В Верховном Совете Украины 12 сентября 2013 года был зарегистрирован законопроект № 3237 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уточнения полномочий нотариусов и особенностей регистрации производных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения».
Этим законопроектом планируется внести изменения в законы Украины «О нотариате», «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», а также в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП).
Новый законопроект, в частности, дает возможность нотариусам иметь доступ к Государственному земельному кадастру и формировать из него извлечения о земельном участке. Законодатель таким путем предлагает упростить процесс оформления (переоформления) прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, что увеличит количество сделок относительно земли на аграрном рынке. Напомним, что в соответствии с действующим Порядком ведения Государственного земельного кадастра, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2012 года № 1051, такие полномочия есть только у государственных кадастровых регистраторов.
Кроме того, этот проект позволяет как собственнику, так и арендатору регистрировать одновременно с производным правом на земельный участок сельскохозяйственного назначения право собственности, если оно было оформлено до 1 января 2013 года. Действующие нормы, а именно: Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22 июня 2011 года № 703, устанавливают, что регистрация производных вещных прав на недвижимое имущество проводится после государственной регистрации права собственности на такое имущество.
Таким образом, возможность, которую дает законопроект, делает процедуру оформления прав на сельскохозяйственные земли для приобретателей вторичного права пользования (права аренды) значительно проще и быстрее, так как арендаторы смогут самостоятельно дооформить не внесенное в реестр первичное право собственности при регистрации права аренды.
Также законопроектом предлагается дополнить Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» новым разделом «Переходные положения». Планируется до 1 января 2015 года осуществить автоматизированный перенос записей Государственного реестра земель в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (Государственный реестр прав). С момента автоматизированного переноса соответствующей информации перенесенные записи будут считаться сведениями Государственного реестра прав, а права на соответствующие земельные участки — зарегистрированными.
Это положение вызывает сомнения, так как пока не совсем ясно, какой непосредственно орган и каким образом технически будет осуществлять автоматизированный перенос данных. Напомним, что Государственный реестр земель до 1 января 2013 года существовал в письменной форме в виде книг записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли. Сейчас Государственный реестр прав — это единая государственная информационная система, которая содержит сведения о правах на недвижимое имущество, их обременениях, а также об объектах и субъектах этих прав. Кроме того, высока вероятность возникновения ошибок при переносе таких данных, что, соответственно, неизбежно приведет к административным судебным разбирательствам.
Кодекс Украины об административных правонарушениях планируют дополнить новой статьей и тем самым ужесточить ответственность государственных регистраторов путем введения штрафа за нарушение установленных законом сроков внесения сведений в Государственный реестр прав, вымогание не предусмотренных законом документов.
Можно предположить, что, с одной стороны, эта норма упорядочивает процесс работы регистраторов, но с другой — создает условия для повышения уровня коррупции в этой сфере. Кроме того, возникает вопрос о перечне «необходимых документов, предусмотренных законом». В Законе Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» не изложен исчерпывающий перечень необходимых документов. Таким образом, норма может стать большей частью манипуляторным механизмом, чем способом улучшения порядка регистрации прав.
Анализируя вышеизложенное, нужно отметить, что законодатель путем упрощения процедуры оформления либо переоформления прав на землю сельскохозяйственного назначения стремится улучшить положение для участников аграрного рынка.
В то же время смогут ли все нормы законопроекта стать улучшениями — вопрос спорный. Очень вероятно, что положение об автоматизированном переносе записей реестра земель в реестр прав, а также новая статья в КУоАП привнесут ряд непониманий и разногласий из-за отсутствия четкого механизма их применения.
В целом законопроект указывает на вектор государственной политики в сфере земельных отношений, в частности, на необходимость применения более отточенной модели для регулирования оформления прав на земли сельскохозяйственного назначения.
МИСЕВИЧ Ольга — юрист ЮФ ILF, г. Харьков
Виталий БОЙЧУК,
руководитель практики земельного права и недвижимости ЮФ ConstructiveLawyers
Анализируя изменения, которые предлагается внести законопроектом № 3237, с точки зрения включения в Кодекс Украины об административных правонарушениях новой статьи о повышении ответственности государственных регистраторов, следует отметить их недостаточную значимость.
Так, изменениями предлагается штрафовать госрегистратора, если он нарушает установленные законом сроки внесения сведений в Государственный реестр прав или требует не предусмотренные законом документы для регистрации.
Но законодателю не на этом нужно акцентировать внимание. Обычно регистраторы стараются придерживаться сроков принятия решения по тому или иному вопросу, однако данные решения часто принимаются не в пользу обратившихся граждан, а также имеют характер беспочвенности.
Существенным нивелированием попыток коррупции было бы включение нормы, исключающей вид отказа, который не конкретизируется регистратором в своем решении.
Целесообразно определить только исключительный перечень оснований, по которым государственный регистратор может отказать в проведении регистрации прав граждан.
Также те штрафы, которые предлагает законодатель в своем законопроекте, являются весьма небольшими. Если наказывать за фактическое бездействие государственного регистратора, то это нужно делать жестче и более кардинальными методами.
Искоренением коррупции в работе государственных регистраторов может быть только люстрация и жесткий контроль их деятельности.
Александр ШИШКАНОВ,
партнер ЮК Jurimex
Инициатива автоматизированного переноса записей Государственного реестра земель в Государственный реестр прав не является новой. Ее реализация позволила бы существенно упростить регистрационную процедуру для собственников земли или приобретателей прав, а также сократить время на регистрацию прав. Сегодня из-за чрезмерной нагрузки на органы Госреестра именно временной фактор является критическим, вследствие чего фактически ограничивается оборот прав на земельные участки.
Однако автоматизированный перенос не является универсальным средством для решения всех проблем. Следует помнить, что земельный кадастр содержит в себе сведения далеко не обо всех земельных участках, особенно это касается земельных паев сельхозназначения. Кроме того, общеизвестен факт наличия большого количества ошибок в земельном кадастре. Перенесение записей в реестр прав означает усугубление этих проблем, решать которые в будущем все-таки придется владельцам прав.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…