы, согласно существующей процедуре, не всегда принимаются. Существуют и «технические» проблемы — большое количество лиц, желающих получить статус субъекта предпринимательской деятельности, и высокий уровень бюрократизации органов, в которых необходимо стать на учет, волокиту затягивают еще больше. А ведь в «учетных» органах не каждый день — приемный. Таким образом, «единое окно» фактически существует лишь на бумаге.

Новации Закона

Стоит проанализировать Закон, чтобы выяснить, как он повлияет на отношения, связанные с проведением государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Одно из главных положений Закона — упрощение процедуры учета субъекта предпринимательской деятельности. Не будет необходимости лично обращаться в каждый из органов, в котором постановка на учет является необходимой. Такая постановка будет проводиться на основании регистрационной карточки, а субъект предпринимательской деятельности будет контактировать только с государственным регистратором. Закон предусматривает, что постановка на учет будет проводиться не позднее рабочего дня, следующего за днем получения органами, осуществляющими учет, сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором. Нужно отметить, что для физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, но использующих наемный труд, учет также является обязательным. Однако они обязаны обращаться в органы учета с заявлениями.

Кроме этого, уменьшается размер платы за отдельные публикации в специализированном печатном средстве массовой информации. Упрощается процедура прекращения юридического лица. Важна также норма, согласно которой государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для проведения регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, кроме предусмотренных Законом.

Нужно отметить, что Законом не урегулированы вопросы учета субъектов предпринимательской деятельности в органах статистики. Это, безусловно, негатив, который будет препятствовать реализации принципа «единого окна».

Интересным моментом является то, что Закон… вступает в силу через 6 месяцев со дня его опубликования. То есть ждать, пока «откроется» долгожданное «единое окно», заинтересованным в получении статуса субъекта предпринимательской деятельности лицам придется долго. Еще нужно учесть, что Законом установлен трехмесячный срок, в течение которого Кабинету Министров Украины предписывается привести свои акты в соответствие с новопринятым законодательным актом и обеспечить приведение в соответствие своих актов с Законом министерствами и другими центральными органами исполнительной власти.

Итак, подведем итоги. Принятие Закона позволяет решить многие проблемы регистрации субъектов предпринимательской деятельности, но, в то же время, придется ждать, пока подзаконные акты будут приведены в соответствие с Законом. Шестимесячная «отсрочка» вступления в силу Закона — безусловно, отрицательный момент, препятствующий скорейшему введению оптимальной для предпринимателей процедуры регистрации.

Еще одно изменение

Напоследок стоит упомянуть, что кроме рассматриваемого Закона, Верховный Совет Украины недавно принял, а Президент Украины подписал еще один законодательный акт, вносящий изменения в процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Речь идет о Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины», согласно которому планируется включить в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей сведения относительно лиц, которые избираются или назначаются в орган управления юридическим лицом, уполномоченных представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами, и относительно финансовой отчетности о хозяйственной деятельности юридического лица в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах. Установлена обязанность предприятия подавать государственному регистратору такую финансовую отчетность.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Подведение итогов: а воз и ныне там!..

Деловая практика

Взгляд сквозь «единое окно»

Законодательная практика

Новый закон для «ящика»

Комментарии и аналитика

Как правильно реорганизовать компанию

Незаконный или недействующий акт?

Благоприятные условия для холдингов

Неделя права

АМКУ: покой нам снится…

Нет приговора — нет преступления

«Электронная» отчетность

Евросуд модернизируется

Олимпийцы надели не те брюки

Реестр событий

Судебно-правовой «форсаж» ВСУ

Лидеры рынка — теперь вместе!

Заработная плата судей по закону!

Совет коллеги

Одна сейчас, а вторая - про запас!

Акции миноритариев подлежат выкупу

Судебная практика

Софизмы исполнительного производства

Аспекты вступления в полномочия ОСМД

Судебные решения

Где граница между здоровой критикой и клеветой?

О полномочиях областных управлений юстиции

Об аспектах исполнительного производства в случае открытия производства по делу о банкротстве должника

Последствия отказа от получения постановления об открытии исполнительного производства

Про практику розгляду судами кримінальних справ про злочини, вчинені стійкими злочинними об’єднаннями

Тема номера

«Мартышка и очки» при исполнении...

Как надо исполнять судебные решения

Частная практика

Обновленный финконтроль

Юридический форум

Как правильно финансировать?

Інші новини

PRAVO.UA